НООД по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Цель: Развитие связной монологической речи.
Обучающие: учить детей пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания; продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов; помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);учить объяснять значение слов; упражнять в умении выразительно передавать речь персонажей, с помощью жестов, мимики, движений; расширять словарь детей.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения Маршака «Темноты боится Петя», нравственная беседа «У страха глаза велики».
Словарная работа: колодец, наперсток.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: иллюстрации-картинки «У страха глаза велики», картинки - колода, наперсток, мнемотаблица, смайлики-эмоции, карточки-эмоции, «яблоня», ширма, яблоко, музыкальное сопровождение, магниты и указка.
Методические приёмы:
Словесный (вопросы - ответы, словесное упражнение (подбери слова),
Наглядный (картинки, показ мимической гимнастики,).
Структура НОД:
- Вводная часть (длительность 3 минуты)
1.Организационный момент (психигимнастика — пальчиковая гимнастика)
2. Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок" 3. Сюрпризный момент
- Основная часть (длительность 20 минут)
1.Первичное знакомство со сказкой.
Просмотр иллюстраций русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении чтения текста сказки воспитателем).
2.Беседа по содержанию.
3.Динамическая пауза.
4.Театрализованная физкультминутка.
5.Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
- Заключительная часть (длительность 2 минуты)
1.Итог занятия. Анализ пересказа детьми
2. Рефлексия.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
1. Организационный момент (психигимнастика — пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: Наступил новый день.
Мы пришли в наш любимый детский сад.
Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.
Все, мне руки покажите и ладони разотрите.
Руки друг другу протяните.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение (дети повторяют три раза вдох-выдох).
А теперь пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)
2.Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Язычок проснулся и вышел погулять на улицу (показали язычок)
Посмотрел налево, посмотрел направо
Посмотрел вверх, посмотрел вниз
Посмотрел вокруг и снова спрятался в свой домик
3.Сюрпризный момент
Вдруг слышится странный звук за ширмой.
Воспитатель. Что за странный звук? Давайте посмотрим (беру за ширмой яблоко).
Ой, ребята, что это? (ответы детей). Вот так яблоко оно, соку сладкого полно! Да оно не простое, а сказочное. И прикатилось к нам из сказки. Хотите узнать из какой? Тогда присаживайтесь на стулья. Раз — два — три — четыре — пять ...будем сказку начинать...
Основная часть.
1.Первичное знакомство со сказкой.
Просмотр иллюстраций русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении чтения текста сказки воспитателем).
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
2. Беседа по содержанию.
Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка? (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)
Воспитатель: Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)
Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.
Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».
Давайте произнесем ее хором.
Воспитатель: Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)
Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки.
Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:
- Бабушка-старушка, потому что старенькая,
- внучка-хохотушка, потому что много хохочет,
- курочка-клохтушка, потому что клохчет,
- мышка-норушка, потому что живет в норке.
Воспитатель: А чтобы вам было понятно, я приготовила для вас схемы-помощники.
Показывает детям первую схему.
Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (За водой) добиваться полного ответа
Воспитатель: С чем они ходили за водой? (С ведрами)
Воспитатель показывает вторую схему.
Воспитатель: Какие ведра были у героев? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет значение этого слова)
Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего копытца)
Воспитатель показывает третью схему.
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинное слово, которое обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель: Оно и понятно, нет этого слова в нашей современной речи.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)
Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)
Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей)
Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.
Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Воспитатель: Кто им помешал? (зайка)
Где он сидел? (под яблоней)
Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
3.Динамическая пауза
А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)
Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали ведра и убежали домой)
Куда спряталась бабушка? (на лавку)
Куда спряталась внучка? (за бабушку)
Куда взлетела курочка? (на печку)
Куда схоронилась мышка? (под печку)
Воспитатель: Как вы понимаете слово схоронилась?
Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась, затаилась)
Воспитатель: Молодцы ребята, много интересных слов назвали.
Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно: Бабушке — медведище.
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке? (потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке)
Воспитатель: Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке — лиса, значит лисище, а мышке — кто привиделся? Котище.
Воспитатель показывает следующую схему.
Воспитатель: Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)
Как вы думаете, что он испытал? (страх)
Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)
Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)
Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.
4. Театрализованная физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду.
Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!
Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х), у внучки (трех, плех), у курочки (трех-трех, плех-плех), у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех)
Воды набрали и домой пошагали.
Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы были настоящими артистами.
5. Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица), потому что потом вы будете её пересказывать с помощью схем-подсказок.
(Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).
Заключительная часть.
1. Итог занятия. Анализ пересказа детьми.
Предлагаю оценить друг друга.
Воспитатель: Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).
Скажите чей пересказ вам больше всего понравился и почему?
Чей пересказ был интересным?
Кто из детей сумел передать чувства страха героев сказки?
Воспитатель: Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).
Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.
2. Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и прикрепите его к нашей яблоне, так чтобы оно больше не упало и никого не испугало. (Звучит музыка)
Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пересказ сказки | 32.57 КБ |
pereskaz_skazki.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 103
НООД
по речевому развитию
Пересказ русской народной сказки
«У страха глаза велики»
подготовительная группа
Подготовила:
воспитатель
высшей категории
Аверкина Е.Ф.
2019г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Цель: Развитие связной монологической речи.
Обучающие: учить детей пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания; продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов; помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);учить объяснять значение слов; упражнять в умении выразительно передавать речь персонажей, с помощью жестов, мимики, движений; расширять словарь детей.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения Маршака «Темноты боится Петя», нравственная беседа «У страха глаза велики».
Словарная работа: колодец, наперсток.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: иллюстрации-картинки «У страха глаза велики», картинки - колода, наперсток, мнемотаблица, смайлики-эмоции, карточки-эмоции, «яблоня», ширма, яблоко, музыкальное сопровождение, магниты и указка.
Методические приёмы:
Словесный (вопросы - ответы, словесное упражнение (подбери слова),
Наглядный (картинки, показ мимической гимнастики,).
Структура НОД:
- Вводная часть (длительность 3 минуты)
1.Организационный момент (психигимнастика — пальчиковая гимнастика)
2. Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок" 3. Сюрпризный момент
- Основная часть (длительность 20 минут)
1.Первичное знакомство со сказкой.
Просмотр иллюстраций русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении чтения текста сказки воспитателем).
2.Беседа по содержанию.
3.Динамическая пауза.
4.Театрализованная физкультминутка.
5.Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
- Заключительная часть (длительность 2 минуты)
1.Итог занятия. Анализ пересказа детьми
2. Рефлексия.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
1. Организационный момент (психигимнастика — пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: Наступил новый день.
Мы пришли в наш любимый детский сад.
Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.
Все, мне руки покажите и ладони разотрите.
Руки друг другу протяните.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение (дети повторяют три раза вдох-выдох).
А теперь пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)
2.Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Язычок проснулся и вышел погулять на улицу (показали язычок)
Посмотрел налево, посмотрел направо
Посмотрел вверх, посмотрел вниз
Посмотрел вокруг и снова спрятался в свой домик
3.Сюрпризный момент
Вдруг слышится странный звук за ширмой.
Воспитатель. Что за странный звук? Давайте посмотрим (беру за ширмой яблоко).
Ой, ребята, что это? (ответы детей). Вот так яблоко оно, соку сладкого полно! Да оно не простое, а сказочное. И прикатилось к нам из сказки. Хотите узнать из какой? Тогда присаживайтесь на стулья. Раз — два — три — четыре — пять ...будем сказку начинать...
Основная часть.
1.Первичное знакомство со сказкой.
Просмотр иллюстраций русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении чтения текста сказки воспитателем).
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
2. Беседа по содержанию.
Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка? (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)
Воспитатель: Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)
Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.
Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».
Давайте произнесем ее хором.
Воспитатель: Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)
Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки.
Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:
- Бабушка-старушка, потому что старенькая,
- внучка-хохотушка, потому что много хохочет,
- курочка-клохтушка, потому что клохчет,
- мышка-норушка, потому что живет в норке.
Воспитатель: А чтобы вам было понятно, я приготовила для вас схемы-помощники.
Показывает детям первую схему.
Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (За водой) добиваться полного ответа
Воспитатель: С чем они ходили за водой? (С ведрами)
Воспитатель показывает вторую схему.
Воспитатель: Какие ведра были у героев? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет значение этого слова)
Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего копытца)
Воспитатель показывает третью схему.
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинное слово, которое обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель: Оно и понятно, нет этого слова в нашей современной речи.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)
Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)
Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей)
Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.
Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Воспитатель: Кто им помешал? (зайка)
Где он сидел? (под яблоней)
Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
3.Динамическая пауза
А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)
Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали ведра и убежали домой)
Куда спряталась бабушка? (на лавку)
Куда спряталась внучка? (за бабушку)
Куда взлетела курочка? (на печку)
Куда схоронилась мышка? (под печку)
Воспитатель: Как вы понимаете слово схоронилась?
Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась, затаилась)
Воспитатель: Молодцы ребята, много интересных слов назвали.
Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно: Бабушке — медведище.
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке? (потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке)
Воспитатель: Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке — лиса, значит лисище, а мышке — кто привиделся? Котище.
Воспитатель показывает следующую схему.
Воспитатель: Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)
Как вы думаете, что он испытал? (страх)
Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)
Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)
Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.
4. Театрализованная физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду.
Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!
Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х), у внучки (трех, плех), у курочки (трех-трех, плех-плех), у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех)
Воды набрали и домой пошагали.
Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы были настоящими артистами.
5. Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица), потому что потом вы будете её пересказывать с помощью схем-подсказок.
(Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).
Заключительная часть.
1. Итог занятия. Анализ пересказа детьми.
Предлагаю оценить друг друга.
Воспитатель: Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).
Скажите чей пересказ вам больше всего понравился и почему?
Чей пересказ был интересным?
Кто из детей сумел передать чувства страха героев сказки?
Воспитатель: Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).
Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.
2. Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и прикрепите его к нашей яблоне, так чтобы оно больше не упало и никого не испугало. (Звучит музыка)
Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 103
НООД
по речевому развитию
Пересказ русской народной сказки
«У страха глаза велики»
подготовительная группа
Подготовила:
воспитатель
высшей категории
Аверкина Е.Ф.
2019г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Цель: Развитие связной монологической речи.
Обучающие: учить детей пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания; продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов; помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);учить объяснять значение слов; упражнять в умении выразительно передавать речь персонажей, с помощью жестов, мимики, движений; расширять словарь детей.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения Маршака «Темноты боится Петя», нравственная беседа «У страха глаза велики».
Словарная работа: колодец, наперсток.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: иллюстрации-картинки «У страха глаза велики», картинки - колода, наперсток, мнемотаблица, смайлики-эмоции, карточки-эмоции, «яблоня», ширма, яблоко, музыкальное сопровождение, магниты и указка.
Методические приёмы:
Словесный (вопросы - ответы, словесное упражнение (подбери слова),
Наглядный (картинки, показ мимической гимнастики,).
Структура НОД:
- Вводная часть (длительность 3 минуты)
1.Организационный момент (психигимнастика — пальчиковая гимнастика)
2. Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок" 3. Сюрпризный момент
- Основная часть (длительность 20 минут)
1.Первичное знакомство со сказкой.
Просмотр иллюстраций русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении чтения текста сказки воспитателем).
2.Беседа по содержанию.
3.Динамическая пауза.
4.Театрализованная физкультминутка.
5.Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
- Заключительная часть (длительность 2 минуты)
1.Итог занятия. Анализ пересказа детьми
2. Рефлексия.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
1. Организационный момент (психигимнастика — пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: Наступил новый день.
Мы пришли в наш любимый детский сад.
Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.
Все, мне руки покажите и ладони разотрите.
Руки друг другу протяните.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение (дети повторяют три раза вдох-выдох).
А теперь пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)
2.Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Язычок проснулся и вышел погулять на улицу (показали язычок)
Посмотрел налево, посмотрел направо
Посмотрел вверх, посмотрел вниз
Посмотрел вокруг и снова спрятался в свой домик
3.Сюрпризный момент
Вдруг слышится странный звук за ширмой.
Воспитатель. Что за странный звук? Давайте посмотрим (беру за ширмой яблоко).
Ой, ребята, что это? (ответы детей). Вот так яблоко оно, соку сладкого полно! Да оно не простое, а сказочное. И прикатилось к нам из сказки. Хотите узнать из какой? Тогда присаживайтесь на стулья. Раз — два — три — четыре — пять ...будем сказку начинать...
Основная часть.
1.Первичное знакомство со сказкой.
Просмотр иллюстраций русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении чтения текста сказки воспитателем).
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
2. Беседа по содержанию.
Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка? (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)
Воспитатель: Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)
Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.
Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».
Давайте произнесем ее хором.
Воспитатель: Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)
Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки.
Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:
- Бабушка-старушка, потому что старенькая,
- внучка-хохотушка, потому что много хохочет,
- курочка-клохтушка, потому что клохчет,
- мышка-норушка, потому что живет в норке.
Воспитатель: А чтобы вам было понятно, я приготовила для вас схемы-помощники.
Показывает детям первую схему.
Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (За водой) добиваться полного ответа
Воспитатель: С чем они ходили за водой? (С ведрами)
Воспитатель показывает вторую схему.
Воспитатель: Какие ведра были у героев? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет значение этого слова)
Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего копытца)
Воспитатель показывает третью схему.
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинное слово, которое обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель: Оно и понятно, нет этого слова в нашей современной речи.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)
Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)
Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей)
Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.
Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Воспитатель: Кто им помешал? (зайка)
Где он сидел? (под яблоней)
Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
3.Динамическая пауза
А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)
Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали ведра и убежали домой)
Куда спряталась бабушка? (на лавку)
Куда спряталась внучка? (за бабушку)
Куда взлетела курочка? (на печку)
Куда схоронилась мышка? (под печку)
Воспитатель: Как вы понимаете слово схоронилась?
Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась, затаилась)
Воспитатель: Молодцы ребята, много интересных слов назвали.
Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно: Бабушке — медведище.
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке? (потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке)
Воспитатель: Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке — лиса, значит лисище, а мышке — кто привиделся? Котище.
Воспитатель показывает следующую схему.
Воспитатель: Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)
Как вы думаете, что он испытал? (страх)
Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)
Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)
Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.
4. Театрализованная физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду.
Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!
Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х), у внучки (трех, плех), у курочки (трех-трех, плех-плех), у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех)
Воды набрали и домой пошагали.
Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы были настоящими артистами.
5. Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица), потому что потом вы будете её пересказывать с помощью схем-подсказок.
(Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).
Заключительная часть.
1. Итог занятия. Анализ пересказа детьми.
Предлагаю оценить друг друга.
Воспитатель: Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).
Скажите чей пересказ вам больше всего понравился и почему?
Чей пересказ был интересным?
Кто из детей сумел передать чувства страха героев сказки?
Воспитатель: Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).
Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.
2. Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и прикрепите его к нашей яблоне, так чтобы оно больше не упало и никого не испугало. (Звучит музыка)
Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"
Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...
Конспект занятия по развитию связной речи Пересказ русской народной сказки У страха глаза велики
Развитие связной монологической речи. Учить детей объяснять значение сслов, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-лоскательными суффиксами...
Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)
Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)...
Занятие по речевому развитию: Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"- подготовительная группа
Цель: Развитие связной монологической речи.Программное содержание:– Развивать умение пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков ...
Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе (пересказ русской-народной сказки " У страха глаза велики"
Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе .Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно...
Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»".
Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»"....
Занятие по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа.
Занятие по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа....