Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В игровой форме занятие помогает детям показать свои знания в данной области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_skazkam.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках сказочных героев»
Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение выделять позицию звука в слове;
- закреплять умение детей называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, героям, ключевым словам
- закрепить понятия слово-предмет, признак действие;
- закрепить умение делить слова на слоги, составлять предложения по схеме;
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: письмо, схема деления слов на слоги, схема предложения, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, схематическое изображение времен года, замочки под цифрами, смайлики и сердечки.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, вы знаете, сегодня утром я взяла книгу сказок, чтобы выбрать одну из них, которую хотела вам прочитать, а из книги выпала записка. Я прочитала, но толком не разобралась что к чему. Давайте вместе с вами прочтем, может сообща удастся разобраться.
Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.
«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она всех нас перепутала, и мы не знаем, что нам делать, ведь мы из разных…».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (мы не знаем, кто нам прислал письмо)
- Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?
- я дам вам небольшую подсказку – как называется занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических, событиях и приключениях?
Ответы детей.
Воспитатель: вот туда нам и нужно – в сказку! Вставайте в кружок, поближе друг к другу, поворачиваемся вокруг себя и смотрим вверх.
Звучит волшебная музыка, воспитатель подбрасывает незаметно от детей конфетти вверх.
Воспитатель: - Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок).
- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.
- А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»
На дверях висит замок (пальцы в "замочек")
Да никто открыть не мог!
Мы замочком постучали, (постучать об стол или коленки)
Мы замочек повертели, (круговые движения "замочком")
Мы замочек покрутили –
И замочек мы открыли! (показать ладошки)
- Замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками? (ответы детей)
1 замок
Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)
Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).
Воспитатель: а вот еще какие - то схемы, давайте вспомним, что обозначают эти схемы? (слово-предмет, слово-признак, слово-действие). Я показываю вам картинку-символ времени года и схему для слова, а вы подбираете соответствующие слова к времени года (зима – метель, санки, мороз; морозная, снежная…; кататься, валяться, греться)
2 замок
«Цепочка слов»
Придумайте слово на определенный звук, опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.
Воспитатель дает одно слово (дети), а воспитанники по цепочке придумывают слова.
3 замок
Игра «Каким звуком отличаются слова».
- Произнесите два слова «день - лень». Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Чем они отличаются? Обратите внимание на звуки.
(В слове «день» был звук дь, а в слове «лень» появился звук ль).
-Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки отличают эти слова?
-Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак, каска-маска.
Воспитатель: вы сейчас говорили о звуках, а чтобы записать эти слова – что вам понадобится? Буквы! А чем отличаются звуки от букв? (ответы детей) Т.е звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
4 замок
(В конверте схема деления на слоги)
А что можно сделать со словами? (Подсказка схема деления на слоги)
- разделить на слоги.
Как можно узнать, сколько слогов в слове?
-посчитать гласные, прохлопать, протопать.
Посчитайте сколько слогов в словах: мост, ворота, черепаха, месяц, петушок.
Воспитатель: Ребята, здесь еще какая-то схема. Что это, вы можете сказать?
Дети: Да. Это схемы предложений.
Воспитатель: Что такое предложение?
Дети: Сочетание слов, связанных между собой по смыслу.
Воспитатель: Правильно! А сколько слов должно быть в этом предложении?
(показывает схему предложений из 2-4 слов)
Дети: 2-4
Воспитатель: составьте предложения к одной из этих схем, используя сказочных героев, про которых мы с вами говорили.
Физминутка
Стоит в поле теремок, теремок (ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок,
движутся вперед - назад, влево - вправо)
Пришел Петя-петушок (шагают, высоко поднимая колено)
И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются
и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
5 замок
Схема – синквейн
1 строка. Герой – Колобок.
2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж какой сказки.
Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: (Заяц). Какие вы молодцы!
6 замок
Дидактическая игра «Сказочный сундук»
- Ребята, в сундуке хитрые сказки, имена героев неизвестны, но есть описание каждого героя, т.е. его словесный портрет. Посмотрим – узнаете ли вы героев знакомых сказок
Айболит – дикие звери, Африка, лекарства
Буратино – дерево, длинный нос, театр кукол
Емеля - печь, прорубь, щука
Федора – посуда, грязь, по лесам-по болотам
Морозко – елка, холод, злато-серебро
Золушка – очаг с золой, крестная, бал
Царевна – лягушка – болото, стрела, царский сын
Красная шапочка – головной убор яркого цвета, бабушка, волк
Карлсон – крыша, малыш, пропеллер
Кощей бессмертный – скелет, игла, бессмертный
Чебурашка - апельсины, уши, друзья
7 замок
Посмотрите в конверте разные буквы – З. К. М.
Герои разных сказок очень ждут, что вы вспомните их и назовете.
Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]»
(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли сказочным героям найти свои имена, вспомнить сказки и исправить дела волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад. Вставайте опять в кружок.
опять звучит волшебная музыка, дети поворачиваются вокруг себя, смотрят вверх, воспитатель также подбрасывает вверх конфетти.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали?
Какой замок было труднее всего открыть?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в предшкольном классе по развитию речи и обучению грамоте и письму на тему «Звуко-буквенный калейдоскоп»
Занятие проведено в соответствии с современными требованиями ГОСО РК к содержанию данного типа занятий и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.Воспитатель провёл занятие ...
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы»
Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопо...
Конспект итогового игрового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу".
Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу" проводится в увлекательной игровой форме в зале.Интегрируемые образовательные...
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы».
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь....
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Снежная Королева»
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечение»
Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте...