Комментированное рисование - методы и приемы речевого развития дошкольников Из опыта работы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Из опыта работы.
Развитие речи детей дошкольного возраста нетрадиционными изобразительными средствами художественно-эстетического развития
«Приём комментирующей речи взрослого» позволяет «оживить» нарисованную ситуацию, объект или сам процесс рисования, организовывает деятельность детей и объединяет такие её компоненты, как мотивационный, ориентировочный и контрольный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_razv_rechi_.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных методов и приемов рисования в процессе речевого развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время много говорят о трудностях, связанных с развитием общих способностей детей, в особенности творческих, речевых разрабатываются множество программ, методик, технологий, приемов. С одним из приемов я хочу вас сегодня познакомить – это комментированное рисование
Мой опыт работы показал, что развитие способностей детей, формирование их изобразительных, игровых и речевых умений всё это более активно происходит на фоне комментированного рисования. Поэтому в своей работе с детьми я широко использую приём комментированного рисования, разработанный О. П. Гаврилушкиной.
«Приём комментирующей речи взрослого» позволяет « оживить» нарисованную ситуацию, объект или сам процесс рисования, организовывает деятельность детей и объединяет такие её компоненты, как мотивационный, ориентировочный и контрольный. Темы: Колобок, Ёжик, Улитка, Кот, Неваляшка, комментируя действия детей, я рассказываю о выполненных, совершаемых детьми и о предстоящих действиях, придерживаясь основных правил комментированного рисования:
- адресованность речи детей, ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы;
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива и активность каждого ребёнка;
- широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
- отбор тематического содержания, в качестве объектов для рисования служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры и прочее;
- приветствуются движения, сопровождаемые речью.
Для этих занятий важны предварительные этапы работа, которые включают в себя не только чтение, рассматривание, разгадывание загадок, но и:
• развитие социальных эмоций;
(удивления от процесса и результата познания, радости от совершаемых открытий, сопереживания и сочувствия, восхищения красотой);
• овладение комментирующей функцией речи.
• воспитание любознательности и интереса к изобразительной деятельности.
Пример проведения воспитателем предварительной работы по теме «Колобок».
Упражнения:
- «Покажи и скажи» - Посмотри на картинки, покажи и скажи, кого встретил Колобок в лесу?
- «Скажи, какой?» - Посмотри, Колобок большой, круглый, желтый.
Приведу примерную схему беседы с детьми в процессе НОД на готовой форме «Кот».
- Расскажи, что ты будешь делать? (рисовать)
- Расскажи, кого ты будешь рисовать? (кота)
- Расскажи, что будешь использовать? (фломастеры)
- Расскажи, что будешь делать сначала, а что потом? (нарисую нос, усы, глаза)
- Что ты ещё хочешь добавить в свой рисунок? (полоски)
- Как зовут твоего героя? (Мурзик, Мяу)
- Он добрый, веселый? (веселый)
- Спроси, что он хочет? (бантик, попрыгать, помяукать, что бы его погладили)
- Что любят все коты? (молоко, играть) и т.д.
Заметив, что кто-то не нарисовал рот коту, предложить нарисовать его и озвучить, как он мяукает.
И очень важно, изначально дети должны верить в то, что воспитатель умеет всё (рисовать, лепить, строить), что угодно – всё, что захочет ребенок. В этом возрасте каждый педагог не должен оставлять ребенка со своими трудностями наедине в любой самостоятельной деятельности, а быть всегда рядом в нужную минуту.
Изобразительная деятельность привлекает детей своими качествами зрелищного, выразительного образа, одновременно неся в своей основе развивающую роль, занимает отнюдь не последнее место в развитии в период дошкольного детства.
Так происходит переход детей от репродуктивного и продуктивного уровня деятельности, связанного с формированием системы ориентировок и операций, изобразительных умений и навыков, в частности, к поисковому и творческому.
Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта всем доступная деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, активизирует развитие речи.
В качестве дополнительных методов, педагогами (в соответствии с требованиями ФГОС ДО) должны использоваться методы развития детского коллективного творчества.
Роль развития речи в коллективном творчестве трудно переоценить. Из опыта моей работы я предлагаю вашему вниманию несколько значимых в этом отношении современных инновационных тем.
Рисование вдвоем
Рисуем вдвоем
Дети в паре задумывают сюжет рисунка, распределяют изобразительные роли по выполнению. Процесс выполнения подразумевает общение детей, передвижение по студии.
Симметричные рисунки
Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе от оси: один ребенок рисует справа (слева, если левша), другой - слева.
Происходит развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером. Темы: Ваза, Мои рукавички, Два жадных медвежонка, Снежинки сестрички, Радуга над городом,
Оживление картины
Предлагаю детям «оживить» картину. Недорисованные герои, без мимики, дети распределяют роли персонажей, изображенных на рисунке затем, дорисовав их, озвучивают предполагаемым текстом, мимикой, движениями, коллективными действиями.
Рисунок по кругу
Каждому участнику группы раздаю белый лист бумаги формата А3, А4, цветные карандаши, обязательно включая простой карандаш.
Особенностью рисования по кругу, заключается в том, что участники не знают, когда я скажу "Стоп" и предложу передать рисунок следующему участнику.
Рисунок может понравиться, а также вызвать негодование при обсуждении с участниками, что понравилось, что не понравилось, что вызвало раздражение.
Если у кого-то из участников пошли сильные эмоции, то воспитатель обязан проработать эти эмоции с данным участником, либо во время занятия, либо в группе, либо в индивидуальном ключе.
Мне приходилось проводить такое обсуждение в группе, так как недавно, два участника из разных групп, были крайне возмущенны дополнением других детей. Илья возмутился, что нарисован лес вместо луга, но он быстро успокоился, услышав мой комментарий, что деревья маленькие, много пространства, вероятно деревья растут по кромке луга. На другом рисунке снеговик на дальнем плане рядом с машиной и очень большого размера, больше машины и нарисован непонятного содержания объект. Чем и был возмущен Глеб.
Один из участников в рисовальной группе Валера с ОНР, его образы не всегда содержательны и не соответствуют единому сюжету. Это он на рисунке Глеба нарисовал непонятное изображение. В другой группе Саша с ФФН справилась с заданием, она очень старалась составить рассказ о полученном рисунке, потому что он ей очень понравился. Она получила большой эмоциональный заряд, ей хотелось говорить и говорить.
Перед началом работы даю четкую инструкцию, установку:
Ребята, каждый из вас начинает рисовать любое изображение на своем листе, далее по моей команде передает свой рисунок вправо следующему участнику, который в свою очередь продолжает рисовать уже на вашем рисунке и так, передаем по команде, пока ваш рисунок не вернется снова к вам. На вашем рисунке кроме вас, остальные ребята что-то добавят от себя.
На последнем этапе передачи рисунка, к вам вернется вами начатый и дорисованный детьми рисунок (кол. этапов зависят от кол. участников) вы начинаете разукрашивать свой рисунок.
Когда все участники завершат процесс, необходимо все рисунки обсудить. Участники дают название каждой работе
Примерные вопросы для беседы со всеми участникам:
- Какие мысли были, когда вы начинали рисовать?
- Какие мысли и ощущения были, когда к вам переходили по кругу рисунки других участников?
- Какие эмоции вы испытывали, когда, вы получили ваш рисунок?
- Что вы испытывали, когда не знали когда будет переход хода? Какую стратегию вы выбрали для себя? (дополнить рисунок предыдущего участника, начать новое изображение).
- Как происходит у вас в жизни, когда необходимо сделать работу за очень короткий срок и вас подгоняют?
- Можно уточнить, кто из участников нарисовал элемент рисунка, который не понравился обладателю рисунка или даже всем участникам.
- Какие мысли и чувства были, когда рисовали на чужих рисунках.
Я озвучила один из вариантов этого рисования, можно интерпретировать различные варианты подходов к заданию, например, вначале занятия поговорить с участниками на какую тему они планируют рисовать. Группа участников уже будет знать задуманные темы всех участников, но смогут ли узнать, чей перед ними рисунок и в дальнейшем будет очень интересным обсуждение.
Но так, нужно поступать с осторожностью, мой опыт показал, что темы дети назовут вначале разные, но при детализации сюжета, тема останется одна или несколько.
Можно предложить сразу рисовать и раскрашивать цветными карандашами. Будут очень интересные цветовые решения детей.
Группы участников можно формировать по интересам к теме.
Мой опыт показал, что занятия «Рисунок по кругу» можно проводить, как итоговое по пройденной в ДОУ теме: Город, Космос, Помощники в доме, Дикие, домашние животные.
Используемая литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991.
- Горбунович Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем. Москва, 1999.
- Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. Ребёнок в детском саду. 2003. № 2 . Н. В. Микляева. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.
- Доскин В. А., Печора К.Л. Рисунки детей. Психологический анализ. Дошкольное воспитание. 2000.№ 12.
- Микляева. Н. В. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)
Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...
Универсальные игры, способствующие познавательно-речевому развитию дошкольников (из опыта работы учителя-логопеда)
В своей работе с дошкольниками использую различные дидактические игры. Есть среди игр и самые любимые, т.к. они решают не одну, а сразу несколько коррекционно-развающих задач и являются универса...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами пр...
«Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников» (из опыта работы)
Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности....
«Поиск инновационных методов и приемов речевого развития дошкольников, применение их в профессиональной деятельности воспитателя».
Задачи: 1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО 2. Стимуляция познавательног...
«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...