Занятие по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyuu_straha_glaza_veliki.docx | 112.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по речевому развитию Пересказ русской народной сказки
«У страха глаза велики» подготовительная группа.
Цель: Развитие связной монологической речи.
Программное содержание:
- Развивать умение пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, с опорой на символы (образы), используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания;
- продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов;
- помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);
- формировать умение объяснять значение слов;
- расширять словарь детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Словарная работа: колода, наперсток, водоносы
Оборудование и материалы: мнемотаблицы, смайлики-эмоции, книга, сундучок, герои из сказок.
Ход занятия:
Ребята, приглашаю вас в утренний круг.
Круг широкий вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центр круга соберемся
И на место все вернемся.
Все друг другу улыбнемся, подмигнем.
И занятие начнем.
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, посмотреть на то, как вы умеете работать. Давайте все дружно с ними поздороваемся.
- А сейчас на стульчики сядут те ребята, которые назовут мне противоположное по смыслу слово, готовы?
Внутри-снаружи, высокий-низкий, вверху-внизу, день-ночь, открытый- закрытый, молодой-пожилой, включенный-выключенный, горячий-холодный, сухой-мокрый, пустая-полная, тянуть-толкать, далеко-близко.
- Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает. (Книга)
- Правильно! Это книга сказок.
- А вы любите сказки? Почему? (Они интересные, веселые, поучительные.)
-Хорошо, тогда скажите, что это за произведения? ( Сказки – это такие произведения, которые не могут произойти в реальной жизни, это вымысел, волшебство.)
- Молодцы! Но сегодня у меня кроме книги есть еще и волшебный сундучок, в котором лежат сказочные персонажи. Я их буду выставлять, а вы будете называть из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт маску бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт маску внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт маску курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт маску мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт маску зайчика).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребята, я напомню вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки.
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
- Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
- Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).
Я приготовила для вас схемы-помощники, они вам помогут рассказать о событиях сказки.
Показывает детям первую схему.
Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?
Посмотрите большой круг белого цвета — это бабушка-старушка,
круг поменьше белого цвета — это внучка-хохотушка,
ещё меньше желтого цвета — курочка-клохтушка,
и самый маленький серого цвета — мышка-норушка.
Добиваюсь, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои: внучка-хохотушка, потому что много хохочет, курочка-клохтушка, потому что клохчет, мышка-норушка, потому что живет в норке.
- Куда герои ходили каждый день? ( За водой.)
- С чем они ходили за водой? ( С ведрами.)
- Какие ведра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)
Уточняю, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках )
Демонстрирую вторую схему.
- Откуда брали воду герои? (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)
Поясняю, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.Также обращаю внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий. Демонстрирую следующую схему.
Демонстрирую следующую схему, поясняя, что черточки обозначают плеск воды.
- Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)
- Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)
- В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Демонстрирую следующую схему.
-Глядя на эту схему, расскажите , что случилось.
-Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
Динамическая пауза
А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)
Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
- Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Демонстрирую очередную схему.
-Глядя на эту схему раскажите, что произошло с нашими героями.
Демонстрирую схему.
-Опираясь на эту схему расскажите кому что почудилось, и какими словами они их называли.
Демонстрирую схему.
-Опираясь на эту схему, скажите о чем подумал испуганный зайчик?
- Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят.) - произносят хором.
Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
- Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку с помощью схем-подсказок, а вы внимательно слушаете и запоминаете.
(Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).
Итог занятия. Анализ пересказа детьми.
Предлагаю оценить друг друга. - Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).
- Скажите, кому из вас удалось пересказать сказку лучше, интереснее и почему? - Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно.) - Чему вас научила эта сказка? ( Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.)
- Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.
Рефлексия.
- А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии
Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"
Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...
Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...
«Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой. Формировать представления об истории создания русских народных сказок.Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.Расш...
Занятие по речевому развитию: Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"- подготовительная группа
Цель: Развитие связной монологической речи.Программное содержание:– Развивать умение пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков ...
НООД по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» в старшей группе.
Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики" в старшей группе...
Конспект по речевому развитию во второй младшей группе: В гостях у русской народной сказке "У страха глаза велики"
Знакомство детей с русской народной сказкой "У страха глаза велики"; способствовать развитию речи; прививать любовь к русским народным сказкам; обогащать словарный запас у детей новыми слова...