Использование нетрадиционных техник рисования для формирования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с задержкой речи
статья по развитию речи (младшая группа)
У детей с задержкой речевого развития наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие движения пальцев является подготовкой платформы для дальнейшего развития речи. Именно поэтому, целью данной практики является формирование мелкой моторики для развития речи и обучение построению предложений детей с задержкой речи.
Цель данной практики заключается в формировании мелкой моторики для развития речи и обучении построению предложений детей с задержкой речи.
Использование нетрадиционных способов рисования позволяет решать задачи, связанные не только с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических чувств, но еще и помогает решать проблемы интеллектуального и речевого развития.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
1.Формировать мелкую моторику рук;
2. Развить наглядно - образное и словесно - логическое мышление, активизировать речевую деятельность детей;
3. Расширить представления детей о нетрадиционных техниках рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiki.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник рисования для формирования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с задержкой речи.
Актуальность данной практики определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому упражнения на развитие моторики должны занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие движения пальцев является подготовкой платформы для дальнейшего развития речи. Именно поэтому, целью данной практики является формирование мелкой моторики для развития речи и обучение построению предложений детей с задержкой речи.
Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи ребенка начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Но, к сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью. Именно поэтому в группах раннего возраста работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.
Решение проблемы у детей с задержкой речи наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации занятий изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник рисования, построенной с учетом особенностей развития речи, у детей будет быстрее развиваться мелкая моторика.
Нетрадиционные техники рисования привлекают ребенка значительно больше, ведь они:
- не требуют усидчивости;
- дают возможность более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал;
- знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества.
Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речи на занятиях изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования и коррекции имеющихся недостатков.
Цель данной практики заключается в формировании мелкой моторики для развития речи и обучении построению предложений детей с задержкой речи.
Использование нетрадиционных способов рисования позволяет решать задачи, связанные не только с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических чувств, но еще и помогает решать проблемы интеллектуального и речевого развития.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
1.Формировать мелкую моторику рук;
2. Развить наглядно - образное и словесно - логическое мышление, активизировать речевую деятельность детей;
3. Расширить представления детей о нетрадиционных техниках рисования.
Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный и качественный анализ результатов.
Для улучшения качества занятий мной была разработана памятка для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных техник рисования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих речевые нарушения:
1) Не стоит забывать, что основная цель данной работы непосредственно связана с результатом – компенсацией имеющихся речевых нарушений.
2) Необходимо использовать простые доступные инструкции.
3) Словесную инструкцию должен дополнять показ способов действия.
4) Задание, которое даётся ребёнку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ребёнок должен видеть положительный результат своей деятельности.
5) Необходимо помочь ребёнку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порождённый неуверенностью в себе. Важно поддерживать в ребёнке оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
6) Необходимо создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник. Знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов, со способами их использования.
7) При построении системы занятий с включением элементов изотворчества (в частности нетрадиционных техник рисования) важно учитывать речевые и психические особенности и возможности детей с разными речевыми нарушениями.
8) Необходимо предусмотреть вариативность деятельности, соответствие её изменяющимся потребностям, интересам и возможностям личности.
В настоящее время существует множество различных техник нетрадиционного рисования. Я считаю необходимым, в рамках своей работы, более подробно остановиться на описании конкретной технике нетрадиционного рисования. Меня очень заинтересовала одна из них – это рисование пеной для бритья.
Пена для бритья - очень необычная поверхность для рисования. Рисовать на пене можно что угодно: пейзажи, натюрморты, сюжетные картины. Краску на пене можно растягивать и закручивать красивыми завитками и узорами затем накладывают объект, на который вы нанесёте рисунок. С детьми младшего возраста можно рисовать пальчиками на столе.
Также из пены можно сделать объемные краски. Чтобы приготовить такие, понадобится всего лишь пена для бритья, клей ПВА и краски. Используя технику объемной аппликации, можно украсить комнату, смастерить открытку ручной работы, создать панно и даже настоящую картину.
Наибольшее распространение в системе индивидуальных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, получают два нетрадиционных способа рисования – «пальчиковый» и «ладонный». Они обладают рядом явных преимуществ:
- не требуют сформированности у ребёнка сложных изобразительных умений и навыков;
- изобразительный материал в буквальном смысле слова находится «под рукой» (ведь вместо карандаша и кисточки ребёнок использует собственные пальчики и ладошки);
- полученные отпечатки стимулируют развитие у детей творческих способностей: воображения, фантазии («На что это похоже?»), а также, что немаловажно, познавательного интереса у ребёнка.
Особенно стоит выделить развитие в процессе использования «пальчикового» способа тактильных ощущений пальцев рук. Опыт использования данного способа в работе педагога показывает, что одновременное выполнение упражнений и проговаривание звуков, слогов, цепочек слов даёт несомненный положительный результат не только за счёт развития мелкой моторики как психологической базы речи, но и за счёт формирования чувства ритма, развития межанализаторных связей, в частности, и межполушарного взаимодействия в целом. Одновременно преодолеваются недостатки в речевом развитии.
Аналогичным образом в работу педагога включается и использование «ладонного» способа (печатания ладошками). Ребёнку на протяжении серий занятий предлагаются постепенно усложняющиеся задания. На первом этапе ребёнок просто делает отпечаток собственной ладошки на листе бумаги. При этом основой для изобразительной деятельности служит речевой материал. Например, различные потешки и стихотворения. На последующих занятиях используются игровые ситуации.
Существует еще один способ рисования пеной – это выкладывание рисунка кистью, ложкой или ватной палочкой. Этот способ требует от ребенка большей усидчивости, поэтому работать таким способом лучше с детьми индивидуально или малыми подгруппами.
В отдельных случаях нетрадиционные техники рисования могут использоваться в целях коррекции недостатков в личностной и эмоционально-волевой сфере. В частности, устранения и предупреждения негативных качеств характера (агрессивности, вспыльчивости, упрямства, замкнутости и т.д.); снижения психоэмоционального напряжения; формирования у детей навыков психологической адаптации в коллективе и пр.
В результате использования нетрадиционных техник рисования и по результатам диагностики, наблюдению педагогов и отзывам родителей у детей:
- повысился уровень уверенности движений пальцев рук;
- повысился уровень слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также сформировалось зрительное восприятие;
- активизировалась речевая деятельность.
Таким образом, предложенная мной практика может быть рекомендована для применения на практике в ДОУ для занятий с детьми раннего дошкольного возраста с задержкой речи.
Список литературы
1.Гущина Н. Н. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников / Н. Н. Гущина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №5.
2.Нетрадиционные методы коррекции нарушений: учебное пособие /Т.Г. Неретина. - Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-т им Г.И. Носова», 2015
3.Соколова Г. А. Воспитание творческого воображения у младших дошкольников [Текст] / Г. А. Соколова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №2.
4.Уфимцева Л.П. Воспитание личности ребёнка с проблемами в развитии средствами изодеятельности / Л.П. Уфимцева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005.-№2.
5.Шестакова А.В. Росток : учеб.пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста / А.В. Шестакова. –Челябинск, 1996.
6.Шмакова Н.Н. Комплексные занятия по развитию речи и изобразительной деятельности для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Н.Н. Шмакова, О.А. Краснова // Логопед. - 2006. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...
Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Цель: повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....
Конспект НОД Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста " Весёлая матрёшка".
Веселая матрешка...
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем веро...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего дошкольного возраста
Информация о техниках рисования с детьми раннего дошкольного возраста...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Ученые отводили огромную роль нетрадиционным приемам рисования и указывали на великую роль его в период дошкольного среднего возраста. Она выражается у ребенка тем, что совершенствуется наблюдат...