"Ознакомление с малыми фольклорными формами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Наталья Григорьевна Суходолова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10» с.Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края
«Ознакомление с малыми фольклорными формами» в средней группе.
Задачи:
- Познакомить с жанром загадки, умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
- Познакомить с жанром скороговорки, его назначением; чётко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету.
- Объяснить назначение и особенности колыбельных.
Игра: «Мы идём, идём, идём,
Громко песенки поём
И покажем мы сейчас,
Где же ручки у нас» (Ножки, глазки...)
Воспитатель показывает картинку «почтальон», кто изображён - чем он занимается. Показывает посылку.
Воспитатель: Как можно узнать, что здесь лежит?
Дети: Угадать, открыть, пощупать, достать из коробки.
Воспитатель: Ещё можно загадать загадку, о том, что лежит в посылке, т.е. спросить о чём- то, рассказать, какой это предмет, но не называть его. Воспитатель: Отгадайте загадки.
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (Мышка.)
Дети: отгадывают.
Воспитатель: Что есть у мышки, о чём говорилось в загадке?
Дети отвечаю.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу. ( Белка.)
Дети: отгадывают.
Воспитатель: Как вы поняли, что это белка?
Дети: отвечают.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц.)
Дети: отгадывают.
Воспитатель: Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?
Дети: отвечают.
Рассмотрев вместе с детьми игрушки; воспитатель обобщает, загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Физкультминутка: С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Руки над головой.)
Будем их ловить руками (Хватательные движения.)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы (Руки в стороны.)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чистом, (Шагаем с высоко)
Поднимаем выше ноги. (С поднятыми ногами.)
Вот лисица в поле скачет
Словно лёгкий, рыжий мячик. ( Прыжки.)
Ну, а мы идём, идём
И к себе приходим в дом. (Ходьба.)
Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка», «шоссе».
Воспитатель: Чтобы правильно произносить, все звуки и слова нам нужны «чистоговорки» и « скороговорки», дети проговаривают.
Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.
Са - са - са - са - укусила в нос оса.
Шу - шу -шу - шу - я письмо тебе пишу.
Скороговорки: «Проворонила ворона воронёнка», «хохлатые хохотушки, хохотом хохотали. Ха! - ха! - ха!»
Проговаривают скороговорки медленно, затем немного быстрее.
Воспитатель: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям, научится правильно говорить, а что такое колыбельная? Для чего они нужны? Пели ли вам колыбельные?
Воспитатель: поёт колыбельную.
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю - бай, засыпай.
Воспитатель: Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?
Воспитатель: Давайте покачаем куклу спать, достаёт куклу из посылки. Дети качают, её напевая, колыбельные.
Баю, баю, баюшки,
Спать ложатся, заюшки,
На ромашках спят шмели,
Лягушата спать легли.
В тёмном поле у реки,
Спят ежата - колобки.
Влезла белочка в дупло,
Спать ей тихо и тепло
Баю, баюшки, баю,
Да кому же я пою,
Рыбка спать ушла на дно,
Детка спит уже давно.
Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?
Дети: загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни.
Воспитатель: похвалила детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с малыми фольклорными формами
Уважаемые коллеги!На протяжении многих лет я углубленно работаю над формированием у детей духовно-патриотических чувств: любви к малой родине, к кубанскому краю. Многонациональная кубанская земля имее...
"Ознакомление с малыми фольклорными формами"
Конспект занятия для средней группы...
Ознакомление с малыми фольклорными формами( загадки, потешки).
Чтение потешек, отгадывание загадок....
Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...
Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»
1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...
Конспект открытого занятия в средней группе. Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».
Конспект открытого занятия в средней группе.Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».Остро...