Тематическое занятие: "Знакомство с музыкальными инструментами Адыгов"
план-конспект занятия (старшая группа)
Тематическое занятие: «Музыкальные инструменты адыгов»
Цель:
- продолжить знакомить детей с адыгейским этикетом, с адыгейскими инструментами
- воспитывать любовь к своему народу, традициям
Ход занятия:
Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа. За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный вклад в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.
У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.
Древний адыгский народ выработал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. Инструменты, о которых помнят в народе, или те, что бытуют по сей день, немногочисленны. Среди них шычепщын, камыль, пхачич и пщынэ.
ШЫЧЭПЩЫН
ЩыкIэпщын-один из наиболее распространенных и популярных в свое время в народе старинных смычковых струнных инструментов, из которого звуки извлекались путем трения ос струну из конского волоса, смычка. Название этого инструмента происходит от двух слов: «шы»-конь, «кIэ»-конский хвост, в котором волосы конского хвоста использовались для изготовления струн. ЩыкIэпщын имеет продолговатую форму в виде лодочки с шейкой и головкой. Изготавливается он из цельного куска крепкого звонкого дерева (груша, липа, ольха). ЩыкIэпщын является обязательной принадлежностью хьакIэщ.
Къамыль
Къамыл – открытая продольная флейта (къамыль – буквально «камыш»). Видимо, в своё время къамыль изготавливали только из камыша.
У адыгов существует очень известная легенда о происхождении къамыля. Нарт Ащамез проводил всю свою жизнь в седле. Как-то устав, он решил отдохнуть, прилечь под старым развесистым деревом и заснул крепким богатырским сном. Ашамез не услышал и не почувствовал, как подул сильный ветер, полил дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но Ашамез услышал другие звуки – нежные, певучие. Он долго лежал, прислушиваясь, пока не понял, что это поёт сломанная ветка. Теперь он не только вслушивался, но и внимательно осматривал дерево, и увидел, что древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре просверлили множество дырочек, в которые залетел ветер, и звучала музыка. Ащамез отрезал часть ветки, дунул в отверстие, и по лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Так по преданию появился къамыль.
Пхъэчыч.
Пхъэчыч – ударный инструмент типа трещотки. Пхъэк1ыч происходит от слов: «пхъэ» - «дерево» и «к1ыч» - звукоподрожательное слово, близкое звукам при ударе по дереву.
Пхъэк1ыч представляет собой от 3-х до 9 деревянных пластин, прикрепленных кожаным ремешком к рукоятке. Среди славянского населения Северо –Западного Кавказа пхъэчыч более известен под названием «адыгские трещетки».
Сохранилась легенда о происхождении пхачича. По преданию этот инструмент придумал нарт Ащамез. Он обточил несколько маленьких дощечек из чинары, сложил их вместе и связал их края с одной стороны. Нартский герой считал, что играть на къамылэ значительно легче и красивее под звуки пхъэчыча.
Пщынэ
Пщынэ- современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.
Адыгейская арфа(пщынэтIаркъо)
Адыгейская арфа – пщынэтIаркъо, произошло от слова тIаркъо ( рогатина, что указывает на угловатую форму инструмента.По данным Хан-Гирея, внешним видом и устройством пшынэтарко была похожа на обыкновенную арфу и имела 24 струны из тонко перевитого конского волоса. Как и апэпшин пшынэтакъо являлась инструментом аристократии. Сведения о пшынэтаркъо имеются также у С.И.Танеева.
Сырын и бжамий.
Сырын – продольная флейта типа свирели. Сырын представлял собой полую трубку – дудочку из дерева, имеющего мягкую сердцевину. Первоначально репертуар сырын состоял из подражаний звукам природы. Потом инструмент стал использоваться для сопровождения хорового сольного пения, иногда танцев. Применялся он главным образом в напевах жизнерадостного, светлого характера.
Бжамий - пастуший рог
изготовлялся из рога буйвола. Использовался как сигнальный инструмент. Употреблялся также при исполнении старинных «гъыбзэ» - воплей, плачей, слагавшихся в память погибших героев.
Музыкальные инструменты можно разделить на группы.
Первая группа -это духовые инструменты.
къамыл – флейта;
сырын -вид продольной флейты;
накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;
пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.
Вторая группа - струнные музыкальные инструменты:
Iапэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;
пщинэтIаркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;
щыкIэпщын-смычковый инструмент типа скрипки;
пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.
Третья группа- мембранные инструменты:
шъотIырпI-ударный инструмент типа барабана. Название этого инструмента произошло от слова «шъо»-кожа и «тIырпI»-звукоподражательное слово имитирующее звук удара о кожу.
Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:
пхъэчыч-трещетки.
Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, Iапэпщин, пщинэтIаркъо и шъотIырпI, не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.
А теперь будем отгадывать загадки.
А трехрядка неплоха, есть и кнопки и меха,
То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщынэ)
Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,
Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок! (ШыкIэпщын)
Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,
Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэчыч)
Ростом мал и пузат, а заговорит —
Сто крикливых ребят, сразу заглушит.
Расскажу тебе дружок, в древние века,
Дунул тихий ветерок в трубку камыша,
И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,
И родился в тот момент, музыкальный инструмент. (къамыль)
Адыгейские музыкальные инструменты их звучание жизненно необходимо каждому адыгу в нашем современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_adygeyskimi_instrumentami.docx | 533.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие: «Музыкальные инструменты адыгов»
Цель:
- продолжить знакомить детей с адыгейским этикетом, с адыгейскими инструментами
- воспитывать любовь к своему народу, традициям
Ход занятия:
Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа. За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный вклад в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.
У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.
Древний адыгский народ выработал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. Инструменты, о которых помнят в народе, или те, что бытуют по сей день, немногочисленны. Среди них шычепщын, камыль, пхачич и пщынэ.
ШЫЧЭПЩЫН
ЩыкIэпщын-один из наиболее распространенных и популярных в свое время в народе старинных смычковых струнных инструментов, из которого звуки извлекались путем трения ос струну из конского волоса, смычка. Название этого инструмента происходит от двух слов: «шы»-конь, «кIэ»-конский хвост, в котором волосы конского хвоста использовались для изготовления струн. ЩыкIэпщын имеет продолговатую форму в виде лодочки с шейкой и головкой. Изготавливается он из цельного куска крепкого звонкого дерева (груша, липа, ольха). ЩыкIэпщын является обязательной принадлежностью хьакIэщ.
Къамыль
Къамыл – открытая продольная флейта (къамыль – буквально «камыш»). Видимо, в своё время къамыль изготавливали только из камыша.
У адыгов существует очень известная легенда о происхождении къамыля. Нарт Ащамез проводил всю свою жизнь в седле. Как-то устав, он решил отдохнуть, прилечь под старым развесистым деревом и заснул крепким богатырским сном. Ашамез не услышал и не почувствовал, как подул сильный ветер, полил дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но Ашамез услышал другие звуки – нежные, певучие. Он долго лежал, прислушиваясь, пока не понял, что это поёт сломанная ветка. Теперь он не только вслушивался, но и внимательно осматривал дерево, и увидел, что древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре просверлили множество дырочек, в которые залетел ветер, и звучала музыка. Ащамез отрезал часть ветки, дунул в отверстие, и по лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Так по преданию появился къамыль.
Пхъэчыч.
Пхъэчыч – ударный инструмент типа трещотки. Пхъэк1ыч происходит от слов: «пхъэ» - «дерево» и «к1ыч» - звукоподрожательное слово, близкое звукам при ударе по дереву.
Пхъэк1ыч представляет собой от 3-х до 9 деревянных пластин, прикрепленных кожаным ремешком к рукоятке. Среди славянского населения Северо –Западного Кавказа пхъэчыч более известен под названием «адыгские трещетки».
Сохранилась легенда о происхождении пхачича. По преданию этот инструмент придумал нарт Ащамез. Он обточил несколько маленьких дощечек из чинары, сложил их вместе и связал их края с одной стороны. Нартский герой считал, что играть на къамылэ значительно легче и красивее под звуки пхъэчыча.
Пщынэ
Пщынэ- современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.
Адыгейская арфа(пщынэтIаркъо)
Адыгейская арфа – пщынэтIаркъо, произошло от слова тIаркъо ( рогатина, что указывает на угловатую форму инструмента.По данным Хан-Гирея, внешним видом и устройством пшынэтарко была похожа на обыкновенную арфу и имела 24 струны из тонко перевитого конского волоса. Как и апэпшин пшынэтакъо являлась инструментом аристократии. Сведения о пшынэтаркъо имеются также у С.И.Танеева.
Сырын и бжамий.
Сырын – продольная флейта типа свирели. Сырын представлял собой полую трубку – дудочку из дерева, имеющего мягкую сердцевину. Первоначально репертуар сырын состоял из подражаний звукам природы. Потом инструмент стал использоваться для сопровождения хорового сольного пения, иногда танцев. Применялся он главным образом в напевах жизнерадостного, светлого характера.
Бжамий - пастуший рог
изготовлялся из рога буйвола. Использовался как сигнальный инструмент. Употреблялся также при исполнении старинных «гъыбзэ» - воплей, плачей, слагавшихся в память погибших героев.
Музыкальные инструменты можно разделить на группы.
Первая группа -это духовые инструменты.
къамыл – флейта;
сырын -вид продольной флейты;
накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;
пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.
Вторая группа - струнные музыкальные инструменты:
Iапэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;
пщинэтIаркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;
щыкIэпщын-смычковый инструмент типа скрипки;
пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.
Третья группа- мембранные инструменты:
шъотIырпI-ударный инструмент типа барабана. Название этого инструмента произошло от слова «шъо»-кожа и «тIырпI»-звукоподражательное слово имитирующее звук удара о кожу.
Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:
пхъэчыч-трещетки.
Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, Iапэпщин, пщинэтIаркъо и шъотIырпI, не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.
А теперь будем отгадывать загадки.
А трехрядка неплоха, есть и кнопки и меха,
То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщынэ)
Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,
Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок! (ШыкIэпщын)
Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,
Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэчыч)
Ростом мал и пузат, а заговорит —
Сто крикливых ребят, сразу заглушит.
Расскажу тебе дружок, в древние века,
Дунул тихий ветерок в трубку камыша,
И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,
И родился в тот момент, музыкальный инструмент. (къамыль)
Адыгейские музыкальные инструменты их звучание жизненно необходимо каждому адыгу в нашем современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального тематического занятия “Знакомство с оркестром русских народных инструментов с использованием ЭОР в старшей группе”.
“Знакомство с оркестром русских народных инструментов с использованием ЭОР ”....
Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)
Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...
Музыкально-тематическое занятие "Эти удивительные музыкальные инструменты" в подготовительной группе
Слушание с ребятами произведений классической музыки. Закрепление знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра, о тембрах, о звукоизвлечении. Знакомство с понятиями соло...
Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.
Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...
Музыкально-тематическое занятие "Знакомство с русской ложкой"
В рамках тематического занятия развивать двигательную и речевую сферу детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детском музыкальном инструменте (деревянная ложка). Обогощать духовную кул...
Конспекты музыкальных занятий «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»
Конспекты музыкальных занятий «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»...
Музыкальное занятие «Знакомство с Башкирским музыкальным инструментом КУБЫЗ»
Музыкальное занятие во второй группе раннего возраста «Знакомство с Башкирским музыкальным инструментом КУБЫЗ»...