Конспект совместной деятельности педагога с детьми по обучению чувашскому языку. Тема: «В весеннем лесу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы по обучению чуваскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_vesennem_lesu.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной деятельности
педагога с детьми по обучению чувашскому языку.
Тема: «В весеннем лесу».
Группа: подготовительная
Программное содержание:
Образовательные задачи: Обогатить словарь введением новых слов, ввести в разговорную речь в словосочетаниях, предложениях: çеçпĕл, чечек çыххи, юман, хыр, вĕрене;
- формировать умение воспринимать небольшое по объёму стихотворение, находить в тексте знакомые слова, называть их и понимать смысл произведения с помощью вопросов воспитателя.
Развивающие задачи:
- закрепить в речи знакомые слова: çуркунне, хĕлле, çулла, кĕркунне, çулталăк вăхăчĕ, чăрăш, хурăн;
- упражнять в умении произносить с естественной интонацией, внятно и отчетливо знакомые слова, слоги, словосочетания.
- совершенствовать умения и навыки употреблять в речи количественные числительные, счет в пределах 5, соотносить числительные с именем существительным (пĕр çеçпĕл);
- закреплять глаголы, обозначающие действия;
- упражнять в произношении чувашских звуков «ă», «ĕ», «ç»;
- закрепить умение составлять рассказ по картине о весне.
Воспитательные задачи:
Воспитывать устойчивый интерес к изучению чувашского языка, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ачасем, пирĕн пата мĕнле кайăк вĕçсе килчĕ? (Чакак)
-У сороки для нас есть письмо. Давайте его почитаем. (Чтение письма)
-Ребята, поможем лесным жителям в их беде? А давайте подумаем, что мы можем сделать?
Дети: - Найти подснежники.
Воспитатель: - А что мы знаем о подснежниках? (Подснежники- первые цветы весны, они расцветают ранней весной.)
- Ребята, нам нужно попасть в весенний лес. Он рядом, только сорока сама не знает в какую именно из этих картин нам нужно попасть. А вы различаете одежду разных времен года? (Выставляются картины, изображающие времена года.)
Воспитатель: -Ачасем, ку мĕнле çулталăк вăхăчĕ?
Дети: - Хĕлле.
Воспитатель: Зимний лес нас не ждет.
Воспитатель: -Ачасем, ку мĕнле çулталăк вăхăчĕ? (çулла, кĕркунне)
Воспитатель: -Ачасем, ку мĕнле çулталăк вăхăчĕ?
Дети: - Çуркунне.
Воспитатель: -А я сомневаюсь. Кажется, изображена зима, и в то же время весна. А давайте приглядимся и расскажем, докажем сороке, что нам именно сюда нужно попасть. А сорока не понимает по-русски, поэтому картину описываем на чувашском языке. (Рассказы детей по картине)
- Маттур, ачасем. Ребята, а сорока уже в картине. Давайте за ней. А для того, чтобы мы могли попасть в весенний лес, произнесем волшебные слова:
Чакак хыççăн малалла
Çеçпĕл чечек шырама
Сик, кĕр вармана.
(С закрытыми глазами перепрыгиваем ленту.)
Воспитатель: - Эпир çуркуннехи вăрманта. Мĕн шыратпăр эпир? Мы весеннем лесу. Что мы ищем?
Дети: - Подснежники.
(Дети находят подснежники и приносят воспитателю.)
Воспитатель: - Ачасем, ку çеçпĕл. Çеçпĕл - красивое слово. Давайте хором скажем: çеçпĕл.
-Ку çеçпĕл-и, Лена? (Индивидуально)
-Ку çеçпĕл.
-Пĕл- пĕл- пĕл- çеçпĕл (хором и индивидуально)
Воспитатель: -Ку, мĕн?
Дети: - Ку çеçпĕл.
Воспитатель: Çеçпĕл мĕнле чечек? (Илемлĕ)
Воспитатель: - Мĕн тĕслĕ çеçпĕл? (Шурă тĕслĕ.)
Воспитатель: - Ребята, Соня хочет рассказать нам стихотворение.
Ырă çуркунне ÿсеççĕ
Шурă -шурă çеçпĕлсем.
Питĕ-питĕ илĕртеççĕ
Чун илемĕсем.
Воспитатель: -Илемлĕ сăвă-и, ачасем? Что вы поняли из стихотворения? Встретили ли вы в стихотворении знакомые слова? (Ответы детей.) Теперь еще раз внимательно послушайте, о чем это стихотворение? (Читает воспитатель.) А на русском языке стихотворение звучит так:
Весной расцветают подснежники,
И мы радуемся этой красоте.
-Кто запомнил стихотворение? Попробуйте повторить.
Воспитатель: - Ребята, а давайте соберем цветы в букет. А давайте посчитаем сколько здесь подснежников.
-Миçе çеçпĕл? Шутлатпăр.
Пĕр çеçпĕл, ик çеçпĕл, виç çеçпĕл, тăват çеçпĕл, пилĕк çеçпĕл.
Нумай çеçпĕл –çеçпĕлсем.
-Ачасем, ку чечек çыххи. В русском языке слово «букет» состоит из одного слова, а в чувашском языке- из двух слов: чечек - цветок, çыхă - связка.
Хором скажем: чечек çыххи.
Воспитатель: -Ку чечек çыххи-и? (индивидуально)
Дети: -Çапла, ку чечек çыххи.
Воспитатель: - Чечек çыххи мĕнле? (Илемлĕ)
Воспитатель: - Эпир чечек çыххи турăмăр-и?
Дети: -Çапла, эпир чечек çыххи турăмăр.
Хороводная игра «Çÿрет Ваня»
Воспитатель: - Маттур, ачасем. А теперь мы можем порадоваться тому, что у нас есть подснежники и мы сможем помочь нашим друзьям. Давайте с вами поиграем в хороводную игру «Çÿрет Ваня».
Воспитатель: -Ребята, подснежники-то у нас есть, но почему-то они не звенят, значит, мы что-то еще должны сделать. Сорока нам подсказывает, что мы должны знать названия этих деревьев на чувашском языке. Воспитатель: - Ачасем, вăрманта мĕн пур? Вăрманта йывăçсем нумай-и?
Давайте сядем на пенечки и выучим названия деревьев на чувашском языке.
Ребята, отгадайте загадку. Отгадку назовите на чувашском языке.
Хĕлле те, çулла та пĕр тĕслĕ. (Чăрăш)
-Еще какое дерево ȳ нас вечно зеленое? (Сосна)
-Сосна чăвашла хыр.
Ку хыр. (Показ)
Дети: -Хыр (хором и индивидуально)
Воспитатель: - Ачасем, ку йывăç- юман.
Дети: -Юман (хором и индивидуально)
Воспитатель: - Ачасем, ку вĕрене.
Дети: -Вĕрене (хором и индивидуально)
Воспитатель: - Ребята слышите звон? Это подснежники зазвенели! Изменился лес. Деревья преобразились, ожили. В лесу стало зелено, весело!
Туратсем çинче мĕн пур? (Туратсем çинче çулçă пур.)
Çулçăсем мĕн тĕслĕ? (Симĕс тĕслĕ.)
-Юман кунта мĕнле? (Хитре, пысăк,симĕс.)
-Хурăн (вĕрене) мĕнле? (Хитре, пысăк,симĕс.)
Игра «1,2,3 - к дереву беги!»
Воспитатель: - Ребята, деревья очень рады, что мы им помогли и они хотят с нами поиграть. Поиграем, ребята? Я буду называть деревья, к которым вы направитесь. А двигаться будете так, как я скажу.
1,2,3 – юман (вĕрене, чăрăш, хыр) патне утăр (чупăр, сикĕр, ишĕр)!
Воспитатель: - Маттур, ачасем. Хорошо мы с вами поиграли? Деревья нас благодарят за помощь. Они будут расти и нас радовать своей красотой. Давайте попрощаемся с деревьями. Нам пора возвращаться в детский сад. Для этого мы еще раз перепрыгнем ленту и скажем следующие слова: «Сик, тух каялла!»
Воспитатель: - Маттур, ачасем. Ребята, понравилось вам сегодня заниматься? Что мы сегодня делали? Кому мы помогли? Ты чем помог лесным жителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по логоритмике «Путешествие в весенний лес».
ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОРИТМИКЕ С ДЕТЬМИ ОНР...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы подготовка к обучению грамоте «Мы знаем все гласные буквы»
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в форме игры "Вопрос на засыпку". Дети показывают свои знания, зарабатывая желанные мешочки с "золотым" песком. Родители так же являют...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительного к школе возраста "Приключения на планете Цифляндия"
Мероприятие с использованием инновационных педагогических технологий...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»
Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Прогулка в зимнем лесу»
Конспект совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Прогулка в зимнем лесу» для детей с задержкой психического развития в возрасте от 5 до 7 лет С использованием здоровьесбер...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы "Прогулка в весеннем лесу"
В данном конспекте подобраны материалы по теме "Весна"...