Виммельбух-технология развития речи
статья по развитию речи
В статье рассказывается о технологии развития речи ВИММЕЛЬБУХ. По своей сути ВИММЕЛЬБУХ - это большая книга для рассматривания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vimmelbuh.doc | 692 КБ |
Предварительный просмотр:
«Виммельбух - технология развития речи детей дошкольного возраста»
В условия ФГОС развитие речи детей дошкольного возраста становится одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании. И это обосновано, поскольку все больше детей имеют речевые нарушения.
Рассмотрим технологию «Виммельбух» как эффективное средство развития и коррекции речи дошкольников.
Данная технология отличается своей простотой и в тоже время необыкновенной притягательностью для детей. Ну, кто из них не любит рассматривать картинки? Виммельбух представляет такую возможность каждому ребенку. Ведь, по сути, это большая детская книга для рассматривания. Первые виммельбухи появились в Германии около 40 лет назад. Дословный ее перевод звучит как «изобилующая, мельтешащая книга».
Такая книга имеет свои особенности. Во – первых, достаточно большой формат – А2. Во – вторых, небольшое количество разворотов. Обычно оно колеблется от 7 до 10. Страницы выполнены из плотного картона для удобства пользования детьми. Но главная особенность виммельбуха состоит в том, что художник задействует практически каждый сантиметр ее пространства. Взглянув на страницу, ребенок молниеносно погружается в какую-то историю и становится ее активным участником. Как правило, в книге отсутствует единый смысловой центр, все сюжетные линии разворачиваются практически одновременно. С каждым открытием книги ребенок находит всё новые жизненные ситуации, улавливает их взаимосвязи, имеет возможность предположить развитие определенных событий, происходящих с главными героями. Все это порождает увлекательнейшие историй, которые зарождаются молниеносно.
Практика внедрения данной технологии в воспитательно – образовательный процесс ДОУ показала, что эта книга буквально приковывает внимание детей. Они разглядывают ее часами, и каждый раз открывают для себя все новые и новые детали.
Роль педагога при этом сводится к ненавязчивому партнерству. Вовремя заданный вопрос побуждает к разворачиванию все более интересных историй, происходящих с главными героями. Именно благодаря отсутствию текста на страницах виммельбуха, речь детей заметно активизируется, ребенок, сам того не замечая, старательно подбирает слова и фразы для выражения собственных мыслей. Самостоятельное придумывание сюжета на основе предложенных художником иллюстраций создает великолепные условия для развития детской фантазии и воображения.
Работу с виммельбухом целесообразно объединить с изучаемыми в течение года лексическими темами: город, животные, новый год, транспорт и т.д.
Для удобства работы, по каждой теме желательно продумать ряд вопросов, стимулирующих детскую речевую активность.
При это можно задействовать все категории развития устной речи:
- активизацию словаря,
- развитие звуковой культуры речи,
- совершенствование грамматического строя речи,
- развитие связной речи ( монологической и диалогической).
Какие же вопросы можно задать ребенку? Самые простые, требующие развернутого ответа, а именно: «А что было бы, если…», «Зачем герой делает …?», «Как ты думаешь, что было до этого?», «А что произошло дальше? и др.
Как читать Виммельбух:
• Листать и спонтанно ОПИСЫВАТЬ увиденное
• ОТЫСКИВАТЬ предметы, героев, детали и т.д. на одной странице или на разных по типу книг «найди и покажи. НАЗЫВАТЬ знакомые или заданные предметы
• ОПИСЫВАТЬ предмет, героя или событие
• СЛЕДИТЬ за одним героем или сюжетной линией на протяжении всей книги, тем самым совершая путешествие по книге-ходилке
• РАССКАЗЫВАТЬ истории
• ОБСУЖДАТЬ сюжеты и героев книг, их поведение, причинно-следственные связи; отвечать на вопросы друг друга
• Находить и проговаривать разные ЭМОЦИИ и НАСТРОЕНИЯ персонажей, а также разные ХАРАКТЕРЫ
• Искать и описывать разные ПРОФЕССИИ персонажей
• Выделять СЕМЬИ и называть всех членов семьи, кто кем кому приходится
• Выполнять придуманные ЗАДАНИЯ НА СЧЁТ и ЦВЕТ (найти и сосчитать все фиолетовые предметы, мальчиков или всех птиц на одной странице, в одной комнате и т.д.)
• Выполнять ЗАДАНИЯ НА ПАМЯТЬ (целенаправленно запомнить детали на странице/локации и попытаться вспоминать и отвечать на вопросы при закрытой книге)
• СРАВНИВАТЬ и ПРОВОДИТЬ АНАЛОГИИ с таким же предметом или событием в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ребёнка (прогулка, приём пищи и т.д.), находить совпадения, различия, общепринятые нормы, искать эти предметы в жизни
• Придумывать разные ЖАНРЫ по событию или с конкретным персонажем: детектив, сказку, мелодраму, комедию и др.
• Все задания выполнять НА ВРЕМЯ или на «КТО БЫСТРЕЕ», если «читателей» несколько
Предлагая ребенку найти все слова на определенный звук, мы прекрасно автоматизируем его.
Находя предметы и называя героев, мы даем представление о существительных, обозначая их действие, тренируем использование глаголов, а описывая их внешний вид, учимся подбирать определения.
Виммебельбух не только прекрасно развивает связную речь, но и расширяет кругозор, развивает разные виды памяти, формирует умение находить причинно-следственные связи.
Ценность виммельбуха состоит в том, что он предоставляет возможность поговорить и выступает в роли приглашения к непринужденному обмену репликами.
Виммельбух подходит детям любого возраста. Да и сами взрослые с удовольствием погружается в рассматривание заманчивых картинок, что стимулирует совместную деятельность детей и родителей.
Таким образом, «книга без слов» становится средством всестороннего развития ребенка, а использование ее в работе логопеда, воспитателя дает эффективный результат педагогических усилий.
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №76» Манахова Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Конспект мастер-класса с педагогами на тему: ««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Конспект мастер-класса с педагогамина тему:««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».Январь, 2021 г.Цель: овладение участниками...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...