Тематическое занятие: "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формирование бережного отношения к живой природе, через ознакомление с произведениями К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Умей обождать», «Ласточка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ushinskiy_.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»
Тематическое занятие:
«Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского»
Казанова Е.Е., воспитатель
2023год
Цель: Формирование бережного отношения к живой природе, через ознакомление с произведениями К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Умей обождать», «Ласточка».
Задачи:
• Познакомить с произведениями К. Д. Ушинского.
• Учить детей внимательному прослушиванию художественной литературы.
• Развивать умение, высказывать своё мнение
• Развивать кругозор
• Способствовать обогащению словарного запаса
• Развивать устную речь
• Воспитывать бережное отношение к птицам, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского; иллюстрации с изображением ласточки, ее полета и гнезда; музыкальное воспроизведение щебета ласточки, изображения перелетных птиц, карта мира.
Ход занятия:
Воспитатель: В 2023 году много знаменательных дат, одна из них 200-летие со Дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, который был одним из основателей российской педагогики.
К. Д. Ушинский говорил: «Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье»
И сегодня я предлагаю вам познакомиться с жизнью и творчеством Константина Дмитриевича Ушинского.
Костя родился 19 февраля 1823 года (3 марта по новому стилю) в г.Тула, в дворянской семье. Отец, отставной офицер и мать были любящей парой. После рождения Константина семья из Тулы переезжает в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, куда отца назначают судьей. Все детство и отрочество проходят недалеко от города на берегу реки Десны, где глава семейства приобрел небольшое поместье.
Мама, Любовь Степановна, сама руководила его занятиями на начальном этапе и сумела пробудить в нем любознательность, пытливость и любовь к наукам и чтению. Собранной семейством Ушинских библиотеке, завидовал весь уезд. Понимание того, что обучение должно быть воспитывающим, мальчик знал с детства. Эта заслуга матери, которая, к сожалению, рано умерла. Косте было неполных 12 лет. Константин Дмитриевич часто вспоминал маму во взрослые годы, и как говорил Ушинский:
«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни"
-Дети! Отгадайте загадку.
В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
( времена года)
- А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)
- Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.
(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)
— О чём говорится в этом рассказе? - (о разных временах года)
— О каком времени года в рассказе говорится первым? ( о зиме)
— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?- (Ответы детей)
— Чем Мите понравилась зима? - (Ответы детей)
— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)
— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)
— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)
— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)
— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)
— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)
- Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)
- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)
- Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)
Игра – шутка «Для чего?»
-Для чего нужны нам уши?
-Чтобы ими сказки слушать.
-А глаза?
-Смотреть картинки.
-Руки?
-Надевать ботинки.
-Ноги?
-Чтоб в футбол играть.
-А язык?
-Чтоб не болтать.
Воспитатель задает вопрос, дети на него отвечают готовым литературным текстом.
– Для чего же нам нужны уши?
– Ребята, а вы любите сказки?
Верить в сказку – это счастье
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери!
Днем волшебнику не спится
Он наденет маску.
Тихо скрипнет половица
И вновь к нам входит сказка.
– А, что за сказка к нам пришла, вы узнаете, отгадав загадки.
Голосистый наш герой
Носит шпоры за собой.
Раньше зореньки встаёт,
Громко песенки поёт.
(Петух)
Кто кудахчет целый день?
Ей в гнезде сидеть не лень.
Её жёлтые ребятки
Называются «цыплятки».
(Курица)
– Сегодня я познакомлю вас со сказкой Константина Дмитриевича Ушинского «Умей обождать».
– Садитесь поудобнее, приготовьтесь слушать.
Чтение сказки воспитателем.
«Умей обождать»
Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
– Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.
Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.
Работа над языком и содержанием сказки.
– Ребята, вам понравилась сказка?
– Как называется сказка?
– Кто автор?
– Назовите героев сказки?
– Вспомните, как начинается сказка?
– Что говорила курочка петушку, когда он стал клевать зеленехонькую смородину?
– Каким другим словом можно заменить слово зеленехонькую?
– Почему петушок заболел?
– Когда во второй раз курочка советовала петушку обождать?
– Что сделал Петя?
– Когда в третий раз курочка давала совет обождать?
– Как курочка объясняла петушку, почему надо обождать?
Физкультурная минутка «Петушок»
Петушок стоит на ножке
И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет)
– Ой, устала ножка,
Похожу немножко (ходьба на месте)
(Повторить еще раз с другой ногой)
– Бывает ли такое, что вы не слушаете добрых советов своих родных, близких, знакомых?
– Назовите примеры вашего непослушания.
– Что из этого получилось?
– Какой вывод вы сделали?
Включается музыкальное сопровождение. Воспитатель призывает: Ребята, ребята? Вы слышите? Кто это? Кто это к нам заглянул? Вы все узнали?
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины
- ответы детей
- Молодцы, правильно это ласточка. Все лето она нас радует своим щебетанием и полетом. А потом улетает в далекие страны. А почему она должна улетать от нас?
(Правильно, наступила осень…)
- А вы бы хотели узнать больше о жизни этой маленькой, но очень быстрой птички?
- ответы
- Тогда приготовьтесь…
Константин Дмитриевич написал много поучительных рассказов для детей. И сегодня мы познакомимся с рассказом о маленькой и очень трудолюбивой птичке ласточке.
Но перед тем как отправиться в увлекательный мир художественного слова, давайте вспомним, как летают птички.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»
- Вот мы и узнали с вами о жизни маленькой птички.
Обсуждение рассказа:
1. С жизнью какой птички мы сегодня познакомились?
2. А перелетная ли это птица?
3. Как далеко она улетает зимовать?
4. А весной, куда она возвращается?
5. Можно ли разорять гнезда птиц?
7. А из каких материалов ласточки строят свои гнезда?
8. Нужно ли заботиться о сохранение птичьих жилищ?
9. Как вы думаете: мальчик, узнав, как живет ласточка, захочет сломать ее гнездо?
10. Как нужно относиться к природе?
Молодцы, Вы все внимательно слушали. А чему нас учит этот рассказ?
-Ответы
Правильно, он учит нас бережному отношению к миру природы. Самое главное: он учит нас доброте и бережному отношению ко всему животному миру. Каждое животное или птичка выполняют свою важную роль и для того чтобы в мире была гармония нужно уважать и заботиться о природе и животных.
Рефлексия.
– Как вам было сегодня на занятии?
– Что вам больше всего понравилось?
– С какими сказками мы сегодня познакомились?
– Кто автор сказки?
(ответы детей)
Учат сказки нас с тобою жить,
Раскрывают нам волшебные секреты.
Злых и жадных учат не любить
И дают нам в жизни мудрые советы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С ОБРЯДОВЫМИ ПЕСНЯМИ МАСЛЕНИЦЫ».
Конспект тематического занятия "Знакомство с обрядовыми песнями Масленицы" Материал интересен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....
Конспект музыкального тематического занятия “Знакомство с оркестром русских народных инструментов с использованием ЭОР в старшей группе”.
“Знакомство с оркестром русских народных инструментов с использованием ЭОР ”....
Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.
Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...
Тематическое занятие "Знакомство с театром"..
Данный материал будет интересен воспитателям. музыкальным руководителям, педагогоам дополнительного образования с целью знакомства детей с миром театра. Его целесообразно проводить на Неделе теа...
Тематическое занятие: "Знакомство с музыкальными инструментами Адыгов"
Тематическое занятие: «Музыкальные инструменты адыгов»Цель:- продолжить знакомить детей с адыгейским этикетом, с адыгейскими инструментами- воспитывать любовь к своему народу, традициямХод...
Тематическое занятие "Знакомство с профессией врача". Экскурсия в мини-музей "История медицины". Просмотр тематических мультфильмов.
Вызвать интерес к профессии врача....
План - конспект музыкального занятия "Знакомство дошкольников с творчеством знаменитого земляка, оперным певцом Дмитрием Хворостовским ".
Дети подготовительной группы знакомятся со знаменитым земляком , оперным певцом, Дмитрием Хворостовским, слушают в его исполнении р.н. песню "Калинка", играют на музыкальных инструмент...