Методические рекомендации «Развитие творческого мышления и речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию путём составления загадок»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Волкова Ирина Александровна

Методические рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_volkova.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

 

Методические рекомендации

«Развитие творческого мышления и речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию путём составления загадок»

Автор - составитель:

Волкова Ирина Александровна,
воспитатель

Югорск, 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты развития классификационных умений детей дошкольного возраста

  1.  Познавательное развитие детей дошкольного возраста……………………………………….4                                                                                                    
  2. Особенности обучения детей созданию образных характеристик объектов……………….....5

Глава 2. Формирование навыков речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием технологии ОТСМ – ТРИЗ.

2.1. Технология обучения детей составлению загадок………….……………………………….…..6

2.2. Дидактические игры для развития выразительности речи……………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………………………....16

Список литературы…………………………………………………………………………………...17

Приложения

Приложение 1. Технологические карты непрерывной образовательной деятельности.

Приложение 2. Электронные образовательные ресурсы.

Приложение 3. Фотоматериалы.        

Введение

В основе любой классификации лежит видение целостной картины мира.

Умение классифицировать – это навык, формирующийся на основе способности вычленять признаки объектов.

Классификация предметов по признакам, лежит в основе формирования у ребенка обобщённых понятий, развития элементов логического мышления. Задания, игры на классификацию очень важны. Они воспитывают речевую активность, самостоятельность мышления, его гибкость – качество необходимое в любой деятельности. Используя различные виды классификации мы показываем детям всю многогранность неоднозначность каждого предмета, его связи и отношения с другими. Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста является главной целью данной работы. Отсюда вытекает ряд задач: 

- учить группировать и классифицировать знакомые предметы (мебель, одежда, овощи, фрукты, игрушки);

- закреплять представления о признаках объектов;

 - формировать представления о природных и рукотворных объектах

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Оригинальность и новизна работы заключается в следующем:

- обоснованы педагогические условия использования технологии ОТСМ – ТРИЗ в развитии классификационных навыков дошкольников;

- апробирована и адаптирована для использования в условиях нашего ДОУ система работы по развитию классификационных навыков дошкольников в педагогическом процессе;

Практическая ценность методических рекомендаций заключается в том, что разработана система по развитию классификационных навыков дошкольников:

- определены формы и методы работы с использованием инновационной технологии ТРИЗ по развитию классификационных навыков

- разработаны технологические карты непрерывной образовательной деятельности.

Результаты работы позволяют внедрять данные методические рекомендации в практику педагогической деятельности педагогами других дошкольных учреждений с целью реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».

Результаты работы были озвучены и получили одобрение на заседании городской опорной площадки в 2015-2016 учебном году.

Глава 1. Теоретические аспекты развития классификационных умений детей дошкольного возраста

1.1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Познавательное развитие в соответствии  с ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

1. Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

2. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

3. Развитие творческих задатков и воображения.

4. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

-применение различных дидактических заданий и игр;

-использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

  1. Особенности обучения детей созданию образных характеристик объектов

           Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность речи.

Ребёнок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные нечасто используются детьми. А ведь именно они помогают значительно глубже воспринимать и отражать окружающий мир.

Для того чтобы побуждать ребёнка использовать образные слова и выражения в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребёнок поймёт, как, каким образом он может САМ строить «красивые» слова и выражения. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Разработанные алгоритмы технологией ОТСМ – ТРИЗ по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться и отрабатываться с обучения детей составлять разнообразные загадки.

Глава 2. Формирование навыков речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием технологии ОТСМ – ТРИЗ .

2.1. Технология обучение детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты.                                                                                                                                          Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Задачами обучения детей дошкольного возраста составлению загадок являются:

Младший возраст

Учить детей:

- выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов (полуактивный этап);

- понимать сравнение, произнесенное педагогом;

 - упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков. Ввести в активную речь словесный оборот «такой же…(по признакам цвета, формы и т.д.), как…»;

- повторять за педагогом сравнения;

- составлять сравнения по двум-трём значениям признака.

Средний возраст

Продолжать учить детей:                                                                                                  

- выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап);

- понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении по признакам, значениям признаков;

- составлять сравнения по двум – трем признакам. Побуждать детей к созданию двух – трехстрочных загадок по разным моделям;

- оценивать сравнения и выбирать лучшие.

Старший возраст

Необходимо научить детей:

- самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов; понимать сравнения, встречающиеся в художественной литературе и употребляемые педагогом; побуждать детей объяснять смысл данного сравнения; сравнивать объекты по различным признакам.

- самостоятельно составлять двух – трехстрочные загадки по разным моделям;

- оценивать сравнения (загадки) и выбирать лучшие.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? – Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

 Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ёжика с детьми 5 лет.

Что делает ежик?

Пыхтит, собирает, семенит.

Пыхтит как кто или что?

Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

На что похож гриб? – На мужичка.

А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.

Еще на что похож? – На дом, но без окон.

А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Модель 4 

"Назови части объекта и сравни их с частями другого объекта".

У объекта выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.

Какая часть?

У какого объекта есть такая часть?

ПР: «Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как полная луна».  Выбирается лучший вариант. Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям. Итог: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна».

У объекта выделяются части, обозначающие их количество, подбираются объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки.

Итог: «Шестьдесят точек как звёзды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне».

Взяв за основу данные модели можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений.

Примечание.

При обучении составлению загадок важно помнить, что главная цель: усвоение МОДЕЛЕЙ составления загадок.

Побуждать детей 5-7 лет самостоятельно составлять загадки без опоры на таблицу.

2.2. Дидактические игры для развития выразительности речи

Название игры, цель

Содержание   и методические рекомендации

«Цепочка»

Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.  Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию»

Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов»

Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества).

Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.

ПР:

Воробей что делает?

Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».

Проводится со среднего возраста.

Предложенные игры реализуются в организованной образовательной деятельности. Примерные конспекты непрерывной образовательной деятельности представлены в Приложении 1.

При обучении детей классификационным навыкам широко используются мультимедийные разработки. Примерные электронные образовательные ресурсы представлены в Приложении 2.

Заключение

Классификация предметов по признакам, лежит в основе формирования у ребенка обобщённых понятий, развития элементов логического мышления. Задания, игры на классификацию очень важны. Они воспитывают речевую активность, самостоятельность мышления, его гибкость – качество необходимое в любой деятельности. Используя различные виды классификации мы показываем детям всю многогранность неоднозначность каждого предмета, его связи и отношения с другими.

Представленная нами технология способствует развитию классификационных умений у детей дошкольного возраста:

 - формирует умение группировать и классифицировать знакомые предметы (мебель, одежда, овощи, фрукты, игрушки);

- закреплять представления о признаках объектов;

 - формирует представления о природных и рукотворных объектах.

Таким образом, результаты работы позволяют рекомендовать данные методические рекомендации,  в практику педагогической деятельности педагогами других дошкольных учреждений с целью реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».

Список используемой литературы:

  1. Т.А. Сидорчук: «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников», 2015 г.
  2. Т.А. Сидорчук. Э.Э. Байрамова: «Технологии развития связной речи дошкольников», 2015г.
  3. Т.А. Сидорчук: «Я познаю мир» , 2015г.
  4. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.

Нормативно – правовые акты:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Интернет источники:

  1. Оксана Вербицкая. Педагогический совет «Формирование у дошкольников классификационных навыков». http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-sovet-formirovanie-u-doshkolnikov-klasifikacionyh-navykov.html
  2. Башкирова Э. И., МБДОУ «Детский сад №17 «Гнездышко» г. Воркута. 2014 год. http://vospitateljam.ru/metodika-formirovaniya-u-doshkolnikov-klassifikacionnyx-navykov.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию"

Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Глав...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию"

Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи  детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её к...

План работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"

В данном материале представлен план работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"...

Педагогический эксперемент "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, через реализацию технологии блоков Дьенеша"

Логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они по...

Доклад «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством применения технологии обучения составлению загадок А. А. Нестеренко»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого творчества детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общен...

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологии»

               Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ-технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качест...

План профессионального развития педагога«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии»

План профессионального развития педагога«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии».Материал на 3 года, с2025  по 2028 год.Развитие речи с детьми 4-7 лет....