Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе
« Путешествие в страну фольклора»
Воспитатель:
Гаглоева А.Т.
2023г.
Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, на примере пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр, сказок. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора, новыми словами , пополнить словарный запас. Развивать связную речь, мышление, память. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия
- Начинается тихая музыка
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. Начинается тихая музыка
Воспитатель: За высокими горами (руки вверх)
За широкими лесами (руки широко)
За глубокими морями (руки вниз)
Стоит терем-теремок (ладошки домиком)
Из трубы идёт дымок (ладошки также домиком, но выпячиваем указательный палец, будто труба на крыше)
На двери висит замок (пальцы в замок)
Мы замочек отопрём (расцепляем)
Сказку в гости позовём (руки в стороны)
Слушай тихо и гляди (гладим ушки и глазки)
Сказка, в гости приходи!
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в мир сказок, прибауток, потешек. В страну, которая называется Фольклор. Ребята, а вы знаете что такое фольклор? Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, былины, сочиняли потешки, песни. Давайте же с вами отправимся в эту сказочную страну и познакомимся с жанрами фольклора поближе. Будем путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а отгадайте загадку и узнаете кто же будет путешествовать с нами.
«Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская... (Матрешка.)»
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Да, правильно, Матрешка. Посмотрите ребята какая красивая матрешка у нас в гостях. Отправимся мы сегодня с Матрешкой в путешествие по разным станциям.
Вставайте ребята друг за другом, поедем «Тууу-тууу..»
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!
Воспитатель: Станция «Потешкино». Мамочки, когда умывали и причесывали своих деток, всегда пели для них веселые песенки- потешки. В русских народных потешках от слова»потешать», « веселить», «развлекать») используются нежные слова, красивые выражения.
***
Кот на печку пошёл
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь, горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
***
Варись – варись кашка.
Варись – варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!
Воспитатель: Ну что, поедем дальше. Цепляйтесь вагончики.
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!
Воспитатель: Стоп, приехали. Станция «Загадкино».
Ребята , а вы знаете, что такое загадки и для чего их сочиняли?
Загадки- это жанр устного народного творчества. Загадки сочиняли для того, чтобы научить людей сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучать как стихи , некоторые выглядят как рисунки.
- Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило ( мышка)
- Летом серый, а зимой белый (заяц)
- Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молоко они хотят(ежик)
- Он в мундире ярком
Шпоры для красы
Днем он забияка
Поутру – часы ( петух)
- Желтые комочки
Легкие, как вата
Бегают за квочкой
Кто это? ( цыплята)
Воспитатель: Ну что, поедем дальше. Цепляйтесь вагончики.
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!
Воспитатель: Стоп, приехали. Станция «Игралкино».
Эй, подружки-хохотушки,
Развесёлые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поиграть,
Свою ловкость показать!
Воспитатель: Ребята, давайте с нашей матрешкой поиграем.
Подвижная игра. Ой, что за народ?
Ой, что за народ за матрёшкой идёт?
А-а! вот какой народ!
Быстро – быстро убежали,
Только ножки замелькали.
(дети убегают)
Ой, что за народ в барабаны громко бьёт?
Ой, что за народ тихо – тихо идёт?
П/и « Золотые ворота»
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли, понравилась вам игра?
Дети: Да!
Воспитатель: Цепляйтесь вагончики, поедем на следующую станцию.
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту – ту!
Воспитатель: Стоп, приехали. А эта остановка называется « Чистоговорочная и скороговорочная».
Я хочу с вами поговорить о пословицах. Что такое пословицы? Это короткие мудрые мысли. Например:
« Сделал дело, гуляй смело»
« Когда я ем, я глух и нем»
« Когда я кушаю, никого не слушаю»
(Дети повторяют)
Воспитатель: Молодцы!
Чистоговорки придумал такой народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчетливо произносить все звуки.
Са-са – са прилетела к нам оса
Су – су- су мы прогнали осу
Жу- жу – жу на траве лежу.
А вот скороговорки нужно повторять четко и быстро.
Нес Егор с собой топор
Шел Егор чинить забор.
Дети повторяют скороговорку сначало медленно , потом быстро.
Воспитатель: Цепляйтесь вагончики, поедем на следующую станцию.
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту – ту!
Воспитатель: Стоп, остановка. Станция «Сказкино».
К устному народному творчеству относятся и сказки. Сказки любят и дети и взрослые . Сказка- это произведение, которое придумано на основе каких- то событий. В сказке могут происходить разные необыкновенные чудеса. Животные и птицы могут разговаривать, как люди и друг друга понимать. Как вы думаете дети, а в жизни может быть такое? Конечно, нет.
Кто же сочиняет сказки? Может ее сочинить один человек- сказочник, писатель, а может много и тогда сказка называется народной. Сказка нас учит видеть веселое и грустное, умное и глупое. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.
Воспитатель: Ребята смотрите, что у нас здесь?
Дети: Театр.
Воспитатель: Правильно, садитесь на стульчики. Будем смотреть и слушать сказку «Заюшкина избушка»
Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось путешествовать по стране Фольклора?
Дети: Да!
А давайте вспомним, что же такое фольклор?
Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, былины, сочиняли потешки, песни, загадки.
А теперь давайте прощаться с нашими гостями с помощью потешки.
Расставаясь на прощанье
Всем мы скажем – до свиданья
Очень рады мы друзьям
Приходите в гости к нам!
Ребята , а нам пора возвращаться в группу. Станцуем под веселую народную музыку, которая и перенесет нас обратно в группу ( звучит русская народная песня « Барыня)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....
Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).
Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...