Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе, посвящённый победе в ВОВ.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

садчева елена анатольевна

"Детство, опаленное войной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_opalennoe_voynoy.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей  группе, посвящённый  победе в ВОВ.

Тема: «Детство, опалённое войной».

Задачи:

Образовательные:

- Расширить представления детей о героическом прошлом народа.

- Познакомить с детьми- героями Великой Отечественной войны.

- Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.

-Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

Развивающие:

- Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

- Развивать навык активного участия  в диалоге с воспитателем.

Воспитательные:

- Воспитывать желание детей бороться за мир.

- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.

-Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к детям-героям Великой Отечественной Войны.

Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. 

Предшествующая  работа с детьми по подготовке к педагогическому материалу:

1. Рассматривание репродукций картин о ВОВ;

 2. Чтение литературных произведений о детях-участниках Великой Отечественной Войны (Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей и др.) .

3. Слушание фрагментов музыкальных произведений в грамзаписи М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»;

4.Изготовление  фотогазеты «Фотографии военных лет».

Оборудование:

Проектор и экран для презентации, ноутбук.

Презентация на тему: «Дети войны»

Запись песен «День победы», «Священная война».

Словарная работа: Обогащение:  Отечественная война, партизаны.

Активизация: фронт, разведчик, герой, подвиг.

Организационный момент:

Дети заходят в зал под песню в исполнении  Л.Лещенко "День победы". Встав возле стульчиков, они исполняют песню "День победы".

В: Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. Русские солдаты смело, и отважно защищали свою Родину и победили фашистов. В этом году все мирные люди будут отмечать 70 лет Победы над немецко-фашисткими захватчиками. Мы знаем, что совсем не просто пришел к нам этот день. Его завоевали наши доблестные деды. А кто скажет, когда все мы отмечаем День Победы.

Д: 9 мая

В: Присаживайтесь (дети садятся перед экраном).

Ход НОД:

В:  Что же это за праздник?

Д: Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

В: Это не только праздник солдат, а всего нашего народа, который на фронте и  в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом. Давайте вернёмся в то время и посмотрим, как это было.

1 слайд. (Немецкие самолёты летят бомбить советские города).

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном

Маленькая девочка спала.

Плыло небо в светлых звёздных точках,

Небо тоже дожидалось дня

И никто не знал,

Что этой ночью

На рассвете началась война.

В. Она  началась на рассвете 22 июня 1941 года, когда мирно спали люди. Подлый враг напал на нашу страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Но они просчитались!  На защиту Родины встал весь народ от  мала до велика. Поэтому эту войну назвали – Отечественной.

Чтобы призвать сыновей и дочерей на защиту Родины художник Ираклий Тоидзе нарисовал плакат «Родина- мать зовёт», а поэт Лебедев-Кумач и композитор Александров написали песню «Священная война». Она  стала своеобразным гимном - под нее уходили солдаты на фронт. Давайте послушаем ее.

Враг вначале войны наступал стремительно. В руины превращались многие города и села, через которые проходил враг.  Срочно вывозили взрослых и детей. Однако не всем удалось покинуть родные края до прихода врага.  Многие дети остались, на захваченных врагом землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом, защищали родную землю и совершали настоящие подвиги.

В. Что такое подвиг?

Д. Это отважный, смелый, хороший поступок.

В. Как называют человека, совершившего подвиг?

Д. Герой.

В.  Какими он должен обладать качествами?

Д. Он должен быть смелым, отважным, самоотверженным, умным.

Ребёнок. Не щадя себя в огне войны.

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны,

Были настоящими героями!

В. До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Они учились в школе, помогали старшим. Но началась война, и они показали, каким огромным может быть детское маленькое сердце. Они не согнулись под тяжестью невзгод. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

У войны недетское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть...

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

 Маленькие герои большой войны. Вот некоторые из имён.

 Зина Портнова – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

 Валя Котик – Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Тоже удостоен звания  Героя Советского Союза. Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних, В них совершен был подвиг не один. Вошел в семью героев наших славных Отважный мальчик – Котик Валентин.

 Марат Казей – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

В: Как вы думаете, тяжело ли было на войне? Страшно ли было?

Д: На войне было очень тяжело, было страшно идти на задание и знать, что если немцы поймают, то придется умереть.

В: Верно,  на  войне всем было страшно, не только детям-маленьким героям, но и солдатам, которые сражались на фронтах. Представим, что мы с вами солдаты

Физкультминутка: «Мы солдаты»

На горах высоких,

(поднимаем руки вверх)

На степном просторе         

(руки перед собой, ладонями вверх, разводим в стороны)

Охраняет нашу Родину солдат,         

(ходьба на месте)

Он взлетает в небо,         

(изображают самолеты)

Он уходит в море,         

(туловище наклонили вперед и движение руками, как при плавании)

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад        

(ходьба на месте)

Шелестят березы,        

(руки подняты над головой, наклоны влево, вправо)

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.        

(присели, руки вниз, и медленно поднимаемся)

Скоро я в дозоре

Встану на границе,        

(встать ровно, напрячь мышцы тела, рук, ног)

Чтобы только мирные

Снились людям сны.        

(поднять руки вверх, протягивая к солнцу)

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. Срочно перестраивали работу  заводы, фабрики колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы». Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом.  В тяжкое для страны время мальчишки и девчонки в свои 10 – 16 лет стояли у станка сутками, наравне с взрослыми и изготавливали  оружие, боеприпасы и снаряды для фронта, часто голодали и недосыпали. Как вы думаете, а этот поступок можно назвать героическим?

Д: Да можно, им  тоже было очень тяжело. Без оружия и снарядов солдаты не смогли бы противостоять врагу.

Ребёнок: 1: Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» – девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Ребёнок 2: Станки «малолетки», как крепости брали,

 На цыпочки встав во весь рост.

 И навыки взрослых они обретали.

 Со всех одинаков был спрос.

Ребёнок 3:  Всё отдавали фронту для победы,

Тыл только крохи оставлял себе,

Терпели стойко тяжести и беды,

Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.

В: Сегодня я хочу познакомить вас с одним из тружеников тыла, который совсем мальчишкой, во время войны, стоял у станка  и делал снаряды для фронта. Это Соболев Никита Васильевич.

Он расскажет вам о тех трудных временах. (Выступление ветерана).

В:  Большое спасибо Вам,  за интересный рассказ.

  Низкий поклон и глубокая благодарность за Ваш подвиг.

 Ребёнок:  Поздравляем ветеранов и тружеников тыла.

Спасибо вам за подвиг и за смелость,

 За то, что вы закончили войну,

За то, что ради нас, детей сумели

 Отвоевать свободную страну!

8 слайд.  Великая Отечественная Война закончилась 9мая 1945 года. Когда наши солдаты водрузили флаг над зданием рейхстага в Берлине.

Ребёнок. Мы  водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

 9мая – это всенародный праздник. Это праздник со слезами на глазах. Почему?

Д: Мы одержали победу над фашизмом, но в этой войне погибло  много людей, взрослых и детей.

 Верно,  в  этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений. Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, художники рисовали картины о войне. В нашем городе есть – «Мемориал воинам  симчанам , погибшим в годы Великой Отечественной войны», там всегда горит огонь – как символ сердец людей добывших Победу. 9 мая принято бывать на могилах погибших воинов, возлагать венки, живые цветы тем, кто не вернулся с войны.

В: Давайте вспомним всех погибших за нашу свободу людей, настоящих героев.  Почтим память минутой молчания.

В этот Великий день  поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня.

В:    О чём мы говорили сегодня?

Д: О Великой Отечественной войне. О детях, которые совершали подвиги на фронте и в тылу врага.

В: Верно, мы говорили о страшной войне, которая легла на плечи нашего народа и сегодня мы побеседовали лишь о некоторых героях  Великой Отечественной Войны. Их было гораздо больше. Мы продолжим знакомство с ними.

В: Дети, что нужно для того, чтобы все люди жили счастливо?

Д: Мир.

Верно. МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!  Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить!

Дети читают стихи о мире.

1 ребенок: Нам нужен мир – тебе и мне

 И всем на свете детям,

 И должен мирным быть рассвет,

 Который  завтра встретим.

 2 ребенок. Нам нужен мир, трава в росе,

 Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

 Полученный   в наследство.

 3 ребенок. Нет! – заявляем мы войне,

 Всем злым и черным силам.

Должна трава зеленой быть,

 А небо синим-синим!

 

Дети исполняю «Песню о мире».

Под песню «Солнечный круг» покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....