Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Звуки [з], [з’]. Буква «З»
план-конспект занятия по развитию речи

Новоселова Татьяна Александровна

Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звуков [з], [з’]. Вырабатывать навык четкого произношения звуков [з], [з’]. Формировать умение детей различать звуки по твердости-мягкости, определять место заданного звука в слове. Совершенствовать навык чтения слогов, слов с заданным звуком.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, артикуляционный аппарат, тонкую и общую моторику, чувство ритма, плавный длительный выдох.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_z.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

организованной образовательной деятельности

по теме «Звуки [з], [з’]. Буква «З»

образовательная область: «Речевое развитие»

Подготовила:

Новоселова Татьяна Александровна,

учитель-логопед

Рубцовск, 2022

Возрастная группа: подготовительная

Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звуков [з], [з’]. Вырабатывать навык четкого произношения звуков [з], [з’]. Формировать умение детей различать звуки по твердости-мягкости, определять место заданного звука в слове. Совершенствовать навык чтения слогов, слов с заданным звуком.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, артикуляционный аппарат, тонкую и общую моторику, чувство ритма, плавный длительный выдох.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

Методы и приемы: наглядный (презентация, картинки); словесный (совместная речевая деятельность); игровой (ритмическое упражнение,  артикуляционная гимнастика с биэнергопластикой); практический (выполнение заданий, упражнений).

Предварительная работа: рассматривание картин и беседа о весне, разучивание стихотворения  «Весна», артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением,  разучивание ритмического упражнения «Сосулька».

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения ООД: картинки с изображением весны, снежинки, буква «З»; пособия «Солнышко и тучка»  для дыхательного упражнения, ладошки-массажёры, капельки из фетра и лужицы-кольца для ритмического упражнения, «Игровизоры», межполушарные доски, круги Луллия, слоги для выкладывания слов, интерактивная доска, ноутбук.

Лексический материал: существительные: весна, звук, буква; прилагательные: гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой;

  1. Вводная часть

Цель: создание положительного эмоционального настроя, условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.

Задачи:

  1. 1. Заинтересовать детей, привлечь внимание к совместной деятельности.
  2. 2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приемы: практический (речь с движениями «Весна»), словесный

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят в кабинет и вместе с педагогом выполняют движения, проговаривая стихотворение.

Дети закрывают глаза.

Дети открывают глаза.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети называют «лишнее слово».

(Лишнее слово – замок)

Отвечают на вопросы педагога.

(Потому что все слова начинаются со звука [с], а слово замок со звука [з].)

Дети садятся за столы.

- Ребята, предлагаю всем вместе, дружно позвать Весну.

Речь с движениями «Весна»

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем мы весну встречать.

Весна-красна, иди скорей -

И землю солнцем обогрей!

Пусть тает снег,

Исчезнет лед,

А птичка песенку споет.

Скорей набухнут почки,

Распустятся листочки.

- Давайте закроем глаза и послушаем, как к нам идет весна.

- Ребята, давайте поздороваемся с Весной.

- Пришла пора Весне вступить в свои права, а Зима никак не уходит…

- Посмотрите, опять выпал снег, а на снежинках картинки, посмотрите внимательно и назовите, что на них изображено.

- Еще раз послушайте слова: замок, снежки, сосулька, снеговик.

- А теперь определите первый звук в каждом слове и назовите лишнее.

- Почему?

- Молодцы, сегодня мы с вами познакомимся со звуком [з], его характеристикой, научимся правильно его проговаривать, находить в словах и поможем Весне растопить все снежинки.

- Чтобы весна смогла вступить в свои права, нам надо растопить каждую снежинку, а для этого выполнить задания. Проходите за столы.

Звучит музыка, педагог выставляет картинку «Весна».

Обращает внимание на снежинки на доске, на которых изображены картинки: сосулька, снежки, снеговик, замок.

(Педагог повторяет слова, голосом выделяя первый звук)

2.Основная часть занятия

Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звуков [з], [з’]. Вырабатывать навык четкого произношения звуков [з], [з’]. Формировать умение детей различать звуки по твердости-мягкости, определять место заданного звука в слове. Совершенствовать навык чтения слогов, слов с заданным звуком.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, артикуляционный аппарат, тонкую и общую моторику, чувство ритма, плавный длительный выдох.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

Артикуляционная гимнастика с биэнергопластикой

Дети садятся за столы под музыкальное сопровождение выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами.

- Чтобы солнышко начало светить ярче и снежинки начали таять, нам нужно его порадовать. Мы под веселую музыку поиграем с язычками, а наши руки будут нам помогать.

- Вы молодцы, порадовали солнышко.

Звучит музыка, педагог показывает артикуляционные упражнения.

(Дети убирают зеркала)

Дыхательное упражнение «Солнышко»

Дети сдувают  тучки с солнышка.

- Ребята посмотрите, приплыли тучки и спрятали солнышко. Давайте подуем на них и прогоним.

Пособие «Солнышко и тучка»

(Глубокий вдох через нос, и плавный длительный выдох через рот)

Знакомство со звуками [з], [з].

Дети произносят звук и контролируют артикуляцию звука [з] перед зеркалом.

Отвечают на вопросы педагога.

Дети отвечают на вопросы:

(Согласный)

(Когда мы произносим этот звук, воздух встречает преграду)

(Язык стоит «мостиком» за нижними зубами)

(Синим)

(Он звонкий)

- Молодцы, ребята, солнце стало светить ярче, но снежный замок еще не тает…

- А чтобы он растаял, нужно правильно произнести звук [з] и дать ему характеристику.

- Возьмите зеркало: 

Артикуляция звука [з]:

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами;

- холодный воздух идет по центру язычка.

- Давайте произнесем звук [з] все вместе.

- Как вы думаете, звук [з] — гласный или согласный?

- Почему?

- Какую?

- Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

- Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Дают характеристику звуку [з].

(Звук [з] - согласный, твердый, звонкий)

Характеристика звука с опорой на зрительную схему.

- Ваня, дай характеристику звуку [з] расскажи, какой он.

- Вы дали правильную характеристику, правильно произнесли звуки, замок растаял!

(Педагог убирает снежинку с изображением замка)

Фонетическое упражнение «Песенка комара»

Дети произносят: [з]-[з]-[з].

Дети произносят звук [з] длительно на плавном выдохе, одновреммено двигая руками по межполушарным доскам.

Дети произносят звук [з] длительно на плавном выдохе, одновременно двигая руками по межполушарным доскам в обратном направлении.

Отвечают на вопросы педагога:

(Зеленым)

(Потому что он мягкий)

(Звук  [з’] - согласный, мягкий, звонкий).

- Солнышко стало светить ярче, пригревать и проснулись насекомые.

- Комар залетел и звенит: [з]-[з]-[з].

- Давайте споем песенку вместе с ним.

Упражнение на автоматизацию звука [з] с использованием тренажера для развития межполушарных связей.

- Губы улыбаются, пальчики готовы, звеним как комарики.

- Следом за большим, залетел маленький комарик, он поет: [з’]-[з’]-[з’].

Артикуляция звука [з]:

- губки в улыбке, чуть шире, чем при звуке [з];

- зубки сближены;

- кончик языка у нижних резцов;

            - воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Упражнение на автоматизацию звука [з] с использованием тренажера для развития межполушарных связей.

- Давайте произнесем звук [з’] все вместе.

- Выполняем движения руками в обратном направлении.

- Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

- Почему?

Характеристика звука [з’]с опорой на зрительную схему.

- Алена, дай характеристику звуку [з’], расскажи, какой он.

Педагог выставляет на доску картинку с изображением комара.

Педагог раскладывает межполушарные доски.

Пальчиковая гимнастика

Дети выполняют пальчиковую гимнастику под музыкальное сопровождение.

- Молодцы, давайте немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.

Педагог убирает межполушарные доски, раскладывает пары ладошек-массажеров.

Педагог показывает движения под музыку.

Определение позиции звука  в словах с использованием игровизора и интерактивной доски

(На снежках картинки, дети определяют твердый звук [з] или мягкий [з’] слышится в слове, а также место этих звуков и соединяют с соответствующей схемой).

Дети отвечают на вопросы педагога.

- Ребята, теперь поможем Весне растопить снежки! Посмотрите, снежки необычные, на них картинки. Будем соединять снежки со схемами и они растают.

- Лера, выходи к доске.

- Какую картинку ты выбрала?

- Какой звук в этом слове твердый [з]  или мягкий [з’]?

- Где он находится в слове: в начале, середине или в конце?

- Какая схема подходит к этому слову?

- Молодцы, вы верно выполнили задание и снежки растаяли!

- Наведите порядок на столах. Игровизоры отодвиньте на край стола, маркеры поставьте в стаканчики.

Педагог раскладывает игровизоры.

На доске изображены зяблик, заяц, обезьяна, гнездо, змея, мимоза.

(Педагог убирает снежинку с изображением  снежков)

Знакомство с буквой З, чтение слогов, слов.

Ответы детей.

Дети читают: за, зо, зу, зы, зи; ко-за, зи-ма, зу-бы, ва-за.

- Ребята, звуки [з] и [з’] обозначаются буквой З.

- На что похожа эта буква?

- Давайте прочитаем слоги и слова с этой буквой.

(Педагог на доску выставляет картинку с изображением буквы Зз)

(На экране интерактивной доски появляется изображение с предметами, похожими на букву З).

Ритмическое упражнение «Сосулька»

Дети, сидя на ковре, выполняют ритмическое упражнение под музыкальное сопровождение по показу педагога.

- Ребята, Весна очень рада, ведь сосульки начали таять!

- Капельки мы будем ловить-хлопать ладошками, а по лужицам – шлепать. Проходите на ковер.

- Вы молодцы, вот и сосульки растаяли!

(Педагог убирает снежинку с изображением  сосульки)

Игра с «Кругами Луллия»

Дети проходят за столы, на которых находятся круги Луллия.

Двигают круги со слогами, составляют слова и читают.

- Все снежинки растаяли, остался один снеговик. Он приготовил задание, которое вы будете выполнять в парах. Проходите за столы.

- Перед вами круги Луллия: на первом – разложены картинки, на 2, 3, 4 – слоги.

- Выберите картинку, название которой вы хотите сложить из слогов.

- Какая картинка вам понравилась, а вы, какую выбрали?

- Двигая круги, составьте из слогов выбранное вами слово.

- Какое слово у вас получилось, прочитайте.

- Сколько слогов в слове? Назови первый слог, второй, третий.

- Вот и снеговик растаял! Вы молодцы!

(Педагог убирает игровизоры, выкладывает круги Луллия)

3. Заключительная часть занятия

Цель: Подведение итогов.

Задачи:

1. Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях.

2.Сохранять и поддерживать интерес к речевой деятельности.

Методы и приемы: словесный (поощрение).

Дети отвечают на вопросы педагога, высказывают свое мнение.

- Ребята, Весна вас благодарит за помощь, все снежинки растаяли, потому что вы справились со всеми заданиями!

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Какой буквой они обозначаются?

- Вам понравилось помогать Весне?

- Какие упражнения и задания были для вас трудными?

Педагог побуждает детей к речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: "Звук Ж. Буква Ж".

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: "Звук Ж. Буква Ж" с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: «Звук Л . Буква Л».

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме : "Звук Л. Буква Л" в подготовительной к школе группе....

Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство со звуком [м]"

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Речевое развитие". Раздел: «Звуковая культура речи» Тема: «Знакомство со звуком М.» ...

Конспект образовательной деятельности на тему:" Звуки Ч, Щ. Буквы." ( в подготовительной логопедической группе) .

Занятие было  проведено в  подготовительной логопедической группе. Основная цель занятия: использование  игровых приёмов в работе над развитием слухового восприятия, навыков звуко...

Организованная образовательная деятельность на тему: «Звук и буква Вв» в подготовительной к школе группе

Основная образовательная область: речевое развитие.Интеграция: социально-коммуникативное развитие.Задачи:Образовательные:-Познакомить детей  с буквой [В]  как письменным обозначением звука [...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Речевое развитие. Звук [Д], [Дь]. Буква Д.

Конспект непосредственной образовательной деятельности.Речевое развитие.Звук [Д], [Дь]. Буква Д.Цели: Закреплять правильное произношение звука Д. Формировать фонематическое восприятие. Закреплять...