Конспект занятия по развитию речи "Якутский национальный музыкальный инструмент Хомус"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: ознакомление детей с якутским национальным музыкальным инструментом «Хомус».
Задачи:
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
-Закрепить умения образовывать имена при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-Развивать слуховое внимание
- Развивать умение строить предложения
- Развивать отчетливо произносить многосложные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 21.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 69 «Брусничка»
Конспект занятия по развитию речи
«Якутский национальный музыкальный инструмент хомус»
Воспитатель: Божедонова О.А
Цель: ознакомление детей с якутским национальным музыкальным инструментом «Хомус».
Задачи:
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
-Закрепить умения образовывать имена при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-Развивать слуховое внимание
- Развивать умение строить предложения
- Развивать отчетливо произносить многосложные слова.
Оборудование: компьютер, колонки, экран, проектор, хомус, музыкальные инструменты (барабан, дудочка, бубен, гармошка)
Вид деятельности: игровая
Образовательная область: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: показ, беседа, объяснение.
Ход занятия.
Включить проектор, компьютер, колонки. Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Сегодня очень хороший день, у меня хорошее настроение. Чтобы оно было такое же хорошее настроение у вас, давайте назовем ласково каждый свое имя. (дети называют ласково свои имена)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте поиграем в игру «Угадай по звуку»
Звучит звук разных инструментов (барабан, дудочка, бубен, гармошка)
Дети отгадывают.
Воспитатель: молодцы, ребята все отгадали.
Воспитатель: Ой, ребята что то звучит? Вы слышите? (играет фоновая варганная музыка на хомусе)
Воспитатель: подождите, подождите, я слышу. Аа-а это звук идет из коробки. Смотрите, какая коробка интересная (коробка украшенная в национальном якутском стиле- с узорами)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что там лежит и издает такой красивый звук? (Воспитатель каждого ребенка спрашивает, что он думает там лежит, как дети догадались, что там лежит)
Воспитатель: Ну что, откроем загадочную коробочку? Давайте вместе откроем. Ребята, да это же национальный варганный инструмент. Кто знает?
Дети отгадывают, отвечают. Хомус.
Воспитатель: правильно, это хомус.
Воспитатель: ребята, посмотрите на экран. ( на экране включается презентация «Хомус»)
Сегодня мы с вами познакомимся с национальным якутским варганным инструментом-Хомус.
Якутский хомус (варган) это древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), и возраст которого составляет более 5 тысяч лет.
У «Хомуса» характерный, космический звук. Он издревле считался инструментом якутских шаманов.
Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах.
В древние времена хомус изготавливали из древесины или кости. В старину материалом для изготовления хомуса являлось дерево, разбитое молнией. Такое дерево считалось священным и даже щепки от него бережно хранились.
А сегодня традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающих «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный звук.
Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом связывающим человека с верхним миром.
Дыхание человека играет важную роль в формировании мелодий. Если медленно и осторожно вдыхать воздух в себя, звучание хомуса удлинится. Выдох не влияет на звук. Звук можно изменять с помощью органов речи: вибрацией языка, движением губ. Если обхватить губами корпус хомуса то звук усилится.
А давайте мы тоже с вами сделаем дыхательную гимнастику:
Дыхательная гимнастика «Звук «И».
И.п.- произвольное. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и...». Тянем его как можно дольше.
На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи слово»
Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша...
Ро-ро-ро — у нас новое вед...
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..
Ре-ре-ре — стоит дом на го...
Ри-ри-ри — на ветках снеги...
Ар-ар-ар — кипит наш само....
Ры-ры-ры — детей много у го...
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Эту картинку нарисовала одна девочка.
- Что вы видите на картинке? (бабушка с внучкой)
- Где сидят бабушка с внучкой (в балагане)
- Что еще вы видите в балагане? (стол, печь камелек, чороны)
-Посмотрите внимательно, как вы думаете, какое время года ?
- Бабушка как одета? (по зимнему или по летенему?)
-А внучка как одета?
-Что дает бабушка внучке? (хомус)
Давайте с вами немножко отдохнем, вставайте в круг и повторите за мной.
Физминутка «Якутские узоры»
Под звуки хомуса воспитатель показывает детям движения танца «Якутские узоры» дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: Молодцы, вот мы и отдохнули. А теперь внимательно посмотрите на картинку, посмотрели? Хорошо.
Игра «Кто внимательный»
А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.
- Сколько всего человек изображено на картинке? (двое-бабушка и внучка)
- Какой предмет держит бабушка в руках? (хомус)
- Какая печка стоит? (якутская камелек)
- Какого цвета халадаай внучки?
Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь ребята вы будете составлять рассказ по картинке. А чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.
- Давайте рассмотрим схему:
- Сначала нужно сказать какой был день.
- Потом расскажите про балаган.
- Затем расскажите, про бабушку
- Теперь нужно рассказать про внучку.
- Потом расскажите, что дает бабушка внучке
- И в конце сказать, понравилась ли подарок бабушки внучке.
Дети начинают рассказывать свои рассказы по картинке. Воспитатель помогает детям которые затруднились.
Воспитатель: молодцы, очень хорошие рассказы мы послушали.
А теперь я вас приглашаю в самый первый и единственный музей хомуса нашей Республики. (смотрим отрывок )
На экране включается видео виртуальная экскурсия по музею хомуса в Якутии.
Рефлексия:
- Ребята вам понравилось занятие?
- Что мы сегодня узнали?
- Хомус это что?
- Из чего делают хомус?
- Какую картинку мы посмотрели?
- Что дает бабушка внучке?
- Какой музей мы посмотрели?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
Конспект занятия из цикла "Знакомство с музыкальными инструментами" "Русская ложка".
Конспект занятия....
Конспект занятия по национальным традициям на тему "Тувинские национальные музыкальные инструменты"
Тыва хогжум херекселдери...
Конспект занятия- развлечения "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
конспект музыкального досуга, с и "Путешествие в страну музыкальных инструментов". Данное занятие предназначено для детей средней группы (5-6лет). Путешествие в стране музыкальных...
Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом «Курай»
Цель: Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом – «курай». Рассказать детям о происхождении «курая». Зад...
Конспект занятия по развитию связной речи «Профессии. Инструменты»
Конспект занятия по развитию связной речи «Профессии. Инструменты» Цель: развитие связной речи.Коррекционные задачи: Обогащение лексического словаря, развитие грамматического ст...