«Ознакомление с малыми фольклорными формами»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шишлова Наталья Ивановна

Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками, скороговорками, чистоговорками, колыбельными песнями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razviti_rechi_2022g.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3»

ЭНГЕЛЬССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

 организованной образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе

Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

Воспитатель:

Высшей категории

 Шишлова Наталья Ивановна

                                                                     

2022 г.

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками, скороговорками, чистоговорками, колыбельными песнями.

Задачи:

• Познакомить с жанром загадки,

• Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

• Придумывать небольшие загадки;

• Познакомить с жанром скороговорки, его назначением;

• Формировать умение чётко произносить скороговорки;

• Объяснить назначение и особенности колыбельных.

• Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Материалы: Кукла, мяч, коробка с игрушками (заяц, мышка, котик, поросенок, слон, мишка, собачка), карточки с изображением шишки, сушки, мишки.

Ход занятия:

 

Организационный момент: Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи мяча. Дети передают мяч по кругу и произносят слова:

 

Покатился, покатился мячик по дорожке,

Прыг –скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.

«С добрым утром, Егор! »

Егор берет мяч и передает его своему соседу, приветствует его по имени. И так далее по кругу.

Раздаётся стук в дверь.

- Вам посылка.

Воспитатель берет посылку.

-Нам принесли посылку, но на ней ничего не написано. Как можно узнать, что здесь лежит?

Дети: Угадать, открыть, потрогать, достать из коробки.

Воспитатель: Ещё можно загадать загадку, о том, что лежит в посылке, т. е. спросить о чём-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадайте загадки.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки. (Мышка)

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

Воспитатель: Что есть у мышки, о чём говорилось в загадке?

Дети отвечаю.

Воспитатель: Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка.)

Дети: отгадывают.

Воспитатель: Как вы поняли, что это белка?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Дети: отгадывают.

Воспитатель: Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Физкультминутка:

Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка».

Воспитатель: Чтобы правильно произносить, все звуки и слова нам нужны «чистоговорки» и « скороговорки», дети проговаривают.

Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.

Са - са - са - са - укусила в нос оса.

Ша-ша-ша - наша Маша хороша.

Ша-ша-ша - выходи из камыша.

Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Скороговорки:  «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

 Проговаривают скороговорки медленно, затем немного быстрее.

Воспитатель: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям, научится правильно говорить.

 - А что такое колыбельная? Для чего они нужны? Пели ли вам колыбельные?

Воспитатель: поёт колыбельную.

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю - бай, засыпай.

Воспитатель: Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?

Воспитатель: Давайте покачаем куклу спать, достаёт куклу из посылки. Дети качают, её напевая, колыбельные.

Баю, баю, баюшки,

Спать ложатся, заюшки,

На ромашках спят шмели,

Лягушата спать легли.

В тёмном поле у реки,

Спят ежата - колобки.

Влезла белочка в дупло,

Спать ей тихо и тепло

Баю, баюшки, баю,

Да кому же я пою,

Рыбка спать ушла на дно,

Детка спит уже давно.

Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?

Дети: загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни.

Воспитатель: похвалила детей.

-Вот настал момент прошанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим всем: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Уважаемые коллеги!На протяжении многих лет я углубленно работаю над формированием у детей духовно-патриотических чувств: любви к малой родине, к кубанскому краю. Многонациональная кубанская земля имее...

"Ознакомление с малыми фольклорными формами"

Конспект занятия для средней группы...

"Ознакомление с малыми фольклорными формами"

Конспект занятия для средней группы...

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...

Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»

1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...