Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки '' Гуси-лебеди ''
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
в подготовительной группе
Тема: Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»
Воспитатель: Егорова И.В.
МДОУ №68 г. Тверь
Тема занятия: «Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»
Цель:
Связная речь: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. При пересказе использовать карточки Проппа.
Используем карточки:
- Жили были
- Нарушение запрета
- Что случилось
- Волшебные помощники
- Беда миновала.
Словарь и грамматика: Учить детей объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами, уменьшительно-ласкательными и увеличительными.
Звуковая культура речи: Уточнить и закрепить правильное произношение звуков: [м] и [л], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе.
Развивающая среда: Книга-сказка: «Гуси-лебеди», карточки Проппа, зеркала, карточки (артикуляционная гимнастика).
Содержание:
Воспитатель предлагает взять детям зеркала и проводит с ними артикуляционную гимнастику согласно методике В.В. Коноваленко.
Упражнения для нижней челюсти:
- широко раскрыть рот, подержать несколько секунд
- жевательные движения с сомкнутыми губами – легкое постукивание зубами – губы разомкнуты
- «Заборчик» верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
Упражнения для губ:
- «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжать)
- «Трубочка» - вытягивание губ вперед
- Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам
- Втягивание нижней губы под верхнюю
Упражнения для языка:
- «Болтушка» - движения языком вперед-назад
- «Часики» - вправо-влево
- «Качели» - вверх-вниз
- Круговые движения языком
- «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на верхней губе
- «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.
Далее воспитатель предлагает выполнить несколько упражнений по методике А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
- «Пароход»
- «Очки»
- «Стул»
- «Стол»
- «Грабли»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на карточки Проппа и вспомнить, знают ли они, что это за карточки и для чего они нужны. Выслушивает ответы детей. Затем сама объясняет и называет карточки.
- Возвращение домой
- Победа
- Вредительство
- Свадьба или коронование
- Борьба
- Сверхъестественные силы антагониста
Карточки Проппа помогают рассказывать и пересказывать по порядку без пропусков и повторений. Сегодня мы используем следующие карточки:
- Жили были
- Нарушение запрета
- Что случилось
- Волшебные помощники
- Беда миновала.
Повторяем вместе с детьми названия карточек. Воспитатель предлагает рассмотреть обложку книги и вспомнить название книги.
Воспитатель читает сказку «Гуси-лебеди»
Проводится беседа
- Как называется сказка, которую я прочитала?
- Кто нарушил запрет?
- Какой запрет был нарушен?
- Как гуси-лебеди унесли мальчика?
- Какие волшебные помощники пришли на помощь Машеньке?
- О чем просила Машенька печку, яблоньку и молочную реку?
В случае затруднения воспитатель читает сказку еще раз.
Далее организуется пересказ детьми произведения.
После окончания, воспитатель задает вопросы детям.
- Какая была девочка?
- Непослушная, так как нарушила запрет. Но добрая, любящая, заботливая, смелая. Если бы она не пошла искать братика, он бы погиб.
- Какие были гуси-лебеди? - Злые, невнимательные.
-Какие были печка. Речка, яблонька? – Добрые, заботливые, отзывчивые.
Вопросы воспитателя:
- А как бы ты поступил (а) на месте Машеньки?
- Чтобы ты хотел (а) изменить в этой сказке?
Выслушивает ответы 2х – 3х детей.
Воспитатель просит назвать слова, которые можно образовать с суффиксами: уменьшительно-ласкательными и увеличительными.
Например: сын – сыночек
Маша – Машенька
сливки – сливочки
яблоко – яблочко
кисель – киселек
яблоня – яблонька
Выслушивает ответы детей.
Затем просит назвать звук, с которого начинается слово «Машенька» и «Лебеди». Что общего в этих звуках? – они - согласные.
Вспоминает скороговорку:
«Мама мыла Милу мылом
Мила мыло не любила».
Просит детей обратить внимание на значительное количество звуков [м] и [л] в этой скороговорке.
Просит повторить детей в быстром темпе.
Выслушивает 3-х или 4-х детей.
Предлагает вспомнить другие скороговорки по желанию.
В заключение воспитатель показывает детям полотно с пустыми кармашками и приготовленный набор картинок. Объясняет, что это полотно будет в развивающей среде, в группе, и, с его помощью дети смогут самостоятельно составлять рассказы, сочинять сказки с помощью карточек Проппа.
В случае если останется время до конца занятия, воспитатель использует книгу «Тверские загадки серия «Тверской фольклор» и загадывает загадки про печку.
Предварительная работа.
- Беседа на тему: «Сказка и рассказ». В чем отличие этих жанров.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Рассматривание картинок с изображением печки, яблоньки, речки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
Составление рассказа с помощью карточек Проппа
Воспитателем представлен конспект организованной образовательной деятельности в области коммуникации для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся с глобусом, представителями мал...
Открытое занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы. Составление сказки с помощью карточек Проппа. "Снегурочка"
Цель: Закрепить умение детей составлять связано, последовательно, грамматически правильно сказку по карточкам Проппа..Закрепить у детей знания полученные ранее.Задачи:Совершенствовать умения детей в с...
"В гостях у сказки" карточки Проппа в работе логопеда
Основные примеры заданий с карточками Проппа, используемые для формирования связной речи у дошкольников...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Василиса Прекрасная
Конспект занятия...