Доклад «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством применения технологии обучения составлению загадок А. А. Нестеренко»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого творчества детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
И именно использование современных технологий помогает создать такие ситуации, в которых развивается речевое творчество детей: выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает творческие речевые навыки.
Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, и самое главное - он получает радость от речевого творчества.
Итак, гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому. Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким. Почему? Потому что есть авторы, которые уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.
Например, это технология составления загадок для детей школьного возраста Аллы Александровны Нестеренко. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии». ИРО 27-28 апреля 2023
Секция 10: Языковое, речевое и литературное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: комплексные подходы в формировании развивающей речевой среды. Воспитательный потенциал педагогических технологий, ориентированных на языковое, речевое, литературное развитие дошкольников и младших школьников.
ТЕМА: «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством применения технологии обучения составлению загадок А. А. Нестеренко»
1 | |
2 | В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей дошкольного возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. |
3 | Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого творчества детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно использование современных технологий помогает создать такие ситуации, в которых развивается речевое творчество детей: выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает творческие речевые навыки. |
4 | Особое место в работе по развитию речи детей занимает загадка. В методиках описываются огромные преимущества для детей при РАЗГАДЫВАНИИ загадок. Причем методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук». Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. |
5 | Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, и самое главное - он получает радость от речевого творчества. Итак, гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому. Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким. Почему? Потому что есть авторы, которые уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы. |
6 | Сегодня хотим познакомить вас с технологией составления загадок для детей школьного возраста Аллы Александровны Нестеренко. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. |
7 | Обучение детей составлению загадок начинается с 4 лет через путешествие по Стране Загадок. Что мы знаем о Стране загадок? Начнем с того, что это страна, и, значит, как во всякой стране, в ней есть горы, реки, моря, города. Точнее – загадочные горы, загадочные реки, загадочные моря и города. Города эти заселены загаданными предметами. |
8 | Какие же города находятся в Стране загадок? Это: Город самых простых загадок. На улицах Формы, Цвета, Размера и Вещества живут предметы, требующие описания по одному признаку. А на центральной площади города начинается составление более сложных загадок, требующих описания предмета по форме, цвету, размеру и веществу одноврЕменно..) |
9 | Город пяти чувств (улицы Зрения, Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса, центральная площадь). Город пяти чувств поможет значительно расширить спектр признаков, которые используются для изучения и описания (а значит – и для загадывания) объектов окружающего мира. Для работы с этими признаками дети «включат» все анализаторы. Это важно – очень часто в обучении мы опираемся в основном на зрительные образы, а многие малыши – кинестетики, воспринимающие мир «на ощупь». |
10 | Город похожестей и непохожестей помогает развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления. В этом городе загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и чем они от него отличаются. |
11 | Город загадочных частей. Здесь живут очень странные вещи. Некоторые любят разбираться на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков. Другие просто высунут наружу нос, или хвост, или какую-нибудь другую загогулину (не поймешь – то ли это руль, то ли водопроводный кран), а иные вообще спрячутся в погреб и только оставят на видном месте свой след – вот и изволь отгадать их по этому отпечатку… Кстати, технология Друдлы родом из этого города. |
12 | Город загадочных мест - цель – дать детям представление о надсистемах (об окружении объекта, о том, частью чего он является). В некотором смысле этот город является противоположностью Города загадочных частей. Предметы здесь тоже имеют свой способ прятаться: они оставляют нам сообщения о том, где их можно отыскать. Например: На домике написано: салат, магазин, хозяйственная сумка, огород. Домик довольно большой. Здесь, наверное, не один загадочный предмет поселился. Попробуем угадать жильцов домика. Возможные ответы: картошка, морковка, огурцы, колбаса. Разве колбаса растет на огороде? Нет, колбаса нам не подходит. |
13 | Город загадочных дел. В этом городе мы сможем научить детей видеть функции предметов – главные и второстепенные, явные и скрытые. Заметим: названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например, расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по этому же принципу названия другим вещам – выйдут загадки. Или можно придумать как можно больше разных названий, указывающих на действия объекта. Например, лампочка – это светилка, нагревалка, перегоралка, виселка. Что такое затемнялки? Вещехранилка? Напишите, пожалуйства, свои версии в чате, потом мы к ним вернемся. |
14 | Город противоречий позволяет научить детей видеть разделенные противоположности (разрешенные противоречия) в объектах окружающего мира, подбирать объекты по заданным решениям противоречий, решать противоречие, пользуясь различными способами. Это хорошая база для обучения решению проблем. Начинаем с антонимов и игры «Хорошо-плохо», затем переходим к загадкам, в которых отражаем противоположные признаки предметов. |
15 | Во время путешествия по Стране загадок в работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Перед детьми вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки и предлагается детям составить загадку про какой-либо объект. |
16 | Первая модель помогает в определении свойств и качеств, выбранного объекта. Для составления загадки выбран объект, например, снег. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Воспитатель записывает слова в левой части таблицы. - Какой снег по цвету? - Белый. - Какой снег по действиям? - Скрипучий - Какой он на ощупь? Затем воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы: |
17 | После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух. Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Рекомендации: Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом. |
18 | Можно попросить детей дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения в правой части таблицы. Например, таблица для загадки про самовар: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета. Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета). |
19 | Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). |
20 | На слайде можно увидеть пример таблицы при составлении загадки про животное. "Прыгает, как резвый зайчик; карабкается, как ловкая обезьяна; собирает, как хорошая хозяюшка; грызет, но не прожорливый хомяк. Думаю, что все догадались, кто это. |
21 | Особенностью освоения третьей модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. |
22 | Пример составления загадки про цветок: "Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой". |
23 | Когда алгоритм составления загадок освоен детьми, предлагаются следующие формы организации детей для работы по составлению загадок: 1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика. Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку. 2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах. 3. Составление загадок дома с привлечением родителей по опорным таблицам. |
24 | Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или совместным с родителями, или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Также можно записать загадку на диктофон для составления аудиотеки загадок. |
25 | В работе над загадками по технологии А.А. Нестеренко могут возникнуть определенные трудности у детей при решении проблемных задач (загадок): недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении; невнимательность и рассеянность при прослушивании загадки; частое непонимание образных сравнений или их игнорирование. Но важно то, что данная технология предусматривает не только придумывание или составление загадок в уме, а предполагает кропотливую, но интересную и творческую работу над словом. Составляя загадку о конкретном предмете, ребенок устанавливает связи между анализаторам и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта. |
26 | Хотелось бы ещё отметить, что применять данную технологию в своей работе могут воспитатели, педагоги-специалисты, а также родители. Кроме этого, данная технология не требует большой подготовки и дорогостоящих материалов. |
27-28 | А теперь вернемся к вашим вариантам ответов на загадки. На экране представлены варианты ответов детей. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста
Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей ст...
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации
Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость с...
Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»
Задачи:Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развивать...
Методические рекомендации «Развитие творческого мышления и речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию путём составления загадок»
Методические рекомендации для педагогов...
Педагогическая находка «Значение небылиц в развитии речевого творчества у детей дошкольного возраста по авторской технологии «Небылицы из ларца»
Педагогическая находка...
Индивидуальный план профессионального развития инструктора по физической культуре Неустроевой Анастасии Владимировны на 2019 -2024 учебные года Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»
Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...