"Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии"
статья по развитию речи

Кучерова Дина Владимировна
Материал предназначен для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии

 Речь — одна из основных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, ведь это самый благоприятный период развития.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. От этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека.

В программе дошкольного образования  говорится, что одной из приоритетных задач речевого развития детей дошкольного возраста является воспитание устойчивого интереса детей к речевому творчеству.

Приобщение детей к творческой речевой деятельности предусматривает решение следующих задач речевого развития:

-     развивать умение  детей читать наизусть небольшие стихи;

-     развивать желание участвовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях или кукольных спектаклях, используя доступную детям «технику вождения» кукол;

-     привлекать детей к сочинению историй по игрушкам;

-     побуждать детей принимать участие в речевых пальчиковых играх;

-     стремиться к тому, чтобы ребенок получал удовольствие от игры с рифмой и словом;

- применять приемы интонационной выразительности для передачи для

    образа героев, следить за темпом речи;             

-     пересказывать небольшие литературные тексты;

-     составлять рассказ об игрушке и по сюжетной картинке.

Очевидно, что необходим поиск инновационных средств взаимодействия с дошкольниками  для того, чтобы воспитать талантливого человека, который может мыслить нестандартно, смотреть на окружающий его мир. Такими средствами взаимодействия по праву можно считать инновационные технологии, которые являются необходимым условием в работе педагога в сфере дошкольного образования. Одной из таких технологий является ТРИЗ-технология (Теория Решения Изобретательских Задач).

Речевое творчество детей считается показателем самого высокого уровня развития речи. Однако мы считаем, что если задание подобрано педагогом в соответствии с общим речевым развитием ребенка, то он не только успешно справится с творческим заданием, но и получит в ходе его выполнения необходимую сумму знаний, а значит , и уровень его речевого развития будет повышаться.

   При использовании творческих заданий воспитателю  необходимо помнить:

1.  Давать задания детям так, чтобы они знали, что если они не смогут справиться самостоятельно, задание можно выполнить с педагогом или в паре с другим ребенком.

2.  Воспитатель не должен упрекать ребенка в случае неверного решения или его отсутствия. Главная его задача – побудить детей делать как можно больше попыток решения творческих заданий, проблем.

В рамках образовательной области  «Речевое  развитие» в старшем дошкольном возрасте предлагаем ребятам следующие творческие задания:

-     скажи бельчатам, зачем нужны чашка и чайник, удочка и.т.д.;

-     поменяй отрицательного героя на положительного (если волк добрый);

-     доказать одушевленность, неодушевленность ручья (двигается, поет песенку, кто? Или что?);

-     придумай  загадку по схеме: круглый, но не ...; желтый, но не...;

-     придумай конец сказки (как снеговик доставил письмо);

-     придумай сказку по схеме с измененными условиями (например: представьте, что Колобок стал очень большого размера; смотреть фото ниже);

-     продолжи предложения: Шприц нужен... кому, зачем?;

-     придумай разговор с незнакомым человеком, который болеет;

-     вспомните знакомые сказки и назовите место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменился сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично;

-     представьте, что игрушки ожили, на что бы они пожаловались? Если бы у тебя был цветик-семицветик, что бы ты пожелал?

-     представьте, что игрушки будут расти и сами двигаться; что произойдет?

-     воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно;

-     к  детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до помещения группы, Дети описывают изменения каждого объекта и его функции. Происходящие в данном месте, на физическом уровне (цветы растут вниз, стулья сбрасывают сидящих, бумага впитывает след от карандаша и.т.д), и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.

-     сделайте предметы волшебными;

-     чем похожи бабочки и камень?

-     вы – волшебники, которые могут все, что вы умеете, расскажите.

  Как видно из примеров, творческие задания побуждают к активному поиску решений, так как они не требуют оценки педагога, дети предлагают разные варианты решения заданий, не боясь отрицательной оценки. Творческие задания побуждают как к речевому творчеству, так и к творчеству вообще, что не может не сказаться на формировании личности дошкольника в целом.

 Итак, использование ТРИЗ-технологии значительно повышает интерес ребенка к речевому творчеству, уровень связной речи детей, речь становится богаче, благодаря увеличению словарного запаса. Технология ТРИЗ позволяет обучать и воспитывать ребенка под девизом «Творчество во всем!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей ст...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации

Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость с...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать сво...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Очень важно именно в дощкгольном возрасте развивать речь. А развитие речевого творчества, как нельзя лучше в этом помогает!К тому же кроме речевого развития активно развиваются и психические процессы ...

Доклад «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством применения технологии обучения составлению загадок А. А. Нестеренко»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого творчества детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общен...