Открытое интегрированное занятие по развитию речи: «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблицы» (подг.гр.)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Открытое интегрированное занятие по развитию речи: «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r_zauchivanie_stihotvoreniya_solovevoy.docx | 118.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи:
«Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблицы»
Цель: совершенствовать навыки заучивания стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
- Познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «День и ночь».
- Закрепить знания о времени года весна.
- Развивать речь, память, мышление, внимание.
- Обогащать словарный запас детей.
5. Упражнять в выразительном чтении и заучивании стихотворения, с опорой на мнемотаблицу.
6. Воспитывать интерес к поэзии, доброжелательные дружеские отношения к друг другу.
7. Упражнять детей в многократном складывании бумаги, совершенствовать навыки сгибания. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Оборудование: портрет П. Соловьевой, мнемотаблица для заучивания стихотворения, листы бумаги (черная, оранжевая), квадратной формы, схема складывания из бумаги кота, восковые цветные карандаши.
Ход деятельности:
1. Введение в ситуацию.
- Ребята! Сегодня в нашей группе светло и радостно! А радостно от ваших светлых улыбок, ведь каждая ваша улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Солнышко, солнышко, в небе свети! (Тянем руки верх)
Яркие лучики нам протяни. (Вытягиваем руки вперед)
Ручки мы вложим в ладоши твои. (Беремся за руки)
Нас покружи, оторвав от земли. (Кружимся)
- Ребята, отгадайте, о чем я сейчас вам скажу?
Она раскрывает почки, она выпускает листочки, деревья она одевает, и землю всю согревает… (Картинка - Весна).
- Правильно! Это Весна!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, назовите приметы весны? (Ярко светит солнце, тает снег, появились проталины, бегут ручьи, набухают на деревьях почки, зеленеет трава, прилетают с юга птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, некоторые животные просыпаются от зимней спячки, появляются насекомые, первоцветы, люди надевают весеннюю одежду).
- Скажите, вы замечали, как выглядит день зимой? (Он короткий)
- А, ночь? (Длинная)
- А, весной день какой? (Длинный)
- А, ночь? (Короткая)
- Молодцы ребята, вы правильно ответили.
2. Затруднение в ситуации (возле экрана)
Ребята, а вы знаете, что о весне написано очень много песен, рассказов, стихотворений. Посмотрите на экран. Вы знаете, кто это? А хотели бы узнать? Это…
Поликсена Сергеевна Соловьёва (фото на экране).
Родилась:
20 марта 1867 г., Москва
Была последним, двенадцатым ребёнком в семье. Отец - Сергей Соловьёв и мать - Поликсена Романова. Рано, в пять лет, научившись читать и писать, увлеклась поэзией. Увлеклась так, что стала русской поэтессой, писала замечательные стихи, была переводчицей и художницей. Стала издателем детского журнала «Тропинка».
Умерла:
16 августа 1924 г. (57 лет)
- Ребята, кем была Поликсена Соловьева?
- Может вы мне скажете, чем мы сегодня будем заниматься на занятие?
Сегодня познакомимся со стихотворением, которое называется «Ночь и день», которое написала Поликсена Соловьева, а также попробуем его запомнить. Но сначала, я предлагаю вам его внимательно послушать.
- Открытие нового знания или способа действий.
(Аудиозапись стихотворения)
Ночь зимой – как чёрный кот,
День, как серенькая мышь.
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
Ребята! Вам понравилось стихотворение? Какое оно по характеру? (грустное или весёлое). О чем автор хотел рассказать нам в своем стихотворении? (о весне).
С кем сравнивает поэт день и ночь в стихотворении? (С котом и мышью).
- А что означает щебет воробьёв? (Пение).
- А вы знаете что такое тьма? (темнота).
- А что такое тишь? (Тишина).
Давайте с вами произнесем еще раз каждое слово и определим, сколько в них слогов.
- Чтобы легче было определять слоги, что нам может помочь?
- Молодцы ребята!
(Дети проходят и присаживаются на ковер перед мольбертом)
- Ребята, попробуем выучить стихотворение?
- Но прежде, чем мы начнем запоминать стихотворение, давайте проведем упражнение.
- Произнесем слоговой ряд кап-кап-кап по – разному (громко, тихо, быстро, медленно…)
- Молодцы!
- Введение новых знаний в систему знаний.
- Посмотрите на мальберт. На нем мнемотаблица.
- А что такое мнемотаблица? В ней изображены картинки - подсказки. Правильно они помогут запомнить стихотворение.
- Я читаю стихотворение, вы слушаете и соотносите его с мнемотаблицей.
(Чтение по таблице).
- Молодцы!
- Теперь будем по одному проговаривать каждую строчку стихотворения с помощью мнемотаблицы.
- Кто расскажет всё стихотворение? (вызываю 2-3 детей).
- Очень хорошо ребята!
- А теперь все вместе хором расскажем это стихотворение ещё раз!
- Отлично! Умницы!
***Ребята, а у меня для вас сюрприз. Мне так понравился черный кот в мнемотаблице, я предлагаю вам сделать кота из бумаги.
- Как называется техника складывания фигур из бумаги? (Оригами)
- Перед вами бумага двух видов цветов: черная и оранжевая. Вы можете выбрать по желанию, лист бумаги такого цвета, какого бы хотели сделать кота, черного или рыжего.
- Попробуем?
- Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Подставляй ладошку, (Вытягиваем руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку. (Гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Раз – два – три – четыре – пять! (Поочередно загибаем пальцы)
Вот – кулак, (Пальцы в кулаке)
А вот - ладошка. (Разжимаем их)
На ладошку села кошка! (Ставим пальцы второй руки на ладонь)
И крадется потихоньку. («Пробегают» пальцы по руке до плеча)
Видно мышка там живет! (Прячут кисть в подмышечную впадину)
- Размяли пальчики, приступаем?
- Обратите внимание, на доске я приготовила схему, которая поможет при выполнении работы.
Берём один квадрат и складываем его по диагонали.
Получилась базовая форма «треугольник» (схема 1).
Перегибаем треугольник еще раз пополам, а затем разворачиваем его
(схема 2).
Теперь сгибаем треугольник так, чтобы наши уголки смотрели вверх и чуть в стороны (схема 3).
Отгибаем на себя верхний уголок, потом от себя. Прячем образовавшиеся «треугольники» внутрь (схема 4).
Переворачиваем заготовку. Голова кота готова (схема 5).
- Теперь возьмем восковой карандаш определенного цвета, нарисуем глаза и нос коту.
3. Осмысление. Рефлексия.
- Ребята, что мы сегодня с вами делали?
- Как называется это стихотворение?
- Кто написал это стихотворение?
- Были ли трудности у вас при заучивании стихотворения?
- Что нам помогло при заучивании стихотворения?
- Что вы еще запомнили?
- Чему научились?
- Вы сегодня замечательно поработали. Фигурка кота вам остается на память. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблиц.
Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации....
Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения "Кораблик" Д. Хармс с помощью мнемотаблицы.
Закрепить умение рассказывать стихотворение с помощью мнемотаблицы. Воспитывать интерес к художественной литературе....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему " Весна" во 2 младшей группе с использованием мнемотаблиц.
Занятие по развитию речи во 2 младшей группе на тему " Весна" с использованием мнемотаблицы...
НОД для детей 6-7 лет по развитию речи Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»
НОД для детей 6-7 лет по развитию речи Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе образовательная область «Речевое развитие» Тема: « Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе образовательная область «Речевое развитие»...
Конспект занятия по развитию речи Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» с помощью мнемотаблицы.
Задачи: Образовательные: помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» с помощью мнемотаблицы, упражнять в умении выразительно читать его. Развивающие: развивать речь детей, умение рассуждать, дока...
Технологическая карта занятия по развитию речи заучивание стихотворения А.Усачева "Снежинки" с помощью мнемотаблицы
конспект занятия по развитию речи для детей (старшей группы)...