"Подводный мир"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ООД по литературному чтению составление рассказа для детей подготовительной к школе группы
Тема занятия: «По морским глубинам»
Возрастная группа: подготовительная группа
Образовательные области: речевое развитие
Цель занятия: формировать умение составлять рассказы на основе полученных ранее впечатлений.
Задачи занятия
Образовательные:
- Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему.
- Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.
Развивающие:
- Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
- Воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе.
Словарная работа: батискаф, ихтиологи, иллюминатор
Планируемые результаты занятия: Совершенствуется диалогическая речь детей. Умеют составлять рассказ из полученных ранее впечатлений.
Подготовительная работа: просмотр фрагментов из подводной одиссеи команды Кусто, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми, где и каких животных видели, какие повадки знакомы.
Материалы и оборудование: магнитофон с записью шумов моря, картинки с морскими обитателями (серия «Мир в картинках» пособие «Морские»), слайд-шоу «Подводный мир», альбомные листы по количеству детей, карандаши.
№ | Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Методы, формы и приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационный момент Мотивационно-побудительный этап | Заинтересовать детей, настроить на составление рассказов на тему «Подводный мир» Воспитывать желание бывать в новых местах. | Воспитателем запускается слайд-шоу «Подводный мир» с картинками и звуками моря. На этом фоне воспитатель читает стихотворение А.Парошина «Подводный мир». Про подводные глубины В океанской глубине. С батискафом наравне. | Худ.слово | Проявляют интерес услышав звуки моря и подходят к воспитателю Слушают чтение стихотворения «Подводный мир» | Дети проявляют заинтересованность к услышанному. Внимательно слушают стихотворение, изъявляют желание отправится в путешествие |
2. | Организационно- поисковый (основной этап) | Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Продолжать учить работать с картинками и составлять описательный рассказ, придерживаясь вопросов какой, какая, какие, запоминать новые слова. Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. | В: Ребята, кто из вас любит путешествовать? - А в каких путешествиях вы уже бывали? Что мы там видели и делали? На чём мы отправлялись в путешествие? Какие впечатления у вас были от путешествия? Мы оказали какую то помощь морским обитателям или нет? И т.д. А сейчас я вам предлагаю поиграть в интересную игру. Проводится речевая игра «Какой, какая, какие» : дети по очереди подходят к картинкам, рассматривают их, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке, какой он. К примеру «Это кит, он самый большой обитатель моря», или «Это медуза, она прозрачная, гладкая», «Это морская звезда, она очень похожа на обычную красную звезду» - Молодцы, всех о ком мы с вами раньше говорили вы вспомнили и узнали. Но я думаю, что мы их можем еще и показать? Проводится физкультминутка «Море волнуется раз». Проиграть 2 раза. - Ребята, а вы знаете, что раньше настоящие путешественники всегда вели путевые заметки, в которых описывали все, что встречалось им в пути. В настоящее время интересное и памятное люди чаще просто фотографируют или снимают на камеру. Позже, рассматривая фотографии, вспоминают свое путешествие, рассказывают о нем своим друзьям. А как мы с вами можем поделиться нашими впечатлениями от моря, ведь писать мы пока еще не умеем, да и фотоаппарат с собой не взяли? - Конечно, мы можем зарисовать увиденное и потом рассказать. А наш рисунок поможет ничего не забыть и не упустить. Все можно рисовать просто, не вырисовывая точное очертание и детали, лишь бы вам было понятно, о чем хотите рассказать. Н что ж, путешественники, покидаем наш батискаф и приступаем к нашим заметкам. Пароль на выход с батискафа «Цепочка морских слов». По очереди называем слово морской тематики – берем свой стульчик и идем к столу составлять свой рассказ о морском путешествии. - Что мы можем передать в своем рассказе? Где мы были? На чем опускались? Кого видели в море? Какие они, морские обитатели? Что нам больше всего там понравилось? - Ваш рассказ может быть примерно таким: «Сегодня мы путешествовали по морю и опускались на его дно в батискафе. Там мы встретили морских обитателей: медузу, осьминога, морскую звезду и других. Видели как растут кораллы, плавают стайками рыбки. Больше всего мне понравились морской еж и рыба дракон. Морской еж своими колючками очень похож на свернувшегося ежика, только он красного цвета и с большими колючками.» Пока дети схематично рисуют рассказ, напомнить им значение слов батискаф, иллюминатор, ихтиолог. - Мы были в море, а затем вернулись куда…. В роли суши у нас сейчас будет ковер. Предлагаю присесть на ковер | Вопросы детям Речевая игра «Какой, какая, какие» Физкультминутка «Море волнуется раз». «Цепочка морских слов». Вопросы детям Рассказ воспитателя Словарные слова батискаф, иллюминатор, ихтиолог | Да Дети делятся своими впечатлениями полученных ранее в путешествиях Проявляют интерес к игре Дети по очереди подходят к картинкам, рассматривают их, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке, какой он. Дети с интересом погружаются в атмосферу игры Выполняют движения в соответствии с текстом Дети предлагают разные варианты. Останавливаются на зарисовках увиденного Дети по очереди называют слова на морскую тематику и с желанием приступают к зарисовкам для составления рассказа Дети отвечают на вопросы, ответы которых будут отражаться в рассказе Внимательно слушают и дети схематично рисуют рассказ На сушу | Дети с желанием делятся впечатлениями о своих путешествиях. Хотят поиграть в речевую игру Проявляют желание играть в игру «Море волнуется раз» Проявляют внимательность и заинтересованность на дальнейший ход путешествия Внимательно слушают педагога Предлагают разные варианты Дети четко и правильно называют слова на заданную тему Отвечают на вопросы педагога чётко и сформулированно С интересом слушают рассказ воспитателя И рисуют схематические рисунки к своим рассказам Появляют желание узнать значение слов Иллюминатор и ихтиолог. Проявление интереса |
3. | Рефлексивно–корригирующий (заключительный) этап | Продолжать развивать умение рассказывать о путешествии и своих впечатлениях Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде. | - Наше морское путешествие закончилось, но оставило у нас много хороших впечатлений. А что мы можем с ними сделать? - Правильно, мы можем этими впечатлениями поделиться. Кто первый? Бери свои заметки выходи и поведай нам о своем путешествии, а мы будем слушать и представлять. - Кто еще хочет нам рассказать? Рассказы 4-5 детей. - Кто не успел рассказать нам о путешествии, возьмите свои заметки домой и поделитесь впечатлениями с родными. Вам понравилось путешествие по подводному миру? Что больше всего запомнилось? Хоте ли бы вы еще куда ни будь отправится путешествовать? | Вопросы детям Рассказы детей Вопросы детям | Дети проявляют желание и интерес поделится своими впечатлениями о путешествии Дети по очереди рассказывают составленные рассказы Отвечают на поставленные вопросы педагога | Дети предлагают поделится друг с другом своими впечатлениями и рассказать о них По очереди не перебивая друг друга рассказывают свои рассказы и делятся зарисовками Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"
Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...
Занятие «Подводный мир»
Занятие для детей средней группы коррекции зрения по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования....
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6 - 7 лет на тему "Путешествие в подводный мир"
Развивая познавательный интерес дошкольников через различные виды деятельности, в том числе изобразительную, можно достичь значительного роста уровня представлений об окружающем детей мире. В ходе зан...
в глубинах моря на подводной лодке
конспект занятия с презентацией для предшкольной группы...
в глубинах моря на подводной лодке
конспект занятия с презентацией для предшкольной группы...
Сказочный мир подводного царства в твоем доме.
Занятие в средней группе по экологическому воспитанию....
Календарно-тематическое планирование "в подводном царстве, в подводном государстве"
Календарно-тематическое планирование "в подводном царстве, в подводном государстве"...