Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Звуки [з], [з’]. Буква «З»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звуков [з], [з’]. Вырабатывать навык четкого произношения звуков [з], [з’]. Формировать умение детей различать звуки по твердости-мягкости, определять место заданного звука в слове. Совершенствовать навык чтения слогов, слов с заданным звуком.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, артикуляционный аппарат, тонкую и общую моторику, чувство ритма, плавный длительный выдох.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukva_z.docx | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Конспект
организованной образовательной деятельности
по теме «Звуки [з], [з’]. Буква «З»
образовательная область: «Речевое развитие»
Подготовила: Новоселова Татьяна Александровна, учитель-логопед |
Рубцовск, 2022
Возрастная группа: подготовительная
Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звуков [з], [з’]. Вырабатывать навык четкого произношения звуков [з], [з’]. Формировать умение детей различать звуки по твердости-мягкости, определять место заданного звука в слове. Совершенствовать навык чтения слогов, слов с заданным звуком.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, артикуляционный аппарат, тонкую и общую моторику, чувство ритма, плавный длительный выдох.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.
Методы и приемы: наглядный (презентация, картинки); словесный (совместная речевая деятельность); игровой (ритмическое упражнение, артикуляционная гимнастика с биэнергопластикой); практический (выполнение заданий, упражнений).
Предварительная работа: рассматривание картин и беседа о весне, разучивание стихотворения «Весна», артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением, разучивание ритмического упражнения «Сосулька».
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения ООД: картинки с изображением весны, снежинки, буква «З»; пособия «Солнышко и тучка» для дыхательного упражнения, ладошки-массажёры, капельки из фетра и лужицы-кольца для ритмического упражнения, «Игровизоры», межполушарные доски, круги Луллия, слоги для выкладывания слов, интерактивная доска, ноутбук.
Лексический материал: существительные: весна, звук, буква; прилагательные: гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой;
Цель: создание положительного эмоционального настроя, условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации. Задачи:
Методы и приемы: практический (речь с движениями «Весна»), словесный | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети входят в кабинет и вместе с педагогом выполняют движения, проговаривая стихотворение. Дети закрывают глаза. Дети открывают глаза. Дети отвечают на вопросы педагога. Дети называют «лишнее слово». (Лишнее слово – замок) Отвечают на вопросы педагога. (Потому что все слова начинаются со звука [с], а слово замок со звука [з].) Дети садятся за столы. | - Ребята, предлагаю всем вместе, дружно позвать Весну. Речь с движениями «Весна» Раз, два, три, четыре, пять- Будем мы весну встречать. Весна-красна, иди скорей - И землю солнцем обогрей! Пусть тает снег, Исчезнет лед, А птичка песенку споет. Скорей набухнут почки, Распустятся листочки. - Давайте закроем глаза и послушаем, как к нам идет весна. - Ребята, давайте поздороваемся с Весной. - Пришла пора Весне вступить в свои права, а Зима никак не уходит… - Посмотрите, опять выпал снег, а на снежинках картинки, посмотрите внимательно и назовите, что на них изображено. - Еще раз послушайте слова: замок, снежки, сосулька, снеговик. - А теперь определите первый звук в каждом слове и назовите лишнее. - Почему? - Молодцы, сегодня мы с вами познакомимся со звуком [з], его характеристикой, научимся правильно его проговаривать, находить в словах и поможем Весне растопить все снежинки. - Чтобы весна смогла вступить в свои права, нам надо растопить каждую снежинку, а для этого выполнить задания. Проходите за столы. | Звучит музыка, педагог выставляет картинку «Весна». Обращает внимание на снежинки на доске, на которых изображены картинки: сосулька, снежки, снеговик, замок. (Педагог повторяет слова, голосом выделяя первый звук) | ||
2.Основная часть занятия Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз». Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звуков [з], [з’]. Вырабатывать навык четкого произношения звуков [з], [з’]. Формировать умение детей различать звуки по твердости-мягкости, определять место заданного звука в слове. Совершенствовать навык чтения слогов, слов с заданным звуком. Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, артикуляционный аппарат, тонкую и общую моторику, чувство ритма, плавный длительный выдох. Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость. | ||||
Артикуляционная гимнастика с биэнергопластикой | ||||
Дети садятся за столы под музыкальное сопровождение выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами. | - Чтобы солнышко начало светить ярче и снежинки начали таять, нам нужно его порадовать. Мы под веселую музыку поиграем с язычками, а наши руки будут нам помогать. - Вы молодцы, порадовали солнышко. | Звучит музыка, педагог показывает артикуляционные упражнения. (Дети убирают зеркала) | ||
Дыхательное упражнение «Солнышко» | ||||
Дети сдувают тучки с солнышка. | - Ребята посмотрите, приплыли тучки и спрятали солнышко. Давайте подуем на них и прогоним. | Пособие «Солнышко и тучка» (Глубокий вдох через нос, и плавный длительный выдох через рот) | ||
Знакомство со звуками [з], [з’]. | ||||
Дети произносят звук и контролируют артикуляцию звука [з] перед зеркалом. Отвечают на вопросы педагога. Дети отвечают на вопросы: (Согласный) (Когда мы произносим этот звук, воздух встречает преграду) (Язык стоит «мостиком» за нижними зубами) (Синим) (Он звонкий) | - Молодцы, ребята, солнце стало светить ярче, но снежный замок еще не тает… - А чтобы он растаял, нужно правильно произнести звук [з] и дать ему характеристику. - Возьмите зеркало: Артикуляция звука [з]: - губки в улыбке; - зубки сближены; - широкий кончик языка находится за нижними зубами; - холодный воздух идет по центру язычка. - Давайте произнесем звук [з] все вместе. - Как вы думаете, звук [з] — гласный или согласный? - Почему? - Какую? - Каким цветом мы будем обозначать этот звук? - Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой. Если горлышко дрожит, Значит звонкий звук бежит. | |||
Дают характеристику звуку [з]. (Звук [з] - согласный, твердый, звонкий) | Характеристика звука с опорой на зрительную схему. - Ваня, дай характеристику звуку [з] расскажи, какой он. - Вы дали правильную характеристику, правильно произнесли звуки, замок растаял! | (Педагог убирает снежинку с изображением замка) | ||
Фонетическое упражнение «Песенка комара» | ||||
Дети произносят: [з]-[з]-[з]. Дети произносят звук [з] длительно на плавном выдохе, одновреммено двигая руками по межполушарным доскам. Дети произносят звук [з] длительно на плавном выдохе, одновременно двигая руками по межполушарным доскам в обратном направлении. Отвечают на вопросы педагога: (Зеленым) (Потому что он мягкий) (Звук [з’] - согласный, мягкий, звонкий). | - Солнышко стало светить ярче, пригревать и проснулись насекомые. - Комар залетел и звенит: [з]-[з]-[з]. - Давайте споем песенку вместе с ним. Упражнение на автоматизацию звука [з] с использованием тренажера для развития межполушарных связей. - Губы улыбаются, пальчики готовы, звеним как комарики. - Следом за большим, залетел маленький комарик, он поет: [з’]-[з’]-[з’]. Артикуляция звука [з’]: - губки в улыбке, чуть шире, чем при звуке [з]; - зубки сближены; - кончик языка у нижних резцов; - воздушная струя узкая, холодная, сильная. Упражнение на автоматизацию звука [з’] с использованием тренажера для развития межполушарных связей. - Давайте произнесем звук [з’] все вместе. - Выполняем движения руками в обратном направлении. - Каким цветом мы будем обозначать этот звук? - Почему? Характеристика звука [з’]с опорой на зрительную схему. - Алена, дай характеристику звуку [з’], расскажи, какой он. | Педагог выставляет на доску картинку с изображением комара. Педагог раскладывает межполушарные доски. | ||
Пальчиковая гимнастика | ||||
Дети выполняют пальчиковую гимнастику под музыкальное сопровождение. | - Молодцы, давайте немножко отдохнем и поиграем с пальчиками. | Педагог убирает межполушарные доски, раскладывает пары ладошек-массажеров. Педагог показывает движения под музыку. | ||
Определение позиции звука в словах с использованием игровизора и интерактивной доски | ||||
(На снежках картинки, дети определяют твердый звук [з] или мягкий [з’] слышится в слове, а также место этих звуков и соединяют с соответствующей схемой). Дети отвечают на вопросы педагога. | - Ребята, теперь поможем Весне растопить снежки! Посмотрите, снежки необычные, на них картинки. Будем соединять снежки со схемами и они растают. - Лера, выходи к доске. - Какую картинку ты выбрала? - Какой звук в этом слове твердый [з] или мягкий [з’]? - Где он находится в слове: в начале, середине или в конце? - Какая схема подходит к этому слову? - Молодцы, вы верно выполнили задание и снежки растаяли! - Наведите порядок на столах. Игровизоры отодвиньте на край стола, маркеры поставьте в стаканчики. | Педагог раскладывает игровизоры. На доске изображены зяблик, заяц, обезьяна, гнездо, змея, мимоза. (Педагог убирает снежинку с изображением снежков) | ||
Знакомство с буквой З, чтение слогов, слов. | ||||
Ответы детей. Дети читают: за, зо, зу, зы, зи; ко-за, зи-ма, зу-бы, ва-за. | - Ребята, звуки [з] и [з’] обозначаются буквой З. - На что похожа эта буква? - Давайте прочитаем слоги и слова с этой буквой. | (Педагог на доску выставляет картинку с изображением буквы Зз) (На экране интерактивной доски появляется изображение с предметами, похожими на букву З). | ||
Ритмическое упражнение «Сосулька» | ||||
Дети, сидя на ковре, выполняют ритмическое упражнение под музыкальное сопровождение по показу педагога. | - Ребята, Весна очень рада, ведь сосульки начали таять! - Капельки мы будем ловить-хлопать ладошками, а по лужицам – шлепать. Проходите на ковер. - Вы молодцы, вот и сосульки растаяли! | (Педагог убирает снежинку с изображением сосульки) | ||
Игра с «Кругами Луллия» | ||||
Дети проходят за столы, на которых находятся круги Луллия. Двигают круги со слогами, составляют слова и читают. | - Все снежинки растаяли, остался один снеговик. Он приготовил задание, которое вы будете выполнять в парах. Проходите за столы. - Перед вами круги Луллия: на первом – разложены картинки, на 2, 3, 4 – слоги. - Выберите картинку, название которой вы хотите сложить из слогов. - Какая картинка вам понравилась, а вы, какую выбрали? - Двигая круги, составьте из слогов выбранное вами слово. - Какое слово у вас получилось, прочитайте. - Сколько слогов в слове? Назови первый слог, второй, третий. - Вот и снеговик растаял! Вы молодцы! | (Педагог убирает игровизоры, выкладывает круги Луллия) | ||
3. Заключительная часть занятия Цель: Подведение итогов. Задачи: 1. Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях. 2.Сохранять и поддерживать интерес к речевой деятельности. Методы и приемы: словесный (поощрение). | ||||
Дети отвечают на вопросы педагога, высказывают свое мнение. | - Ребята, Весна вас благодарит за помощь, все снежинки растаяли, потому что вы справились со всеми заданиями! - С какими звуками мы сегодня познакомились? - Какой буквой они обозначаются? - Вам понравилось помогать Весне? - Какие упражнения и задания были для вас трудными? | Педагог побуждает детей к речевой активности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: "Звук Ж. Буква Ж".
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: "Звук Ж. Буква Ж" с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: «Звук Л . Буква Л».
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме : "Звук Л. Буква Л" в подготовительной к школе группе....
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство со звуком [м]"
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Речевое развитие". Раздел: «Звуковая культура речи» Тема: «Знакомство со звуком М.» ...
Конспект образовательной деятельности на тему:" Звуки Ч, Щ. Буквы." ( в подготовительной логопедической группе) .
Занятие было проведено в подготовительной логопедической группе. Основная цель занятия: использование игровых приёмов в работе над развитием слухового восприятия, навыков звуко...
Организованная образовательная деятельность на тему: «Звук и буква Вв» в подготовительной к школе группе
Основная образовательная область: речевое развитие.Интеграция: социально-коммуникативное развитие.Задачи:Образовательные:-Познакомить детей с буквой [В] как письменным обозначением звука [...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Речевое развитие. Звук [Д], [Дь]. Буква Д.
Конспект непосредственной образовательной деятельности.Речевое развитие.Звук [Д], [Дь]. Буква Д.Цели: Закреплять правильное произношение звука Д. Формировать фонематическое восприятие. Закреплять...