«Ознакомление с малыми фольклорными формами»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками, скороговорками, чистоговорками, колыбельными песнями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razviti_rechi_2022g.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №3»
ЭНГЕЛЬССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Воспитатель:
Высшей категории
Шишлова Наталья Ивановна
2022 г.
Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками, скороговорками, чистоговорками, колыбельными песнями.
Задачи:
• Познакомить с жанром загадки,
• Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
• Придумывать небольшие загадки;
• Познакомить с жанром скороговорки, его назначением;
• Формировать умение чётко произносить скороговорки;
• Объяснить назначение и особенности колыбельных.
• Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Материалы: Кукла, мяч, коробка с игрушками (заяц, мышка, котик, поросенок, слон, мишка, собачка), карточки с изображением шишки, сушки, мишки.
Ход занятия:
Организационный момент: Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи мяча. Дети передают мяч по кругу и произносят слова:
Покатился, покатился мячик по дорожке,
Прыг –скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.
«С добрым утром, Егор! »
Егор берет мяч и передает его своему соседу, приветствует его по имени. И так далее по кругу.
Раздаётся стук в дверь.
- Вам посылка.
Воспитатель берет посылку.
-Нам принесли посылку, но на ней ничего не написано. Как можно узнать, что здесь лежит?
Дети: Угадать, открыть, потрогать, достать из коробки.
Воспитатель: Ещё можно загадать загадку, о том, что лежит в посылке, т. е. спросить о чём-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадайте загадки.
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (Мышка)
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Что есть у мышки, о чём говорилось в загадке?
Дети отвечаю.
Воспитатель: Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка.)
Дети: отгадывают.
Воспитатель: Как вы поняли, что это белка?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц.)
Дети: отгадывают.
Воспитатель: Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Физкультминутка:
Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка».
Воспитатель: Чтобы правильно произносить, все звуки и слова нам нужны «чистоговорки» и « скороговорки», дети проговаривают.
Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.
Са - са - са - са - укусила в нос оса.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
Проговаривают скороговорки медленно, затем немного быстрее.
Воспитатель: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям, научится правильно говорить.
- А что такое колыбельная? Для чего они нужны? Пели ли вам колыбельные?
Воспитатель: поёт колыбельную.
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю - бай, засыпай.
Воспитатель: Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?
Воспитатель: Давайте покачаем куклу спать, достаёт куклу из посылки. Дети качают, её напевая, колыбельные.
Баю, баю, баюшки,
Спать ложатся, заюшки,
На ромашках спят шмели,
Лягушата спать легли.
В тёмном поле у реки,
Спят ежата - колобки.
Влезла белочка в дупло,
Спать ей тихо и тепло
Баю, баюшки, баю,
Да кому же я пою,
Рыбка спать ушла на дно,
Детка спит уже давно.
Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?
Дети: загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни.
Воспитатель: похвалила детей.
-Вот настал момент прошанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим всем: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с малыми фольклорными формами
Уважаемые коллеги!На протяжении многих лет я углубленно работаю над формированием у детей духовно-патриотических чувств: любви к малой родине, к кубанскому краю. Многонациональная кубанская земля имее...
"Ознакомление с малыми фольклорными формами"
Конспект занятия для средней группы...
"Ознакомление с малыми фольклорными формами"
Конспект занятия для средней группы...
Ознакомление с малыми фольклорными формами( загадки, потешки).
Чтение потешек, отгадывание загадок....
Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...
Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»
1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...