Конспект мастер-класса с педагогами на тему: ««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
методическая разработка по коррекционной педагогике
Конспект мастер-класса с педагогами
на тему:
««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Январь, 2021 г.
Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования «виммельбух»- технологии, как средством эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Задачи:
- познакомить с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- распространение личного педагогического опыта по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.
Материалы и оборудование:
• техническое обеспечение: медиа-оборудование (ноутбуки, проектор);
• материалы для деятельности участников мастер-класса: игровой альбом с набором карточек; настенный игровой «виммельбух»; информационные листы (памятки) для анализа презентации.
Ход мастер-класса
Вводная часть
ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи. И одной из таких технологий является «виммельбух»- технология, как средство для эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс для педагогов | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа села Подстепки
муниципального района Ставропольский Самарской области.
Структурное подразделение «детский сад «Золотой ключик»
Конспект мастер-класса с педагогами
на тему:
««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Подготовили :
воспитатели
Гулау Светлана Михайловна
Оганнисян Оксана Юрьевна
Январь, 2021 г.
Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования «виммельбух»- технологии, как средством эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Задачи:
- познакомить с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- распространение личного педагогического опыта по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.
Материалы и оборудование:
• техническое обеспечение: медиа-оборудование (ноутбуки, проектор);
• материалы для деятельности участников мастер-класса: игровой альбом с набором карточек; настенный игровой «виммельбух»; информационные листы (памятки) для анализа презентации.
Ход мастер-класса
Вводная часть
ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи. И одной из таких технологий является «виммельбух»- технология, как средство для эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Информационная часть
Установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно «виммельбух» - технологию.
Что означает слово «виммельбух»? В буквальном смысле – «книжки гляделки», в переводе с немецкого «книга с мельтешащими картинками». Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из - под его пера вышли виммельбухи - «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. В виммельбухе «Найди и покажи в океане», придуманном и нарисованным норвежской художницей Анной Фиске, мы становимся свидетелями заселения планеты. Знаменитая немецкая художница Карьяд придумала и нарисовала виммельбух «Жизнь Динозавров».
Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.). |
Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас, а так же прививают интерес к книгам у нечитающих детей. Виммельбух- это универсальный инструмент в развитии речи. Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии речи, где работа по коррекции речи ведется согласно лексическим темам, мы разработали свой виммельбух, в котором собраны картинки по следующим темам: «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Цветы», «Игрушки», «Профессии», «Посуда», «Транспорт» и другие темы. Альбом для рассматривания имеет плотную основу, к которой на кольцах крепятся заламинированные страницы виммельбуха, которые можно использовать как отдельно, так и целиком. С таким альбомом можно работать индивидуально и по подгруппам. К альбому прилагаются игровые наборы, состоящие из картинок - «искалок», страниц для рассматривания и страниц раскрасок. Для работы с группой детей создан увеличенный вариант страниц виммельбуха - настенный. В процессе работы с виммельбухом появились герои - семья Конфеткиных, которые путешествуя по тематическому альбому, вместе с детьми фантазирует и придумывает собственные истории. |
Практическая часть
Мы предлагаем следующие виды игр с виммельбухом и его героями семьей Конфеткиных:
- «Найди любимую игрушку»
Задачи: обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек. Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
(Предлагается найти картинку игрушки, описать ее и рассказать как с ней играть).
- «Расставь мебель по комнатам»
Задачи: ознакомление с названиями предметов мебели, уточнение назначения мебели, согласование слов «один», «много» с существительными в единственном и множественном числе.
(Необходимо найти предметы мебели, назвать их, определить для какой комнаты они необходимы, сказать из чего они сделаны (стол из дерева - деревянный, один стол - много столы)).
- «Игра на классификацию» (дикие и домашние животные)
Задачи: закрепить представления о диких и домашних животных и их детенышей, формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, классифицировать их.
(Предлагается найти диких и домашних животных, рассказать чем они питаются, называть их детенышей, назвать их среду обитания).
- «Транспорт» (наземный, водный, воздушный; спец. транспорт)
Задачи: расширение представлений о видах и назначениях транспортных средств; развитие умения классифицировать транспорт; знакомство с профессиями, связанными с управлением транспортом.
(Необходимо найти транспортные средства, закрыть их фишкой «воздух, вода, земля», рассказать об их назначении и о том, кто управляет тем или иным транспортом).
- «Посуда» (столовая, чайная и столовые приборы)
Задачи: закреплять название и назначение посуды; закреплять знания о цвете, форме и величине, образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
(Нужно найти только столовую посуду или чайную, назвать ее, описать, сказать из чего она сделана, для чего предназначена, игры «Назови ласково» (тарелка-тарелочка), «Как называется?» (посуда для сахара - сахарница)).
- «Найди геометрические фигуры и предметы похожие на них»
Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, овале, прямоугольнике), умение находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы .
(Предлагаем найти заданные геометрические фигуры и предметы похожие на них по форме, как усложнение и по цвету).
- «Соотнеси число с количеством предметов»
Задачи: формировать навык соотносить число с определенным количеством предметов, закреплять навыки счета; знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.
(Найдите число и соответствующее этому числу количество предметов из любой лексической темы).
- «Что из чего сделано?»
Задачи: продолжать знакомить детей с разнообразным миром предметов и
многообразием материалов, из которых они сделаны; формировать умение согласовывать существительное с прилагательным; формировать умение составлять описательные рассказы.
(Найдите предметы сделанные из того или иного материала, накройте фишками предметы сделанные из муки, ткани, металла и т.д.).
- «Насекомые»
Задачи: продолжать знакомить с разнообразием насекомых, знакомить со способом их передвижения , автоматизация звуков.
(Варианты игр «Ползает, прыгает, летает», «Как звучат насекомые?»(жук-жужжит, комар- звенит…).
- «Что с начала, что потом»
Задачи: формирование навыков связного последовательного рассказа с опорой на сюжетную картинку.
(необходимо правильно найти картинки из одного сюжета и при помощи картинок- «искалок» в правильном порядке составить рассказ)
- «Профессия моих родителей, моя будущая профессия»
Задачи: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности, закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
(Предлагается назвать профессию своих родителей, описать ее, найти картинку ; спросить о своей будущей профессии)
- «В гостях у сказки»
Задачи: развитие речи детей, воспитание интереса к сказкам.
(предлагается найти сказочного персонажа, назвать из какой он сказки, описать его, назвать других персонажей из этой сказки и рассказать ее, провести игру-драматизацию по мотивам этой сказки. Варианты «Угадай по содержанию», «Узнай по описанию», «Придумай свою сказку»)
- «Дерево, куст, цветок»
Задачи: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений, формировать умение классифицировать предметы по характерным признакам, формирование звуковой культуры речи.
(найдите деревья, назовите их, расскажите о строении, чем отличаются и чем похожи (лиственные и хвойные), лист от дуба - дубовый, назовите плоды и семена деревьев;
Найди и назови цветы, опиши их, назови их среду обитания (комнатные, садовые, луговые),найди цветы название которых начинается с определенного звука)
- «Искатели»
Задачи: развитие памяти, мышления, быстроты реакции.
(используем страницы виммельбуха как игровое поле, раздаем карточки-искалочки игрокам(4-6 человек), в карточках по 3 изображения картинок из виммельбуха, необходимо как можно быстрее найти их и накрыть фишками, кто справился быстрее получает жетон, побеждает участник с наибольшим количеством жетонов, усложняем, после раздачи карточек запомнить изображения и перевернуть картинкой вниз, задача быстро и без ошибочно закрыть правильные картинки фишками)
Вывод: Проведя промежуточные мониторинги по динамике уровня речевого развития, результаты показали положительную динамику в развитии устной речи по всем параметрам языковых норм.
Можно сделать вывод, что внедрение инновационного подхода в коррекционно образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать у детей устойчивую мотивацию и заинтересованность в занятиях, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Данное дидактическое пособие отвечает современным требованиям и охватывает весь объем знаний, необходимый ребенку дошкольнику.
Задание педагогам.
Проанализируйте содержание развивающей предметно-пространственной среды ваших групп. Какие пособия вы можете охарактеризовать как интерактивные, которые позволяют осуществлять взаимодействие взрослого с детьми в процессе решения образовательных задач?
Заключительная часть
Таким образом в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области ФГОС.
Литература:
- Али Митгуш «Моя большая книжка-картинка. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016 год
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 год
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999 год
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год
- Анна Фиске «Найди и покажи в океане» Москва: Эксмо,2021 год
- Карьяд «Жизнь динозавров» ООО «РСМЭН» , 2020 год
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...
План по самообразованию "Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР"
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Правильная речь я...
Мастер-класс самомассажа лицевых мышц «Весенняя прогулка» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста
Мастер класс разработан для детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Может использоваться с детьми общеразвивающих групп, так и с детьми с ОВЗ с нарушением речи. В...
Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».
Программа саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей...
Технология «Виммельбух», как инновационное средство развития речи у детей дошкольного возраста
Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь...
План по самообразованию «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
Педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздей...