Тема: «Пересказ сказки «Гуси-лебеди» с опорой на карты Проппа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Морозова Наталья Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_novyy_16.05.18.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10

Технологическая карта события (занимательного дела)

«В поисках сказки»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Тема: «Пересказ сказки «Гуси-лебеди» с опорой на карты Проппа»

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                                                                                         Морозова Н.Н.

                                                                                                                                                                            Дата проведения:          

                                                                                                                                                                    16.05.2018

г. Ростов

Тема: «Пересказ сказки «Гуси-лебеди» с опорой на карты Проппа»

Цель: формирование умения пересказывать литературные произведения с опорой на карты Проппа.

Задачи

Интеграция образовательных областей

Предпосылки УУД

1.Обучающие

1.1. Продолжать учить детей выявлять основные действия и мотивы в сказке, и соотносить их с картами

 1.2.  Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

1.3.  Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

Познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное.

1.Личностные:

1.1. Осознание социальной роли

1.2. Проявление осознанных познавательных интересов

1.3.  Проявление эмпатии, сопереживания, внимательного и доброжелательного отношения.

2.Регулятивные:

2.1. Выделяет и соотносит известное и неизвестное;

2.2. Способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого самостоятельно;

2.3. Способен доводить начатое до конца.

3. Коммуникативные:

3.1. Установление контакта со сверстниками, слушание собеседника

3.2. Полно и точно выражает свои мысли, строит высказывания в соответствии с нормами родного языка;

3.3. Осуществляет поиск причин и путей решения проблемы.

4. Познавательные:

4.1. Находит и выделяет необходимую информацию;

4.2. Выстраивает осознанное и произвольной речевое высказывание в устной форме.

2. Развивающие

2.1. Продолжать развивать навыки связной монологической речи;

2.2.  Развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ;

2.3.   Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Сказки».

3. Воспитательные

3.1. Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам;

3.2.  Воспитывать нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, чтение художественной литературы.

Оборудование, материалы: Дворец сказок, книги, дом Проппа.

Ход НОД

Этапы НОД

Виды деятельности

Продолжительность

Задачи

Методы и приемы

Ход НОД

Предпосылки УУД

1.Организационный

Коммуникативная

1 мин

- Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте!)

 «Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся».

-Доброе утро!!!

1.1.

3.1.

2. Мотивационный

Коммуникативная

Познавательная

3 мин

2.3.

3.1.

Беседа

Игра

 - Как вы думаете, где всегда добро побеждает зло?

(В сказках добро побеждает зло.)

- А что же такое сказка?

Сказка —  это выдуманная история, о том, чего на свете не бывает.

Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.

Ребята, а давайте еще раз вспомним какие виды сказок вы знаете?

(волшебные, бытовые, о животных.)

Правильно на свете много разных сказок, но какая бы сказка не была, она обязательно учит чему-то людей, и несёт с собой мудрую мысль.

- Назовите любимые ваши сказки?

Речевое упражнение «Подбери слова-родственники к слову «сказка» 

(сказочка, сказочный, сказание, сказ, сказочник, сказывать, рассказывать).

Раздается детский плач

-Ребята, кто это плачет?

Появляется сказочник

- Я могу вам рассказать кто это плачет. Это маленькая девочка Машенька. Присаживайтесь поудобней я Вам расскажу одну историю.

Случилось это весной.  У одной девочки Маши жили на полке удивительные книги о приключениях, о добре и зле, о силе благодарности и волшебстве. Среди них была самая   любимая книга со сказкой «Гуси – лебеди».

Машенька очень любила книги.  Каждый вечер она устраивалась вместе с мамой на диване и слушала сказки.

Но однажды в гости к ней пришел мальчик Кирилл. Он был непослушным ребёнком, и сказал, что книги — это скучно и неинтересно. Куда интереснее играть в компьютерные игры и стрелять из игрушечного пистолета. Кирилл был так убедителен, что Маша неожиданно для себя поверила ему. Вечерами она категорически отказалась от вечернего чтения с мамой.

Но вот спустя неделю девочка почувствовала, что она хочет вновь окунуться в мир сказок.

Она потянулась к полке, на которой всегда стояли книги, но не обнаружила там самой любимой!

— Мама, мама, где моя книга со сказкой «Гуси лебеди»? — закричала девочка.

— А книга ушла от нас, — спокойно сказала мама.

— Как ушла? У нее же нет ног?

— Зато у нее есть волшебство. Она решила, что больше не нужна тебе и ушла туда, где её любят, ждут и будут читать.

- Машенька сильно расплакалась, но делать было нечего.

- Вот такая грустная история.

- А мне пора уходить в волшебный мир сказок.

1.2.

2.2.

3.1.

4.2.

3. Активизация. знаний (проблемная ситуация)

3мин

3.1.

3.2.

Беседа

Двигательная активность

- Ребята, жалко вам Машу. Поможем ей?

- А как? Мы же не знаем куда делась   эта сказка?

- Что делать? (сначала посмотрим может она пришла к нам в детский сад и спряталась во дворце сказок)

- Давайте отправимся к нему.

- Все мы с вами знаем, что в этом дворце живут, необычные сказки.

- Какие?

 Сюда мы с вами поселили сказки, с которыми мы уже знакомились и которые вспоминали и пересказывали с помощью волшебных карточек.

- Давайте назовём эти сказки.

Так, а сказка «Гуси-лебеди» здесь есть?

- Значит в нашем дворце этой сказки нет

-Ребята, посмотрите внимательно, вы ничего удивительного во дворце лишнего не видите? (здесь есть какой-то необычный предмет: сосуд с водой)

Может это вода волшебная и она укажет куда спряталась сказка «Гуси – лебеди»?

Давайте посмотрим.

- Смотрят в сосуд, и на дне видят страну Проппа. А в этой стране лежит книга «Гуси – лебеди».

- Вот она этак сказка.

-Значит куда нам нужно отправиться? (отправиться в страну Проппа.

-  Наверное сказка «Гуси – лебеди очень захотела, чтобы вы с ней познакомились и запомнили её с помощью карт – помощниц.

Ну что отправляемся в страну Проппа?

 Ребята, а где находится эта страна?

Вместе с детьми

Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь!!! 

- С помощью чего можно попасть в эту волшебную страну?

(Попасть туда можно только при помощи волшебства.)

1.3.

3.3.

4.1.

4. Решение проблемной ситуации

Двигательная

Коммуникативная

Познавательная

Чтение художественной литературы

17мин

1.1.

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

3.1.

3.2.

 Беседа

Двигательная активность

 - Ребята, в нашем дворце сказок живут не только сказки, но и волшебные предметы, которые помогают нам путешествовать.

- С помощью каких предметов мы с вами перемещались уже в страну Проппа?

- А каким волшебным предметом мы еще не пользовались? (перышко)

Тогда давайте сегодня переместимся в страну Проппа с помощью волшебного перышка,

Давайте встанем вкруг, закроем глаза, и пока мы будем произносить волшебные слова, я коснусь всех волшебным перышком. Я уверена, что это нам поможет!

(Пока дети закрывают глаза и говорят волшебные слова, меняется декорация, т.е.  с дома Проппа снимается ткань, например, голубого цвета)

В руки перышко возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В страну Проппа унесет.

Ребята, посмотрите, вот нам уже виден дом Проппа. А это значит, что у нас получилось и мы оказались в этой сказочной стране.

Давайте присядем.

(присаживаются на коврик)

И познакомимся со сказкой «Гуси-лебеди» поближе.

Давайте сядем по удобнее и начнем слушать.

Готовы?

Первичное чтение

- Куда уходили родители?

- Что наказывала дочке мама?

- Что стала делать девочка, когда увидела, что братца нет?

- Куда побежала сестрица?

- Кого повстречала на пути?

- Что ей предложила печка? Что ответила девочка?

-Что ей предложила яблоня? Что ответила девочка?

- Что ей предложила молочная река, кисельные берега? Что ответила девочка?

- Куда прибежала девочка?

- Что делал братец у Бабы-Яги?

- Какое задание дала Баба-Яга девочке?

- Что хотела сделать Баба-Яга с сестрицей и братцем?

- Кто помог девочке и мальчику спастись? Как?

- Кто помог спрятаться от гусей-лебедей на обратном пути?

- Чем закончилась сказка?

- Сейчас я Вам буду читать сказку по частям, а вы должны будите подумать и выбрать из дома Проппа соответствующую карту – помощницу.

Готовы?

Какая карта соответствует этой части сказки?

Мы выставили с вами все карты-помощницы, которые подходят к этой сказке

Теперь давайте с их помощью попробуем ее пересказать.

Кто желает начать?

(можно пересказывать по цепочке, либо один ребенок)

Задает проблемный вопрос: «А что, если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что ей делать, чтобы спасти себя и братца?». Дети обдумывают вопрос и предлагают свои варианты рассуждений (5 ответов).

Ребята, вы большие молодцы!

Но нам с вами пора возвращаться в детский сад, и заселить сказку «Гуси-лебеди» в волшебный дворец.

Ну что в путь?

Что нам поможет вернуться?

Давайте встанем в круг. Закроем глаза. Произнесем волшебные слова, а я дотронусь до вас волшебным перышком.

В руки перышко возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

К дворцу сказок унесет.

Ну, вот мы и у нашего дворца сказок в детском саду.

Давайте поселим новую книжку в наш сказочный дворец.

Полина, сегодня тебе предоставляется возможность заселить новую книгу во дворец сказок.

-Ой, ребята книжка что – то хочет сказать мне на ушко (шепчет)

- Ребята, книга говорит о том, что ей жалко девочку Машу. И она просит, чтоб мы позвонили ей и сказали, что книга у нас в детском саду во дворце сказок.  И она может к ней вернуться, но только тогда, когда сказка будет уверена, в том, что ты её больше не оставишь.  Для этого ей нужно сделать свою маленькую книгу, принести к нам в детский сад и обменять.

- Мы обязательно это сделаем. Правда ребята?

1.3.

2.1.

2.2.

2.3.

3.1.

3.3.

3.2.

4.1.

4.2.

6. Рефлексивный этап (подведение итогов НОД)

Коммуникативная

1мин

Беседа

Ребята, а мы с вами давайте закроем двери сказочного дворца до следующей встречи.

Где мы с вами сегодня были?

А зачем мы туда отправились?

А с помощью чего мы туда попали?

С какой сказкой мы познакомились?

Кто нам помогал пересказать сказку?

Как мы знакомились со сказкой? (читали и пересказывали)

Вы просто молодцы! Вы хорошо постарались. Я надеюсь, что сказку «Гуси-лебеди» вы хорошо запомните. И расскажите своим друзьям и родителям.

2.3.

3.1.

3.2.

4.1.

4.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...

Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...

Пересказ сказки "Гуси-лебеди"

Конспект ООД по речевому развитию для старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта по театрализованной игре Тема: «инсценировка сказки «Гуси - лебеди»

Технологическая карта по театрализованной игре  Тема: «инсценировка сказки «Гуси - лебеди»...

Технологическая карта По театрализованной игре Тема: «инсценировка сказки «Гуси - лебеди»

Технологическая картаПо театрализованной игре Тема: «инсценировка сказки «Гуси - лебеди»...