План технологии Тема: «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Огадерова Татьяна Калистратовна

План технологии

 

Тема: «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Мечта»

План технологии

Тема: «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста»

Разработала воспитатель:

Огадерова Татьяна Калистратовна

Подг. группа «Сказка»

2022-2023 уч. год

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

 Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности, что соответствует принципам ФГОС (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности). Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л.А. Венгер).

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей. Используется проработанный материал, а также необходимо создавать большое количество новых игровых ситуаций.

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

Важной задачей родителей и педагогов является создание благоприятных условий для каждого ребенка: раннее физическое развитие; сенсорный опыт и моторные навыки; обстановка, стимулирующая и опережающая развитие; необходимость максимального напряжения сил, т.е. постепенное смещение «потолка» своих возможностей все выше и выше; комфортная психологическая обстановка, в том числе признание ценности личности ребенка, отсутствие внешнего оценивания, понимание, сопереживание; ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых; предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности; наличие свободного времени.

Таблица 1 - Целевые ориентиры

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой

Пример проявления в действии и в речи ребенка

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок владеет основными культурными способами деятельности.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Ребенок проявляет интерес к общению, игровой, исследовательской деятельности, к речевому творчеству.

Ребенок способен выразить в рассказе собственное отношение к происходящему, к объекту описания, настроение, эмоциональную реакцию.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам.

Ребенок владеет творческим воображением, которое проявляется в речевом творчестве.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

У ребенка сформированы все виды речи: связная, диалогическая, монологическая.

В игровых ситуациях ребенок владеет техниками рассказа с перевоплощением, с заменой собеседника или точки зрения (повествование от лица птицы, животного, предмета, сказочного персонажа).

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок охотно общается со сверстниками и взрослым, обладает коммуникативной компетентностью, умеет поддержать беседу, развивать диалог со сверстниками и взрослыми.

Ребенок способен сочинить рассказ (историю, сказку) на самостоятельно предложенную тему, на одну тему сочинить подробный и краткий рассказ, сочинить сказку на основе одного имеющегося предложения, которое должно в нее войти, сочинить рассказ на основе реального события.

Содержание  образовательного процесса

Для решения проблемы речевого творчества необходимо дополнить основное содержание образовательного процесса, средства обучения, воспитания.

Таблица 2 - Содержание  образовательного процесса

Виды деятельности

В НОД

Вне НОД

На что направлено

1.Игровая деятельность.

 

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у Вини-Пуха», «Поваренок» «Светофор», «На остановке», «Наоборот»;

речевые игры «Волшебный круг», «Карусель», «Дополни предложение»; игра с правилами «Лесные остановки»; мультимедийные игры «Веселая сочиняйка», «Угадайка», «Сочиняем по веселым картинкам».

Сюжетно-ролевые игры: «Веселые машинки», «Путешествие», «Остановка по требованию»; ролевые игры «Маски», «Играем в сказку»; игра с правилами «Живые слова»; настольно-печатные игры «Магазин», «Запиши рассказ», «Пойми меня»; ролевые игры «Семья гномов», «Идем в гости».

 

На развитие творческого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

2.Познавательная деятельность.

 

Эксперименты с водой, с песком, с глиной, с солнечным светом;

наблюдение за растениями, за животными;

исследовательская деятельность «Что из чего сделано?»;

исследовательские проекты.

Наблюдения за живой и неживой природой в процессе прогулок;

интеллектуальные конкурсы;

конференции по проектной деятельности с участием родителей.

 

На овладение ребенком культурными способами деятельности: размышления, познания, решения проблемы, получения информации.

3.Проблемно-ценностное общение.

 

Беседы и рассматривание иллюстраций в книгах, обсуждение содержания литературного произведения, сочинение сказок по методам Дж. Родари («Грамматика фантазий»).

Обсуждение прочитанных сказок дома вместе с родителями; совместная с родителями проектная деятельность.

 

На формирование коммуникативных навыков, на развитие связной, диалогической, монологической речи, лежащих в основе речевого творчества.

4.Социальное творчество

 

Социально-образовательные проекты «Кто такие волонтеры»;

коллективная творческая деятельность «Создание коллажа».

 

Совместные мероприятия с волонтерами;

социальное партнерство с библиотекой, школой, организациями дополнительного образования.

На развитие инициативы и самостоятельности в ходе совместной деятельности со взрослыми.

  1. Целевые и тематические экскурсии 

 

Экскурсии в библиотеку,

в краеведческий музей,   экскурсии на выставку картин, в музей космонавтики, в парк.

На воспитание у ребенка ценностного отношения к культурным ценностям и традициям.

 

Приёмы и способы развития речевого творчества дошкольников 

 В детском саду используется широкий арсенал средств- специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссерские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи. 

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

  Особое внимание уделять индивидуальному и дифференцированному подходу к детям.  Прежде чем начать работу по составлению рассказов, сказок, необходимо пополнить словарный запас детей прилагательными, глаголами, наречиями, научить сравнивать, подбирать эпитеты.

С этой целью  можно использовать ряд речевых игр. Например, «Слово на ладошке (на потолке, на дереве, в воде…)», «Красивые слова (колючие, сладкие и т.д.)», «Узнай по описанию», «Да - нетка», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по-разному одну и ту же игрушку», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)».

 Заниматься   словотворчеством можно индивидуально, и в подгруппах, и всем вместе, создавая коллективные сказки, стихи.

Для стимуляции развития речевого творчества необходимо формировать поисковую активность детей через вопросы: «Почему?», «А что будет, если…?» Использование возможностей словарной работы, систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря.

  • Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)
  • Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатистый – что это?)
  • Подбор действий к предмету (как можно играть?)
  • Подбор предмета к действиям (Что делает собака?)
  • Подбор обстоятельств.
  • Подбор синонимов (большой, огромный…)
  • Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…)
  • Распространение и дополнение предложений (дети идут, куда? Зачем?)
  • Составление предложений с определенным словом.
  • Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, и т.д.

 

Методы и  приемы работы:

  • Моделирование с помощью геометрических фигур, цветных кругов, карточек-схем;
  • Фантастическое преобразование литературного текста
  • Перенос отдельного героя в иные условия;
  • Объединение персонажей из разных литературных произведений;
  • Использование карт Проппа;
  • Изменение последовательности событий в литературном произведении ;
  • Рассказывание произведения от имени литературного персонажа;
  • Изменение характерных особенностей литературных персонажей – по ТРИЗ-технологии «хорошо-плохо» («Про добрую Бабу-Ягу и злую девочку», «Про злую морковку и добрый мед»);
  • Звуковая замена («Двери и звери»);
  • придумывания начала, продолжения и конца сказки;
  • сочинение сказок из нескольких приемов, придумать «салат из сказок».

От детей требуется умение придумывать завязку, ход событий,

кульминацию и развязку. Умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Творческий рассказ – рассказ, который дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

 Для себя я поставила  цель: обучение  связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

 

Обучающие задачи:

1. Закрепление и развитие у детей навыков  речевой коммуникации.

2.Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.

3. Формирование умения планирования развернутых высказываний.

4.Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.

Перспективное планирование

месяц

с детьми

с родителями

с  педагогами

развивающая среда

Сентябрь

Г. Скребицкий

"Лесной голосок"

З: -формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

- развитие навыков планирования пересказа ( с опорой на наглядность).

- активизация и обогащение словарного запаса.

 

Анкетирование на тему " Семейное чтение".

Нарисовать кукушку и поучаствовать в выставке рисунков.

Привлечь родителей к изготовлению гербария осенних листьев. 

Консультация  на тему «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста»

 

Альбом "Птицы".

 

 Дидактические игры:«Собери птицу» Цель: Закреплять знания о птицах.

 «Сравни двух птиц». Цель: Развивать словестно-логическое мышление.

 

Октябрь

И. Соколов-Микитов

"Белки"

З: : -формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

- развитие навыков планирования пересказа с опорой на наглядность.

-активизация и обогащение словаря по теме " Дикие животные".

- закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Педагогическая гостиная для родителей  на тему: " Пересказ как одна из форм развития речи и памяти".

 

Оформление уголка для родителей «Дикие животные наших лесов».

 

 

 

Внесение настольной игры «Дикие животные наших лесов».

 

Альбом " Дикие животные" " Грибы".

 

Дид. игра:

 «Отгадай- ка»

 Цель: учить отгадывать загадки о животных, побуждать самостоятельно их придумывать.

 

Мнемодорожки - план рассказа.

Ноябрь

Н. Сладков

"  Осень под водой"

З: - формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

- обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

- активизация и обогащение словарного запаса

- закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Предложить родителям  нарисовать  вместе с детьми осенний пейзаж над водой и под водой.

Выставка детских работ.

 

 Дидактические игры: Лото «Времена года», «Круглый год», «Когда это бывает».

 

Мнемотаблица «Осень»( для составления описательного рассказа ).

 

Книги о природе для рассматривания иллюстраций на тему осени. 

 

Альбомы" Деревья",  "Рыбы".

 

Мнемодорожки - план рассказа.

Декабрь

Г. Скребицкий

" Пушок"

З: - формирование навыков планирования связного развернутого высказывания.

- качественное и количественное обогащение словарного запаса.

- воспитание внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.

- усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка.

Предложить родителям на рисовать вместе с детьми сюжетные рисунки к рассказу " Пушок"

Г. Скребицкого.

 

Дидактическая игра:

" Кто где живет?". Цель:

Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. 

 

Альбом :" Дикие животные".

 

Мнемодорожки - план рассказа.

Январь

С. Воронин

"Барашек"

З: - формирование у детей активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа.

- развитие диалогической речи - самостоятельные ответы на вопросы.

- закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

- активизация памяти, внимания, мышления.

Памятка для родителей :" Как работать над пересказом?".

 

 

 

Речевые игры :" Скажи по- другому".Цель:

«Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Загадывание и заучивание загадок о животных.

 

 

Мнемодорожки - план рассказа.

 

Февраль

 

Г.Снегирев

" Пингвиний пляж"

З: формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

- развитие навыков планирования пересказа.

- активизация и обогащение словаря по теме

" Животные холодных стран".

- закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

 

Родительская копилка:

" Речевые игры с ребенком дома".

 

 

Альбом :" Животные холодных стран".

 

Игра с мячом: " Один- много". Цель: образование множественного числа существительных.

 

Упражнение :" Подбери к предмету действие".

 

Мнемодорожки - план рассказа.

 

В уголок творчества

раскраски:  животные

холодных стран.

Март

К Ушинский

" Пчелки на разведках"

З: формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

- развитие навыков диалогической формы речи, умение передавать диалог действующих лиц.

- активизация и обогащение словаря по теме " Насекомые", " Цветы".

- закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Памятка для родителей:

" Как научить ребенка пересказывать текст?".

 

Рекомендовать родителям поиграть с ребенком в игру :

" Подбор признаков".

 

Альбомы: " Насекомые",

" Цветы".

 

Мнемодорожки - план рассказа.

 

В уголок творчества

раскраски: цветы, насекомые.

Апрель

Н. Сладков

" Как медведь сам себя напугал"

З: формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

- обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

- активизация и обогащение словарного запаса

- закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Консультация для родителей: «Логопедические сказки — важное средство коррекции речи детей»

 

 

Альбом : " Дикие животные".

 

В уголок творчества: раскраски: дикие животные.

Май

В. Бирюков

" Поющий букет"

З: формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

- развитие навыков диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.

- активизация и обогащение словаря по теме " Насекомые", " Цветы".

- формирование грамматических представлений и обогащений  на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.

 

Консультация для родителей: "Артикуляционные сказки"

 

Альбом : " Лето".

 

Настольная игра :

" Времена года".

 

В уголок творчества

раскраски: цветы, насекомые.

Список использованной литературы:

1.Арушанова А.Г, Иванкова Р.А,Рычагова Е.С.Коммуникация развивающее

общение с детьми 2-3 лет.:Сфера, 2013 г,96с.

2.Глухов В.П Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи.-М.:Библиотека практикующего логопеда,2002 г.-230 с.

3.Козаченко И.И. Использование дидактического синквейна в работе с

дошкольниками.- Управление ДОУ № 8,2015

4.Н.И.Левшина , О.В.Захарова, Ю.А.Прокопенко, Т.Г.Резванова. Развитие

речевого творчества дошкольников посредством Лего-конструирования.-

Дошкольная педагогика,2011 №8

5.Ушакова О.С Развитие речи дошкольников.-М.: издательство Института

Психотерапии,2001 г.- 256 с

6.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

7. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c

8.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2007 - С. 130 - 132.

9. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

10.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей ст...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации

Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость с...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать сво...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Очень важно именно в дощкгольном возрасте развивать речь. А развитие речевого творчества, как нельзя лучше в этом помогает!К тому же кроме речевого развития активно развиваются и психические процессы ...

Доклад «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством применения технологии обучения составлению загадок А. А. Нестеренко»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого творчества детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общен...