Технологическая карта занятия "Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия по речевому развитию "Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива". В карте представлены все этапы занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО студента: Казанцева Ольга Васильевна

Образовательные области: речевая (художественно-эстетическая, познавательная, двигательная)

Тема занятия: «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: обучение связному последовательному пересказу рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» с наглядной опорой в виде мнемотаблицы, отображающей последовательность событий.

Задачи занятия:

Обучающая:

- продолжить учить пересказывать текст последовательно без пропусков и повторений с опорой на мнемотаблицу;

- закреплять представление о крапиве, как о полезном растении.

Развивающая:

- продолжить развивать умение давать распространённые ответы на вопросы;

- продолжать развивать интерес к художественной литературе;

- способствовать развитию памяти, мышления, логики, внимания, связной речи.

Воспитательная:

- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

- воспитывать умение слушать внимательно, не перебивая.

Дополнительные задачи:

Техническая: развивать формообразующие движения, амплитуду движения, учить регулировать силу нажима и быстроту движения при рисовании карандашами.

Изобразительная: учить передавать свои впечатления в художественных образах.

Словарная работа: обстрекала, макушки сшибать, радехоньки, вояка, пальчики оближешь.

Планируемый результат занятия: последовательный пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» с наглядной опорой в виде мнемотаблицы.

Подготовительная работа: чтение энциклопедии про полезные травы, садовые культуры, рассматривание иллюстраций, наблюдение за растениями на прогулке, беседа.

Материалы и оборудование: портрет писателя Э. Шима, рассказ «Очень вредная крапива», колокольчик, магнитная доска, маркер, мнемотаблица, чистые листы бумаги, цветные карандаши.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный

(2 мин.)

-переключить внимание детей на предстоящую деятельность;

-вызвать положительные эмоции.

Звонит колокольчик.

Привлечь внимание детей.

Круг приветствия

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Фронтальная

Словесный: приветственное слово, художественное слово (стихотворение)

Практический: игровой момент

Подходят к воспитателю,

встают вкруг,

слушают, выполняют игровые движения в соответствии с текстом.

- деятельность детей переключена;

- создан положительный эмоциональный настрой.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

(1,5 мин.)

- мотивировать детей на решение проблемного вопроса;

Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, про что сегодня мы будем читать и беседовать.

Отгадывание загадки

У забора, где дрова-

Летом выросла трава.

В руки траву  ту  возьмёшь-

Больно кожу обожжёшь!

То – не чудо и не диво,

А обычная….(Крапива)

- К концу мая в садах, огородах, на пустырях полным-полно крапивы. Хорошее это растение или вредное?

Выслушать ответы детей, не обобщая.

- Хотите узнать ответ? Чтобы точно знать вредна или полезна крапива, вы сегодня на занятии познакомитесь с рассказом Эдуарда Шима «Очень вредная крапива», постараетесь запомнить и рассказать дома родителям.

Словесный: художественное слово (загадка), проблемный вопрос, объяснение

Слушают

Отгадывают загадку,

Отвечают на проблемный вопрос

- дети замотивированы на решение проблемного вопроса;

2.2

Этап ознакомления с материалом

(13,5 мин.)

- познакомить с некоторыми фактами биографии писателя Э.Ю. Шима;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказ взрослого;

- формировать целенаправленное восприятие текста;

- способствовать развитию словарного запаса;

- развивать умение давать распространённые ответы на вопросы;

- обеспечить двигательную активность, снять напряжение;

Показать портрет писателя

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт) писатель, драматург, сценарист родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Умер 13 марта 2006г. Во время

Великой Отечественной войны был эвакуирован в Костромскую область, вырос в детском доме. С 16 лет Эдуард Шим работал, переменив множество занятий.  Э. Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Писал преимущественно для детей о природе. Он любил изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.

А сейчас послушайте рассказ «Очень вредная крапива»

Чтение рассказа

«Очень вредная крапива»

  Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

  Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.

- Вот тебе. Вот тебе.

- За что? – спрашивает бабушка.

- А за то, что вредная!

   Смеётся бабушка.

- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

- И крапиве?

- И крапиве.

- Я не буду кланяться, да спасибо говорить!

- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

- Почему я обрадуюсь?

- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

- А каких?

- Пальчики оближешь!

Словарная работа

- Ребята встретились ли вам в этом тексте непонятные слова по значению?

- «Макушки сшибать» - бить по самой верхней части растения.

- «Обстрекала» -колоть, обжигать.

- «Радехоньки» - очень рады.

- «Вояка» - боевой мальчик.

-  Как вы понимаете выражение «пальчики оближешь»?

Беседа по содержанию рассказа (анализ текста)

- Как называется рассказ?

- Почему эта история - рассказ?

- С чего началась история?

- Что обтрескало ноги мальчика?

- Что стал делать мальчик с крапивой?

- Кто пришел к мальчику?

- Что бабушка сказала?

- Для кого нужна крапива?

- Почему и мальчик 

обрадуется ранней весной крапиве?

- Как вы думаете, почему бабушка назвала внука «воякой»?

- Ребята, так, о чем же этот рассказ, какая главная мысль?

- А вы когда-нибудь обжигались крапивой?

Физкультминутка

«Во дворе растёт подсолнух»

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. 

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. 

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. 

Фронтальная

Наглядный: показ портрета

Словесный: рассказ

Словесная: чтение рассказа

Словесный: словарная работа,  беседа по содержанию рассказа

Практический: физкульминутка

Наглядный: показ движений

Рассматривают портрет,

 

Слушают

Слушают

Слушают

Рассуждают, объясняют,

Отвечают на вопросы

- высказывают предположения

рассуждают

Выполняют физ. упражнения по тексту

встают на одну ногу и тянут руки вверх

встают на другую ногу и снова тянут руки вверх

вращение прямых рук вперёд и назад

садятся

- дети проявляют интерес к фактам биографии писателя,

- проявляют интерес к художественной литературе;

- проявление умения слушать внимательно, не перебивая;

- проявляют интерес к новым, незнакомым словам;

- проявляют умение развернуто отвечать на вопросы;

- снятие усталости, напряжения;

2.3

Этап практического решения проблемы (9 мин.)

- продолжить учить пересказывать текст последовательно без пропусков и повторений с опорой на мнемотаблицу;

- продолжить развивать умение связно говорить, строить грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

 - Давайте вспомним последовательность событий в рассказе.

Составить мнемотаблицу 

- Мальчик рвет малину

- Зеленая крапива

- Он обжег руки и ноги

- Сшибает верхушки крапивы

- Разговор с бабушкой

- Радехоньки крапиве

- Зеленые щи.

А сейчас внимательно послушайте рассказ, будем пересказывать.

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ

Пересказ рассказа детьми

Пересказ рассказа детьми по цепочке, затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные).

.

-Что вы теперь скажите о крапиве? Какая она?

Крапива очень полезна: богата витаминами и микроэлементами, поэтому ее любят домашние животные. Крапиву употребляют в пищу и люди. Кроме щей из крапивы готовят салаты, котлеты, начинку для пирогов. Крапива – это лекарственное растение. Отваром полощут горло, используют для укрепления волос. Настой из корней помогает при кашле и болях в желудке. Вот такая она, крапива!

Да, она жгучая, делает больно, «кусается», как и осы, например. Но в природе нет ничего лишнего. И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных или растений, в природе нарушается равновесие.

Словесный: беседа

Наглядный: мнемотаблица

Словесный: чтение, пересказ

Словесный: рассказ, объяснение, беседа

Вспоминают последовательность событий

Перечисляют события

Слушают

Пересказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу

Делятся мнениями

Высказываются

Слушают

Слушают      

- умеют работать с мнемотаблицей;

- помнят сюжет рассказа;

- пересказывают текст последовательно без пропусков и повторений с опорой на мнемотаблицу.

- понимают, что в природе все взаимосвязано.

 

3.

Заключительный этап (4 мин.)

- подвести итоги занятия;

- провести рефлексию

- Что вы делали на занятии?

- Как называется рассказ?

- Как фамилия писателя?

- Ребята, какая главная мысль рассказа «Очень вредная крапива»?

- Вам понравился рассказ?

- У кого возникли трудности с пересказом?

- Кому было легко?

- Чей пересказ вам понравился больше всего?

- Почему этот пересказ понравился больше?

Похвалить детей, предложить дома нарисовать рисунки (выполнить аппликацию, слепить поделку из пластилина) по рассказу.

Словесный: беседа, одобрение, рефлексия

Отвечают на вопросы, анализируют свои ответы и ответы сверстников, делятся впечатлениями

- умеют связно говорить, строить грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- внимательно и доброжелательно слушают речь воспитателя и товарищей, не перебивают собеседника;

- адекватно оценивают свою деятельность и сверстников.

Рекомендации для родителей

Тема интегрированного занятия

Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Цель интегрированного занятия

Обучение связному последовательному пересказу рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» с наглядной опорой в виде мнемотаблицы, отображающей последовательность событий.

Задачи для родителей по теме интегрированного занятия

- Прочитать рассказ Э.Шима «Очень вредная крапива»

(mishka-knizhka.ru);

- Нарисовать рисунок (выполнить аппликацию, слепить поделку из пластилина) по теме рассказа;

- Прочитать другие произведения Э.Шима («Брусничный кустик», «Дуб», «Весна» и др.)

Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (лекарственные травы и ягоды)

Совместное приготовление блюда с использованием крапивы

Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме интегрированного занятия

Рисунки (поделки, аппликации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - Конспект по развитию речи пересказ рассказа "Очень вредная крапива"

Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей....

Технологическая карта составления рассказа по набору игрушек

Технологическая карта составления рассказа по набору игрушек Тема занятия: «Рассказывание по набору игрушек»...

Развитие речи Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива"

Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения...

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»...

Технологическая карта занятия "Рассказ о маме"

Занятие рекомендовано для детей старшей группы с ТНР....

Технологическая карта по рассказу Драгунского В.Ю "Друг детства"

Технологическая карта занятия, с продуктивной деятельностью "пластилинография"...