Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики" в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» в старшей группе.

Программное содержание: познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики»; напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; создавать эмоционально положительную атмосферу общения с детьми; продолжать развивать способность детей понимать речь, умение слушать не отвлекаясь; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.

Материалы : текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрация к сказке, игрушки (куклы: бабушка и внучка; курочка, мышка).

Ход НОД:

 Организационный момент.

-Ребята, посмотрите какой сундучок, а что же в нем лежит, вы узнаете, отгадав загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга)

- Сегодня я принесла книгу, книгу со сказками.

- Вы любите сказки? Почему? (ответы детей)

- Вижу, что все любят!

-Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были. В некотором царстве, в некотором государстве. Однажды. Это случилось давно.)

- А какими словами заканчиваются? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! С тех пор у них мир и лад.)

- Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается.

- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (О приключениях, о загадочных событиях и волшебстве.)

- В сказке, которую вы сейчас услышите, живут-поживают: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка, мышка-хлопотушка. Называется сказка - «У страха глаза велики». Не случайно такое название у сказки. «У страха глаза велики». Это пословица.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- В каких случаях ее говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле.)

 Чтение сказки

У страха глаза велики (русская народная сказка)

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.

Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка - в норке.

Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка воду себе за печку таскала, и мышка водицу себе добывала. У бабушки ведра были большие, у внучки - поменьше, у курочки были ведерки с огурчик, у мышки ведерочки с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колодца, курочка - из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Бабушка воду зачерпнет - домой понесет. А ведра-то у нее трех- тре-ех! Вода из ведер плех-пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведерки-то у нее трех-трех! Да на землю струйками, струйками.

Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех! Водичка- то на землю плех-плех-плех! Ниточкой, ниточкой.

Мышка бежит, торопится. Ведерки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-как-кап! Капелькой, капелькой.

Так-то вот они и носили воду.

Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит.

А в сторонке, в зеленом садочке под яблонькой зайка отдыхал, да и задремал.

А на яблоньке, на длинной веточке, на коротком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.

- Эх, - думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть.

А тут и налетел ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточку качнул, а спелое яблочко с веточки - бу-ух! - да зайке по носу!

Зайка спросонья вскочил. Со страху ничего не видит, ничего не понимает.

- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют!

Да бежать.

А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и мышкой. Все с ведрами, с коромыслами, да с водичкой.

Зайка с перепугу со всего разбега им прямо под ноги.

Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спину, мышку лапкой прижал. Да и был таков!

А у наших водоносов ведра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели. Шуму-то, грому. Со страху-то они никак не опомнятся! Насилу поднялись - да домой бежать.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страху у нее в головушке помутилось, никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?

- Не иначе, как медведище! И как я, старая, еще жива-то осталась?

Внучка у нее за спиной в голос плачет.

- Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки, горят. Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он меня съест!

Курочка за печкой затаилась, голову под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела.

- Ну и лисица! - думает. -Как это она меня упустила! Ведь второй такой лисы не найдешь!

А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится.

- Ну и котище был! Откуда такой взялся? Глазищи-то, усищи-то какие! Лапищей-то как он меня притянул! Думала я: смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась!

А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит вздохнуть боится, а сам думает:

- Охотники-то как подстерегли меня! И сколько их было? Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли!

Так-то вот с той поры, с того времечка и говорят люди добрые:

- У страха глаза велики: чего нет - и то видят!

Вопросы:

- Так почему же и когда говорят: «У страха глаза велики»?

(Так говорится в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности. И здесь так же, ведь бояться-то было не чего, все началось с яблоки, которая упала зайцу на голову.)

- Кто главные герои в сказке? Как их зовут-называют? (Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка, мышка-хлопотушка.)

 -  Куда герои ходили каждый день?   (За водой)

-  С чем они ходили за водой?     (С ведрами)

-  Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки?  (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) показывают дети.

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом  воспитатель показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение)

Воспитатель демонстрирует вторую схему.

- Откуда брала воду бабушка? (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)

Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

-  Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

- Почему они так названы?  Потому что каждый день носили воду)

-  В этот день водоносы донесли воду? (Нет)

- Кто им помешал? (Зайка)

-  Где он сидел? (Под яблоней)

-  Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

- Кто же на самом деле напугал водоносов?

- Кому и что померещилось в сказке?

Бабушка подумала, что за ней гонится медведище.

- Почему сказано не медведь, а медведище?

- Когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами мы его называем? (медвежонок, мишенька, медведюшко)

Внучке почудился волк.

- Как мы называем большого и сильного волка? (волчище)

Курочке почудилась лиса.

- Как можно назвать лису ласково? (лисонька, лисичка)

В сказке мышка сказала: «Котище – то какой усатый»

- Как ласково сказать про кота? (котенька, котик)

А кто же зайке померещился? (охотники)

- Ребята, а у вас в жизни были такие случаи, когда «У страха глаза велики»? (Были.) (Короткие рассказы детей.)

Рефлексия

- Какие сказочные герои пришли к нам в гости?

-Какую сказку мы прочитали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей группе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Рассказывание русской народной сказки«Снегурушка и лиса».Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей групп...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Образовательная область: речевое развитиеТема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели».Программное содержание:- напомнить детям известные им русские народные сказки;- познакомить детей с ...

«Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой.  Формировать представления об истории создания русских народных сказок.Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.Расш...

Конспект Проведения занятия по образовательной области «Развитие речи» на тему: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» с детьми младшей группы

Цель: Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой) Задачи: Развивать зрительное и слуховое внимание - умение рассматрив...