Конспект занятия по восприятию художественной литературы. Чтение и обсуждение карельской народной сказки “Почему вода в море солёная”.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чепурина Валерия Евгеньевна

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению,

учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Детям, которые живут в Карелии, важно и необходимо показывать то народное творчество, с которым нас знакомили в детстве. Правильнее будет сказать, что это является необходимым моментов в воспитании и обучении детей. Каждый человек должен знать среди какой культуры он растёт уже с малых лет, и помнить это даже за тысячи километров от родного дома.

Сказка «Почему вода в море солёная» является отличным началом в интересном путешествии к знакомству к фольклору Карелии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_voda_v_more_solenaya_0_1.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №23,

корпус 1

выполнила воспитатель группы ТНР:

Чепурина Валерия Евгеньевна

Конспект занятия по восприятию художественной литературы.

Чтение и обсуждение карельской народной сказки

“Почему вода в море солёная”.

возрастная группа: подготовительная

оборудование: карельские книги со сказками, Калевала.

Цель: формирование представления у детей о карельской сказке, как о жанре устного народного творчества.

Задачи:

Обучающие:

-продолжать формировать систему представлений детей о Карелии через знакомство с карельской сказкой;

-закреплять представления о Республике Карелия, ее местности и природе;

-способствовать речевому развитию через обогащение словаря.

Развивающие:

-развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы четко и ясно;

-развивать эмоциональную отзывчивость, формировать эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре родного края;

-развивать у детей интерес к малой Родине.

Воспитательные:

-воспитывать патриотизм, уважение к культурно-историческому наследию;

-воспитывать эмоционально-целостное отношение к народу своей малой Родины;

-воспитывать интерес к литературным произведениям карельского народа.

Ход занятия:

Организационный момент. Приветствие.

-Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте мы теперь сыграем в игру.

-Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:

-Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

-Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

-Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

-Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

-Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

-Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

-Какие вы молодцы, теперь можно и отправляться на наше замечательное занятие!

Основная часть.

-Ребята, у каждого человека есть  родная земля, то место, где он живёт. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый близкий и дорогой человек. У всех людей есть ещё самое дорогое – это его Родина,   родная страна. Давайте с вами вспомним, а в какоц стране мы живем?

-Молодцы, продолжаем вспоминать дальше: в нашей большой и необъятной стране есть наша замечательная Республика......(Карелия).

-И в этой Республике Карелия есть много разных городов, сел и поселков. Один из таких городов - это наш с вами город (дети повторяют все вместе) - Сортавала.

-Ребята, как вы думаете, почему у нас в городе и в нашей Республике так много гостей? Зачем они приезжают? (предположения детей)

-Правильно! Они приезжают насладиться нашей природой.

-Больше половины  карельской   земли занимают могучие леса. Сосна и ель – главные жители   карельского леса. Лес – основное   природное богатство Карелии.

Подвижная игра “”Веркко да калат (сеть да рыбы).”

Участники игры делятся на две команды. По жребию определяют кому быть «рыбой» кому «сетью». Первым делом «сплетают сеть» - берутся за руки, поднимают их вверх и образуют круг. Ребятом известно, что настоящие сети рыбаки нередко тянут за собой. Движется и ребячья «сеть»- круг колышется то вправо, то влево.

«Рыбы» как им положено заходят в «сеть»- внутрь круга. Побывав там немного, возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто- нибудь из команды «ловцов» кричит: «Веркко!» («Сеть!»). Поднятые вверх руки сразу же опускаются, и «Ловцы» сразу же сужают круг, стремясь удержать внутри него всех заплывающих рыб. Но те не хотят стать легкой добычей, изо всех сил пытаются вырваться, разьеденить звенья «сети» и выскользнуть из неё. Кому- то это удается.

Пойманные рыбы из игры выбывают. «Сеть» снова приходит в движение. Иногда кто-нибудь из команды «рыб», предчувствуя, что «сеть» вот- вот замкнется кричит: «Калат» («Рыбы!»). «Рыбы» стремглав бросаются из «сети».

Команды меняются местами, когда «сеть» переловит всех «рыб».

-Сегодня я хочу продолжить наше знакомтсво с чудесными Карельскими сказками, давайте посмотрим, какие разнообразные бывают книги с Карельскими сказками, сколько их у нас в нашем уголке. (рассматривают книги).

-Скажите пожалуйста, а что значит “Карельская НАРОДНАЯ сказка”? Что обозначает слово “народная”? (то, что эту сказку придумал народ и передавал из уст в уста).

-Правильно! Какой же народ без своей народной сказки. У всех народов есть свои волшебные истории, которые они передают из уст в уста и из поколения в поколение.

-Сегодня и мы окунемся с вами в новую для нас историю. Она будет называться: “Почему вода в море солёная”.

-Интересное название? Нам нужно будет в конце сказки ответить на этот вопрос, но чтобы ответить праивльно - нужно будет слушать внимательно. Поэтому сели удобно в позу слушателя, ручки положили на колени, спинки выпрямили и ушки навострили..

Педагог читает сказку: “Почему вода в море соленая”.

Далее задаёт вопросы по содержанию сказки.

-Ребята, а что такое море?
-Где вы можете увидеть или видели море?

-Хорошо, как называется сказка, которую мы сейчас прочитали?

-Какие главные герои всретились нам в этой сказке?

-Как мы можем их охарактеризовать?

-О каком волшебноц предмете идет речь?

-Для чего он был нужен?

-А как жернов попал к бедному брату? Кто ему его дал?

-Кто такой Хийси?

-Как вы думаете, чему учит эта сказка?

Молодцы! На все вопросы ответили, теперь давайте ответим на самый важный вопрос: почему сказка так называется?

Д\И “Сказка - она какая?”

Давайте поразмышляем, как можно сказать о сказке, какая она?

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

-есть волшебство, то. (волшебная);

-есть добро, то… (добрая);

-есть радость, то… (радостная);

-есть загадки, то. (загадочная);

-есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

-А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать?

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

-Ребята, а бедный брат сделал доброе дело, что поделился с братом жерновом?

А как вы думаете, почему важно делать добрые дела?

-Всем нам нужно не забывать быть добрее к друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» (в обработке А.Н. Толстова) для детей старшего дошкольного возраста.

Группа: старшаяЦель: развитие интереса детей к русским народным сказкамЗадачи:Образовательные:¾   Формировать умение различать литературные жанры;¾   Формировать  умение анали...

Занятие по восприятию художественной литературы «Чтение потешки «Листочки, листочки по ветру летят» для детей 2–3 х лет

Занятие по восприятию художественной литературы «Чтение потешки «Листочки, листочки по ветру летят» для детей 2–3 х летПодготовила и провела воспитатель Агафонова Нат...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы "Чтение потешки "Пришел медведь к броду"

Данный конспект будет интересен воспитателям первой младшей группы, педагогам-психологам и родителям....

Конспект занятия по восприятию художественной литературы «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Конспект занятия по восприятию художественной литературы  «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы и фольклора "Сказка про Шкаф, который любил порядок" (страшая группа)

Знакомство детей с авторской сказкой. Данное занятие так же активизирует словарь детей по лексической теме "Мебель". Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....