Конспект Образовательной деятельности Для детей подготовительной группы 6-7 лет По речевому развитию Тема: «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:

  • Систематизировать и закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях природы.

 Программные задачи:

  • уточнять, расширять, активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;
  • упражнять детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • развивать умение детей составлять рассказ о зиме по схеме, используя полученные ранее знания и представления;  
  • совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 31.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное   автономное  учреждение детский сад  общеразвивающего вида  « Ёлочка»  с приоритетным осуществлением деятельности                                                                                    по познавательно-речевому развитию детей

Конспект

Образовательной деятельности

Для детей подготовительной группы 6-7 лет

По речевому развитию

Тема: «Зимушка-зима»

Воспитатель: Лымарева Н.В.

Цель:

  • Систематизировать и закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях природы.

 Программные задачи:

  • уточнять, расширять, активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;
  • упражнять детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • развивать умение детей составлять рассказ о зиме по схеме, используя полученные ранее знания и представления;  
  • совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе.

         Оборудование:  персонаж  Снеговик, ведро, метла, декорации по теме. Картина   «Зимние забавы», картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, снежки-загадки, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: обернулась, бор, трещит, бушует, студёные. Образные выражения – накрыла белым покрывалом  и др.

Предварительная работа: чтение рассказов о зиме и зимних явлениях, рассматривание во время прогулки пейзажей.

Методы и приёмы: игровой, беседа, сюрпризный момент, фантазирование, наглядный показ, рассказ воспитателя и др.

Ожидаемый результат: умеет составлять рассказ, пользуясь мнемотаблицей, употребляет в речи глаголы, прилагательные, согласовывает их с существительными, знает признаки зимы.

Ход ОД

1 этап: Психологический настрой:

Дети заходят в группу. Перед ними зимний лес, деревья все в снегу, сугробы.(По группе ходит снеговик и метёт снег, везде летают снежинки). (Бумажные)

Воспитатель: Ребята, что случилось с нашей группой? Наверно, кто-то забыл закрыть окно? И теперь наша комната превратилась в сказочный лес. А ещё, посмотрите к нам гости пришли, давайте поздороваемся. Здравствуйте гости дорогие!

Сколько снега намело всё кругом белым, бело.                                                                                      Кто-то здесь ходит, давайте посмотрим?

  • Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла. (снеговик)

Давайте подойдём поближе и поздороваемся. Здравствуйте  снеговичок.

Снеговик:

  • Здравствуйте, дети!
  • Снеговик я не простой,
  • Прихожу я к вам,  
  • когда наступают холода.  

-А чтобы узнать  когда, нужно разгадать загадку.

  • Наступили холода,                          
  • Обернулась в лед вода,                   
  • Длинноухий зайка серый                
  • Обернулся зайкой белым.               
  • Перестал медведь реветь –                                             
  • В спячку впал в бору медведь.
  • Кто скажет, кто знает,
  • Когда это бывает? (зимой). Да верно!

  • Прихожу я к вам зимой
  • С ней мы давние друзья
  • Вас приглашаю в сказку я.

2 этап: Мотивационно-побудительный

Снеговик: Ребята  угадайте, что лежит у меня в ведёрке?

  • Странная звездочка                      
  • С неба упала,                                  
  • Мне на ладошку                             
  • Легла и пропала. (снежинка) 

Снеговик: Да правильно, снежинки. Я предлагаю  вам с ними поиграть в игру. Я буду передавать вам снежинку, а вы будете называть слова - действия.

Дидактическая игра в кругу  «Снежинку передавай, слова-действия  называй»  

  • Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
  • Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
  • Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
  • Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…  

Ребята, когда много-много снежинок падает с неба, Какое это природное явление? Снегопад. Верно. Молодцы ребятишки, вы много знаете. Устал я, и немного отдохну, у сугроба посижу, и  на вас я погляжу. Оставляю вам ведёрко со снежинками,  вместе с воспитателем поиграйте. В нём ёще много интересных игр я, для вас  приготовил. Воспитатель: Спасибо снеговичок. (Дети садятся на стульчики)

 3 этап: Актуализация имеющихся знаний                                                                            Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что там приготовил снеговик. (Достаёт снежинки, на них задания)

1.Снежинка. 1 задание. «Беседа о времени года»                                                                                                                                          И так, что же нам приготовил снеговик, сейчас прочитаем. Слушайте внимательно.      В этом задании  мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме».                                                                                                                                

  • Закончилось чудесное время года - Кто мне скажет. Какое? ….(осень).                                              
  • А какое время года наступает после осени, кто мне скажет?... (зима)                                                                    
  • Как  называются зимние месяцы? Давайте повторим (Декабрь, Январь, Февраль.)                                                                  
  • А какие признаки зимы вы знаете? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)                                                                                                      Молодцы с этим заданием мы справились.    

Ребята, а вот и ещё  одна снежинка, давайте прочитаем, какое задание ещё приготовил нам снеговик.

2 Снежинка. 2 задание. Д/игра: «Назови признаки». Внимательно слушайте.                                                                                     Если мы с вами справимся, с этим заданием, тогда  узнаем, какая  бывает зима.                                                                                                                Я буду называть слово - предмет, а вы  подберите к нему характерные признаки, пользуясь вопросами «какая?» или «какой?»                                                                                                            Например: Зима, какая? – Морозная, снежная и т.д.                                                                            

  • Зима (какая?) - …(холодная,  морозная, снежная).
  • Снег (какой?) - …(мокрый, липкий, серебристый, пушистый).
  • Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).
  • Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).
  • Ветер (какой?)-…( Сильный, холодный, ледяной).
  • Дни (какие?)- ...( короткие,  тёмные).

 Вы молодцы,  давайте  немного отдохнем, сделаем разминку, берите  в руки свои снежинки и вставайте в круг (снежинки лежат под стульчиками).

4 этап: Динамическая пауза «Весёлые снежинки» музыкальное сопровождение «Вальс снежинок»

  • Мы снежинки, мы пушинки           (идут по кругу)                                                               
  • Покружиться мы не прочь         (кружатся)                                                                                       
  • Мы снежинки - балеринки,                                                                                                            
  • Мы танцуем день и ночь          (покачиваются со снежинками)                                 
  • Встанем  вместе все в кружок,                                                                                                                      
  • Получается снежок                 (идут в круг, вытягивая вперёд снежинки)                                           
  • Мы деревья побелили                (движения руками вверх и вниз)                                                 
  • Крыши пухом замели                 (руки над головой)                                                                       
  • Землю бархатом укрыли                                                                                                                
  • И от стужи сберегли          (присесть, положить снежинки и сесть на стульчики)        

5. этап. Восприятие и усвоение нового материала.

Ребята в ведёрке у снеговика осталась ещё одна снежинка.                                                                                      Давайте посмотрим, что нам ещё приготовил снеговик.

3.Снежинка. 3 задание. Рассказ «Гостья зима»                                                                                                                                                                                                       Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.                                                                                             Снеговичок написал нам рассказ о зиме. И хочет, чтобы вы тоже сами попытались составить свой рассказы.  Внимательно послушайте. Я вам его прочитаю                                                                                          

            «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».   Интересный рассказ, он вам понравился?...(да)                              

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме. А для того, чтобы вам было легче его составлять, я предлагаю вам вот такую подсказку. Кто помнит, как она называется? Мнемотаблица, название сложное но, картинки, которые на ней нарисованы вам помогут составить красивый и последовательный рассказ. А ещё, я буду задавать вопросы, и вам будет, легче справится с этим заданием. Только не забывайте, что у рассказа есть начало, середина и конец, эти части «дружат» между собой.                                                                                          

Наводящие вопросы.                                                                                                                                

  • Кто пришел к нам в гости?   К нам пришла зима.                                                                                                         
  • Чем зима накрыла землю?     Она накрыла землю белым покрывалом.                                                                        
  • Что падает с неба?             С неба падает снег.                                                                                                        
  • Какая на улице погода?     На улице дует ветер, и стоят сильные морозы.                                                                                                             
  • Какие подарки принесла с собой зима?    Зима принесла с собой: снегопады, сугробы, метели и лед.                                                                                                                                                                                    
  • Для чего людям нужны эти подарки?   Эти подарки нам нужны для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках…..                                                                                                  
  • Вы любите зиму? Да мы очень любим зиму.                                                                                  

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.  

6. Этап. Заключительный. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы. Вам понравилось наше приключение…(да).  Мы с вами замечательно поработали.  Снеговичок, как ты думаешь, мы справились  с твоими заданиями?..  Ребята, кто мне скажет, что мы с вами сегодня делали?

Дети: Отгадали загадки, играли в разные словесные игры, составляли предложения по таблице, слушали рассказ «Зима», составляли рассказ  о «Зиме» по  картинкам.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам закончить наше зимнее приключение, давайте попрощаемся со снеговиком.

 Снеговик: «До свидания, друзья!                                                                                                                             В своё жилище мне пора.                                                                                                                                          А вы меня не забывайте,                                                                                                                                                                     И по чаще навещайте».

 И с  нашими  гостями. Немного отдохните, возьмите свои снежинки (под музыку метели дети - снежинки вылетают со своих мест, в другую комнату)

Анализ ООД

Цель:

  • Систематизировать и закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях природы.

Программные задачи:

  • уточнять, расширять и  активизировать  словарь -действий, словарь- признаков по теме «Зима»;
  • упражнять детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными и глаголами.
  • развивать умение детей составлять рассказ о зиме по схеме, используя полученные ранее знания и представления;  
  • воспитывать бережное отношение к родной природе.

         Оборудование:  Персонаж Снеговик. Ведро, метла, декорации по теме. Картина   «Зимние забавы», картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, снежки-загадки, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: Обернулась, бор, трещит, бушует, студёные. Образные выражения – накрыла белым покрывалом  и др.

Предварительная работа: Чтение рассказов о зиме и зимних явлениях, рассматривание иллюстраций,во время прогулки пейзажей, проведение игр.

Методы и приёмы: игровой, беседа, сюрпризный момент, фантазирование, наглядный показ, рассказ воспитателя и др.

Ожидаемый результат: умеет составлять рассказ, пользуясь мнемотаблицей, употребляет в речи глаголы, прилагательные, согласовывает их с существительными, знает признаки зимы.

В совместной деятельности были выдержаны все этапы- образовательного процесса.

1 этап: психологический настрой:

Был нацелен на создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие и эмоциональной поддержки ребёнка - для этих целей я использовала  игровой метод, сюрпризный момент, приветствие, фантазирование, музыкальное сопровождение, установила зрительный и эмоциональный контакт

2 этап: Мотивационно-побудительный.

Был нацелен на организацию направленного внимания, привлечение произвольного внимания детей, к предстоящей деятельности. Для этих целей я использовала приём активизации самостоятельного мышления детей- загадки, игровой приём д/и , театрализация- создание сказочной атмосферы, ввод сказочного персонажа, заинтересовала детей, направила внимание детей на предстоящую деятельность.

3.Этап Актуализация имеющихся знаний

Был нацелен на актуализацию имеющихся знаний и представлений. Для этих целей я использовала: игровой метод, беседа. Повторили и закрепили ранее изученный материал.

4. Этап: Динамическая пауза.

Был нацелен на смену видов деятельности и снятие напряжение. Для этого я провела физминутку.

5.Этап. Восприятие и усвоение нового материала.                                                                   Был нацелен на  расширение и обогащение знаний и умений, адекватных возрасту детей. Для этих целей я использовала:  беседа, рассказ, задавала наводящие вопросы, наглядный метод.

6.Этап Заключительный. Рефлексия.

Был нацелен на формирование элементарных навыков самооценки и осознания себя как участника познавательного, творческого процесса. На этом этапе я приготовила подарок от персонажа - снежинка.                                                                                                                            

Структура  занятия выстроена от простого к сложному. Образовательная деятельность проходила в форме  сказочной игры – путешествия. Считаю, что в таком варианте проведения  образовательной деятельности, материал усваивается детьми лучше.

Этапы образовательной деятельности были взаимосвязаны и последовательны. Смена видов деятельности не давала возможности детям отвлекаться и уставать.

Задачи соответствовали теме  ОД, возрасту детей и их индивидуальным особенностям.

Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей.

Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми в разных видах деятельности.

Спасибо за внимание!

                           




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Кинопутешествие в сказку»

Формирование у дошкольников представления  о том, что такое кино и как происходит киносъемка фильма....

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Лисичка»

Конспект образовательной деятельностидля детей подготовительной группы на тему: «Лисичка»...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Моделирование и дизайн одежды».

Конспект   образовательной деятельности для детей   подготовительной группы   Тема: «Моделирование и дизайн одежды».Цель: знакомство с   историей во...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме: «Фрукты. Сад»

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме: «Фрукты. Сад»...

Конспект занятия «Активизация словаря детей» Подготовительная группа (6-7 лет) ОО «Речевое развитие» Тема: «Зима»

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбирать однокоренные слова; развивать р...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы по краеведению Тема: «Город наш Владивосток»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,»Художественно - эстетическое развитие»Задачи:-...