Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство со звуком [м]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Речевое развитие". Раздел: «Звуковая культура речи» Тема: «Знакомство со звуком М.» Возрастная группа: старшая логопедическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zkr.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные задачи:
- познакомить с буквой М;
- познакомить с понятием «согласный звук», дифференцировать его с гласными звуками;
- закрепить навыки четкого произношения звука м на материале слогов, слов;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Развивающие задачи:
- развивать фонематическое восприятие: учить выделять звук из потока звуков, в слогах;
- развивать умение определять наличие и место звука в слове (начало, конец);
- развивать логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику;
- стимулировать речевую активность детей.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать учебные навыки детей: поднимать руку при желании ответить, внимательно слушать педагога и детей;
Оборудование:
- магнитная доска;
- индивидуальные зеркала;
- карточки для определения позиции звука в слове;
- условные обозначения согласных звуков;
- изображения букв А, У, О, И, М,
- контурное изображение буквы М;
- семена, бусины, счетные палочки
Ход занятия:
1.Организационный момент
Педагог:
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете и как занимаетесь. Давайте посмотрим на них, улыбнемся и начнем.
Фонопедическое упражнение
«Дили – дили – колокольчики звонили»
(Дети садятся за стол.)
2.Упражнение «Угадай звук»
Педагог:
- Мы уже знаем несколько звуков. Я произнесу их сейчас, а вы по моим губам догадайтесь, какой звук я произнесла.
(Педагог беззвучно произносит звуки а, у, о, и, по ходу выкладывая на доске буквенные обозначения этих звуков. А дети называют их.)
- Какие это звуки?
Дети:
- Гласные.
Педагог:
- Почему мы их так называем?
Дети:
- Эти звуки можно пропеть голосом. Язык при произношении не встречает преграды.
3.Знакомство со звуком
Педагог:
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, но чтобы узнать его, послушайте стихотворение:
Мышка мыла мылом нос.
Мыла уши, мыла хвост.
Мыла так, что стала белой.
И от счастья мыло съела.
Педагог:
- Какой звук часто встречается в словах этого стихотворения?
Дети:
- Звук м.
Педагог:
- Сегодня мы познакомимся со звуком м. Послушайте, как я его произношу. М. М. М. Посмотрите, открыт ли у меня рот, когда я произношу этот звук?
Дети:
- Нет, закрыт.
Педагог:
- Сейчас каждый из вас произнесет этот звук перед зеркалом и посмотрит на свои губы. (Дети рассматривают себя в зеркала и произносят звук).
- Наши губы смыкаются. Струйка воздуха проходит свободно или встречает преграду? Что ей мешает?
Дети: - Губы.
Педагог:
- А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем.
(Вместе с детьми педагог пытается «пропеть» звук м).
Дети:
- Не получается.
Педагог:
- Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду, называются согласными. Звук м – согласный. Согласные звуки обозначаются синим значком (Педагог выставляет на доску условное обозначение согласного звука).
4.Упражнение «Не ошибись»
Педагог:
- Сейчас мы поиграем с этим звуком. Я буду произносить разные звуки и слоги. Если вы услышите звук м – поднимите синюю карточку:
- Звуки: а, м, у, о, м, и, м, а, м
- А теперь прячу звук м в слоги: слоги: ам, ау, ом, ои, ум, уа, им
5.Упражнение «Закончи слово»
Педагог:
- Послушайте следующее задание: я начну говорить слово, а вы его заканчивайте-добавляйте в конце звук м. Например: я говорю СО...,а вы добавляйте -М. Какое слово получилось?
Дети: - Сом.
Педагог:
- ДО..., КО..., ШУ..., ДЫ..., КРЕ..., ГНО...
6.Физкультминутка
В старом дереве дупло:
это домик буквы О.
Рядом с нею на суку
примостилась буква У.
В гости к нам издалека
прибежала буква А.
На спине у воробья
прилетела буква Я.
Буквы стали веселиться:
и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
то похлопают в ладошки.
То присядут, отдохнут.
То опять плясать начнут.
7. Упражнение «Определи место звука в слове»
(Педагог раздает карточки для определения позиции звука в слове , предметные картинки- мышка, мыло, муха, морковь, дом, сом, гном, дым и синие квадраты)
- Давайте найдем место звука м в слове
8. Упражнение для расслабления мышц органов артикуляции
Педагог:
- Возьмите зеркала. Выполним массаж язычка.
Язычок погладим ласково губами.
А затем постукаем бережно губами.
Язычок погладим ласково зубами.
Нежно покусаем мы его зубами.
И опять погладим ласково зубами.
А потом похлопаем бережно губами.
И в конце погладим ласково губами.
- Чувствуете, как понравился язычку массаж? Теперь он готов слушаться и делать так, как вы ему скажите.
9. Пальчиковая гимнастика
Педагог:
- Наши пальчики будут здороваться:
Ма – мо – му – мы
Мо – му – мы – ма
Му – мы – ма – мо
Мы – ма – мо – му
10. Упражнение «Нарисуй букву М»
Педагог:
- Перед вами листы с буквой М. Нужно раскрасить эту букву семенами или счетными палочками.
10 Итог
Педагог:
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Охарактеризуйте его.
- Какие упражнения выполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Звуковая культура речи» Тема: «Звуки р и рь»
Цель: повышение качества речевого развития у детей....
Конспект организованной образовательной деятельности «Буква М и звук [м]» в старшей группе. (образовательная область «Развитие речи»)
Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.Задачи:Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.Развивающие зад...
Конспект организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет по образовательной области «Речевое развитие», раздел «Звуковая культура речи». Тема: «Ежи спешат на помощь. Звук Ф.»
Занятие проходит с детьми в игровой форме....
Конспект организованной образовательной деятельности Дифференциация звуков [Л] и [Л’].
Дифференциация звуков [Л] и [Л’].(индивидуальное занятие)...
Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» на тему: «Путешествие по стране волшебных звуков» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей через исследование звуков....
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел: «Развитие речи» тема: ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У].
Коспект по развитию речи.Тема: Звуковая культура речи.Звук[ У]...