Технологическая карта занятия "Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия по речевому развитию "Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива". В карте представлены все этапы занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта "Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива" | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО студента: Казанцева Ольга Васильевна
Образовательные области: речевая (художественно-эстетическая, познавательная, двигательная)
Тема занятия: «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»»
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия: обучение связному последовательному пересказу рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» с наглядной опорой в виде мнемотаблицы, отображающей последовательность событий.
Задачи занятия:
Обучающая:
- продолжить учить пересказывать текст последовательно без пропусков и повторений с опорой на мнемотаблицу;
- закреплять представление о крапиве, как о полезном растении.
Развивающая:
- продолжить развивать умение давать распространённые ответы на вопросы;
- продолжать развивать интерес к художественной литературе;
- способствовать развитию памяти, мышления, логики, внимания, связной речи.
Воспитательная:
- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;
- воспитывать умение слушать внимательно, не перебивая.
Дополнительные задачи:
Техническая: развивать формообразующие движения, амплитуду движения, учить регулировать силу нажима и быстроту движения при рисовании карандашами.
Изобразительная: учить передавать свои впечатления в художественных образах.
Словарная работа: обстрекала, макушки сшибать, радехоньки, вояка, пальчики оближешь.
Планируемый результат занятия: последовательный пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» с наглядной опорой в виде мнемотаблицы.
Подготовительная работа: чтение энциклопедии про полезные травы, садовые культуры, рассматривание иллюстраций, наблюдение за растениями на прогулке, беседа.
Материалы и оборудование: портрет писателя Э. Шима, рассказ «Очень вредная крапива», колокольчик, магнитная доска, маркер, мнемотаблица, чистые листы бумаги, цветные карандаши.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный (2 мин.) | -переключить внимание детей на предстоящую деятельность; -вызвать положительные эмоции. | Звонит колокольчик. Привлечь внимание детей. Круг приветствия Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. | Фронтальная Словесный: приветственное слово, художественное слово (стихотворение) Практический: игровой момент | Подходят к воспитателю, встают вкруг, слушают, выполняют игровые движения в соответствии с текстом. | - деятельность детей переключена; - создан положительный эмоциональный настрой. |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы (1,5 мин.) | - мотивировать детей на решение проблемного вопроса; | Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, про что сегодня мы будем читать и беседовать. Отгадывание загадки У забора, где дрова- Летом выросла трава. В руки траву ту возьмёшь- Больно кожу обожжёшь! То – не чудо и не диво, А обычная….(Крапива) - К концу мая в садах, огородах, на пустырях полным-полно крапивы. Хорошее это растение или вредное? Выслушать ответы детей, не обобщая. - Хотите узнать ответ? Чтобы точно знать вредна или полезна крапива, вы сегодня на занятии познакомитесь с рассказом Эдуарда Шима «Очень вредная крапива», постараетесь запомнить и рассказать дома родителям. | Словесный: художественное слово (загадка), проблемный вопрос, объяснение | Слушают Отгадывают загадку, Отвечают на проблемный вопрос | - дети замотивированы на решение проблемного вопроса; |
2.2 | Этап ознакомления с материалом (13,5 мин.) | - познакомить с некоторыми фактами биографии писателя Э.Ю. Шима; - воспитывать умение внимательно слушать рассказ взрослого; - формировать целенаправленное восприятие текста; - способствовать развитию словарного запаса; - развивать умение давать распространённые ответы на вопросы; - обеспечить двигательную активность, снять напряжение; | Показать портрет писателя Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт) писатель, драматург, сценарист родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Умер 13 марта 2006г. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Костромскую область, вырос в детском доме. С 16 лет Эдуард Шим работал, переменив множество занятий. Э. Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Писал преимущественно для детей о природе. Он любил изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро. А сейчас послушайте рассказ «Очень вредная крапива» Чтение рассказа «Очень вредная крапива» Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала. Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать. - Вот тебе. Вот тебе. - За что? – спрашивает бабушка. - А за то, что вредная! Смеётся бабушка. - Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать. - И крапиве? - И крапиве. - Я не буду кланяться, да спасибо говорить! - И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже! - Почему я обрадуюсь? - Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких? - А каких? - Пальчики оближешь! Словарная работа - Ребята встретились ли вам в этом тексте непонятные слова по значению? - «Макушки сшибать» - бить по самой верхней части растения. - «Обстрекала» -колоть, обжигать. - «Радехоньки» - очень рады. - «Вояка» - боевой мальчик. - Как вы понимаете выражение «пальчики оближешь»? Беседа по содержанию рассказа (анализ текста) - Как называется рассказ? - Почему эта история - рассказ? - С чего началась история? - Что обтрескало ноги мальчика? - Что стал делать мальчик с крапивой? - Кто пришел к мальчику? - Что бабушка сказала? - Для кого нужна крапива? - Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве? - Как вы думаете, почему бабушка назвала внука «воякой»? - Ребята, так, о чем же этот рассказ, какая главная мысль? - А вы когда-нибудь обжигались крапивой? Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух» Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. | Фронтальная Наглядный: показ портрета Словесный: рассказ Словесная: чтение рассказа Словесный: словарная работа, беседа по содержанию рассказа Практический: физкульминутка Наглядный: показ движений | Рассматривают портрет,
Слушают Слушают Слушают Рассуждают, объясняют, Отвечают на вопросы - высказывают предположения рассуждают Выполняют физ. упражнения по тексту встают на одну ногу и тянут руки вверх встают на другую ногу и снова тянут руки вверх вращение прямых рук вперёд и назад садятся | - дети проявляют интерес к фактам биографии писателя, - проявляют интерес к художественной литературе; - проявление умения слушать внимательно, не перебивая; - проявляют интерес к новым, незнакомым словам; - проявляют умение развернуто отвечать на вопросы; - снятие усталости, напряжения; |
2.3 | Этап практического решения проблемы (9 мин.) | - продолжить учить пересказывать текст последовательно без пропусков и повторений с опорой на мнемотаблицу; - продолжить развивать умение связно говорить, строить грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. | - Давайте вспомним последовательность событий в рассказе. Составить мнемотаблицу - Мальчик рвет малину - Зеленая крапива - Он обжег руки и ноги - Сшибает верхушки крапивы - Разговор с бабушкой - Радехоньки крапиве - Зеленые щи. А сейчас внимательно послушайте рассказ, будем пересказывать. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ Пересказ рассказа детьми Пересказ рассказа детьми по цепочке, затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные). . -Что вы теперь скажите о крапиве? Какая она? Крапива очень полезна: богата витаминами и микроэлементами, поэтому ее любят домашние животные. Крапиву употребляют в пищу и люди. Кроме щей из крапивы готовят салаты, котлеты, начинку для пирогов. Крапива – это лекарственное растение. Отваром полощут горло, используют для укрепления волос. Настой из корней помогает при кашле и болях в желудке. Вот такая она, крапива! Да, она жгучая, делает больно, «кусается», как и осы, например. Но в природе нет ничего лишнего. И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных или растений, в природе нарушается равновесие. | Словесный: беседа Наглядный: мнемотаблица Словесный: чтение, пересказ Словесный: рассказ, объяснение, беседа | Вспоминают последовательность событий Перечисляют события Слушают Пересказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу Делятся мнениями Высказываются Слушают Слушают | - умеют работать с мнемотаблицей; - помнят сюжет рассказа; - пересказывают текст последовательно без пропусков и повторений с опорой на мнемотаблицу. - понимают, что в природе все взаимосвязано.
|
3. | Заключительный этап (4 мин.) | - подвести итоги занятия; - провести рефлексию | - Что вы делали на занятии? - Как называется рассказ? - Как фамилия писателя? - Ребята, какая главная мысль рассказа «Очень вредная крапива»? - Вам понравился рассказ? - У кого возникли трудности с пересказом? - Кому было легко? - Чей пересказ вам понравился больше всего? - Почему этот пересказ понравился больше? Похвалить детей, предложить дома нарисовать рисунки (выполнить аппликацию, слепить поделку из пластилина) по рассказу. | Словесный: беседа, одобрение, рефлексия | Отвечают на вопросы, анализируют свои ответы и ответы сверстников, делятся впечатлениями | - умеют связно говорить, строить грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; - внимательно и доброжелательно слушают речь воспитателя и товарищей, не перебивают собеседника; - адекватно оценивают свою деятельность и сверстников. |
Рекомендации для родителей
Тема интегрированного занятия | Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» |
Цель интегрированного занятия | Обучение связному последовательному пересказу рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» с наглядной опорой в виде мнемотаблицы, отображающей последовательность событий. |
Задачи для родителей по теме интегрированного занятия | - Прочитать рассказ Э.Шима «Очень вредная крапива» (mishka-knizhka.ru); - Нарисовать рисунок (выполнить аппликацию, слепить поделку из пластилина) по теме рассказа; - Прочитать другие произведения Э.Шима («Брусничный кустик», «Дуб», «Весна» и др.) |
Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия | Дидактическая игра «Четвертый лишний» (лекарственные травы и ягоды) Совместное приготовление блюда с использованием крапивы |
Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме интегрированного занятия | Рисунки (поделки, аппликации) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - Конспект по развитию речи пересказ рассказа "Очень вредная крапива"
Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей....
Технологическая карта составления рассказа по набору игрушек
Технологическая карта составления рассказа по набору игрушек Тема занятия: «Рассказывание по набору игрушек»...
Развитие речи Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива"
Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения...
Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»...
Технологическая карта составление рассказа по картине "Весна"
конспект разработан для старшей группы...
Технологическая карта занятия "Рассказ о маме"
Занятие рекомендовано для детей старшей группы с ТНР....
Технологическая карта по рассказу Драгунского В.Ю "Друг детства"
Технологическая карта занятия, с продуктивной деятельностью "пластилинография"...