Тема: «Пересказ сказки «Гуси-лебеди» с опорой на карты Проппа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10
Технологическая карта события (занимательного дела)
«В поисках сказки»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Тема: «Пересказ сказки «Гуси-лебеди» с опорой на карты Проппа»
Подготовила:
Морозова Н.Н.
Дата проведения:
16.05.2018
г. Ростов
Тема: «Пересказ сказки «Гуси-лебеди» с опорой на карты Проппа»
Цель: формирование умения пересказывать литературные произведения с опорой на карты Проппа.
Задачи | Интеграция образовательных областей | Предпосылки УУД |
1.Обучающие 1.1. Продолжать учить детей выявлять основные действия и мотивы в сказке, и соотносить их с картами 1.2. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; 1.3. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. | Познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное. | 1.Личностные: 1.1. Осознание социальной роли 1.2. Проявление осознанных познавательных интересов 1.3. Проявление эмпатии, сопереживания, внимательного и доброжелательного отношения. 2.Регулятивные: 2.1. Выделяет и соотносит известное и неизвестное; 2.2. Способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого самостоятельно; 2.3. Способен доводить начатое до конца. 3. Коммуникативные: 3.1. Установление контакта со сверстниками, слушание собеседника 3.2. Полно и точно выражает свои мысли, строит высказывания в соответствии с нормами родного языка; 3.3. Осуществляет поиск причин и путей решения проблемы. 4. Познавательные: 4.1. Находит и выделяет необходимую информацию; 4.2. Выстраивает осознанное и произвольной речевое высказывание в устной форме. |
2. Развивающие 2.1. Продолжать развивать навыки связной монологической речи; 2.2. Развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ; 2.3. Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Сказки». | ||
3. Воспитательные 3.1. Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам; 3.2. Воспитывать нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества во время образовательной деятельности. |
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, чтение художественной литературы.
Оборудование, материалы: Дворец сказок, книги, дом Проппа.
Ход НОД
Этапы НОД | Виды деятельности | Продолжительность | Задачи | Методы и приемы | Ход НОД | Предпосылки УУД |
1.Организационный | Коммуникативная | 1 мин | - Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте!) «Встанем рядышком по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень, Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся- Утро доброе начнётся». -Доброе утро!!! | 1.1. 3.1. | ||
2. Мотивационный | Коммуникативная Познавательная | 3 мин | 2.3. 3.1. | Беседа Игра | - Как вы думаете, где всегда добро побеждает зло? (В сказках добро побеждает зло.) - А что же такое сказка? Сказка — это выдуманная история, о том, чего на свете не бывает. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Ребята, а давайте еще раз вспомним какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных.) Правильно на свете много разных сказок, но какая бы сказка не была, она обязательно учит чему-то людей, и несёт с собой мудрую мысль. - Назовите любимые ваши сказки? Речевое упражнение «Подбери слова-родственники к слову «сказка» (сказочка, сказочный, сказание, сказ, сказочник, сказывать, рассказывать). Раздается детский плач -Ребята, кто это плачет? Появляется сказочник - Я могу вам рассказать кто это плачет. Это маленькая девочка Машенька. Присаживайтесь поудобней я Вам расскажу одну историю. Случилось это весной. У одной девочки Маши жили на полке удивительные книги о приключениях, о добре и зле, о силе благодарности и волшебстве. Среди них была самая любимая книга со сказкой «Гуси – лебеди». Машенька очень любила книги. Каждый вечер она устраивалась вместе с мамой на диване и слушала сказки. Но однажды в гости к ней пришел мальчик Кирилл. Он был непослушным ребёнком, и сказал, что книги — это скучно и неинтересно. Куда интереснее играть в компьютерные игры и стрелять из игрушечного пистолета. Кирилл был так убедителен, что Маша неожиданно для себя поверила ему. Вечерами она категорически отказалась от вечернего чтения с мамой. Но вот спустя неделю девочка почувствовала, что она хочет вновь окунуться в мир сказок. Она потянулась к полке, на которой всегда стояли книги, но не обнаружила там самой любимой! — Мама, мама, где моя книга со сказкой «Гуси лебеди»? — закричала девочка. — А книга ушла от нас, — спокойно сказала мама. — Как ушла? У нее же нет ног? — Зато у нее есть волшебство. Она решила, что больше не нужна тебе и ушла туда, где её любят, ждут и будут читать. - Машенька сильно расплакалась, но делать было нечего. - Вот такая грустная история. - А мне пора уходить в волшебный мир сказок. | 1.2. 2.2. 3.1. 4.2. |
3. Активизация. знаний (проблемная ситуация) | 3мин | 3.1. 3.2. | Беседа Двигательная активность | - Ребята, жалко вам Машу. Поможем ей? - А как? Мы же не знаем куда делась эта сказка? - Что делать? (сначала посмотрим может она пришла к нам в детский сад и спряталась во дворце сказок) - Давайте отправимся к нему. - Все мы с вами знаем, что в этом дворце живут, необычные сказки. - Какие? Сюда мы с вами поселили сказки, с которыми мы уже знакомились и которые вспоминали и пересказывали с помощью волшебных карточек. - Давайте назовём эти сказки. Так, а сказка «Гуси-лебеди» здесь есть? - Значит в нашем дворце этой сказки нет -Ребята, посмотрите внимательно, вы ничего удивительного во дворце лишнего не видите? (здесь есть какой-то необычный предмет: сосуд с водой) Может это вода волшебная и она укажет куда спряталась сказка «Гуси – лебеди»? Давайте посмотрим. - Смотрят в сосуд, и на дне видят страну Проппа. А в этой стране лежит книга «Гуси – лебеди». - Вот она этак сказка. -Значит куда нам нужно отправиться? (отправиться в страну Проппа. - Наверное сказка «Гуси – лебеди очень захотела, чтобы вы с ней познакомились и запомнили её с помощью карт – помощниц. Ну что отправляемся в страну Проппа? Ребята, а где находится эта страна? Вместе с детьми Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь!!! - С помощью чего можно попасть в эту волшебную страну? (Попасть туда можно только при помощи волшебства.) | 1.3. 3.3. 4.1. | |
4. Решение проблемной ситуации | Двигательная Коммуникативная Познавательная Чтение художественной литературы | 17мин | 1.1. 1.2. 1.3. 2.1. 2.2. 3.1. 3.2. | Беседа Двигательная активность | - Ребята, в нашем дворце сказок живут не только сказки, но и волшебные предметы, которые помогают нам путешествовать. - С помощью каких предметов мы с вами перемещались уже в страну Проппа? - А каким волшебным предметом мы еще не пользовались? (перышко) Тогда давайте сегодня переместимся в страну Проппа с помощью волшебного перышка, Давайте встанем вкруг, закроем глаза, и пока мы будем произносить волшебные слова, я коснусь всех волшебным перышком. Я уверена, что это нам поможет! (Пока дети закрывают глаза и говорят волшебные слова, меняется декорация, т.е. с дома Проппа снимается ткань, например, голубого цвета) В руки перышко возьму Волшебство я призову, Чудо в гости к нам придет, В страну Проппа унесет. Ребята, посмотрите, вот нам уже виден дом Проппа. А это значит, что у нас получилось и мы оказались в этой сказочной стране. Давайте присядем. (присаживаются на коврик) И познакомимся со сказкой «Гуси-лебеди» поближе. Давайте сядем по удобнее и начнем слушать. Готовы? Первичное чтение - Куда уходили родители? - Что наказывала дочке мама? - Что стала делать девочка, когда увидела, что братца нет? - Куда побежала сестрица? - Кого повстречала на пути? - Что ей предложила печка? Что ответила девочка? -Что ей предложила яблоня? Что ответила девочка? - Что ей предложила молочная река, кисельные берега? Что ответила девочка? - Куда прибежала девочка? - Что делал братец у Бабы-Яги? - Какое задание дала Баба-Яга девочке? - Что хотела сделать Баба-Яга с сестрицей и братцем? - Кто помог девочке и мальчику спастись? Как? - Кто помог спрятаться от гусей-лебедей на обратном пути? - Чем закончилась сказка? - Сейчас я Вам буду читать сказку по частям, а вы должны будите подумать и выбрать из дома Проппа соответствующую карту – помощницу. Готовы? Какая карта соответствует этой части сказки? Мы выставили с вами все карты-помощницы, которые подходят к этой сказке Теперь давайте с их помощью попробуем ее пересказать. Кто желает начать? (можно пересказывать по цепочке, либо один ребенок) Задает проблемный вопрос: «А что, если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что ей делать, чтобы спасти себя и братца?». Дети обдумывают вопрос и предлагают свои варианты рассуждений (5 ответов). Ребята, вы большие молодцы! Но нам с вами пора возвращаться в детский сад, и заселить сказку «Гуси-лебеди» в волшебный дворец. Ну что в путь? Что нам поможет вернуться? Давайте встанем в круг. Закроем глаза. Произнесем волшебные слова, а я дотронусь до вас волшебным перышком. В руки перышко возьму Волшебство я призову, Чудо в гости к нам придет, К дворцу сказок унесет. Ну, вот мы и у нашего дворца сказок в детском саду. Давайте поселим новую книжку в наш сказочный дворец. Полина, сегодня тебе предоставляется возможность заселить новую книгу во дворец сказок. -Ой, ребята книжка что – то хочет сказать мне на ушко (шепчет) - Ребята, книга говорит о том, что ей жалко девочку Машу. И она просит, чтоб мы позвонили ей и сказали, что книга у нас в детском саду во дворце сказок. И она может к ней вернуться, но только тогда, когда сказка будет уверена, в том, что ты её больше не оставишь. Для этого ей нужно сделать свою маленькую книгу, принести к нам в детский сад и обменять. - Мы обязательно это сделаем. Правда ребята? | 1.3. 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.3. 3.2. 4.1. 4.2. |
6. Рефлексивный этап (подведение итогов НОД) | Коммуникативная | 1мин | Беседа | Ребята, а мы с вами давайте закроем двери сказочного дворца до следующей встречи. Где мы с вами сегодня были? А зачем мы туда отправились? А с помощью чего мы туда попали? С какой сказкой мы познакомились? Кто нам помогал пересказать сказку? Как мы знакомились со сказкой? (читали и пересказывали) Вы просто молодцы! Вы хорошо постарались. Я надеюсь, что сказку «Гуси-лебеди» вы хорошо запомните. И расскажите своим друзьям и родителям. | 2.3. 3.1. 3.2. 4.1. 4.2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
Пересказ сказки "Гуси-лебеди"
Конспект ООД по речевому развитию для старшего дошкольного возраста....
ООД Пересказ сказки "Гуси лебеди" ( с применением мнемотаблиц)
пересказ сказки...
Технологическая карта по театрализованной игре Тема: «инсценировка сказки «Гуси - лебеди»
Технологическая карта по театрализованной игре Тема: «инсценировка сказки «Гуси - лебеди»...
Технологическая карта По театрализованной игре Тема: «инсценировка сказки «Гуси - лебеди»
Технологическая картаПо театрализованной игре Тема: «инсценировка сказки «Гуси - лебеди»...