Инновационный проект "Фонематический конструктор"
проект по развитию речи (старшая группа)

Венера Владимировна Ботвинкина

Дошкольный возраст  –  это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный проект «Фонематический конструктор»

Слайд 2

Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Но ежегодное обследование детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о многочисленных нарушениях речевого развития детей . Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ.

Слайд 3

Создание условий для формирования фонематических навыков с использованием символов для обозначения звуков, т.е. применения наглядности. Идея проекта:

Слайд 4

Развитие фонематических навыков у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет), с применением фонематического конструктора, что позволит успешнее овладеть в школе звуко -буквенным анализом. Цель проекта:

Слайд 5

1 год (старшая группа): Формировать знания о том, что каждый звук имеет своё графическое изображение (знакомство с изображением гласных звуков). Познакомить детей с Фонематическим конструктором. 2 год (подготовительная группа): Учить детей на основе набора Фонематический конструктор составлять слоги графически. Учить составлять слова из слогов графически. Дать представление о предложении.

Слайд 7

Руководитель проекта: Ботвинкина Венера Владимировна, воспитатель группы «Ромашка» Исполнители проекта: Ботвинкина Венера Владимировна, воспитатель группы «Ромашка» Бексе Чечек Ендановна , учитель – логопед воспитанники группы «Ромашка» родители воспитанников

Слайд 8

Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, умения соотносить звуки со схемой, используя Фонематический конструктор. Ожидаемый результат:

Слайд 9

Материально-техническое обеспечение Основные ресурсы: Человеческие ресурсы Финансовые ресурсы Информационные ресурсы

Слайд 10

Сроки реализации проекта: январь 2023 – май 2024 года



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: «Таинственное послание»

Образовательная: Познакомить детей с символами гласных звуков, совершенствовать навык звукового анализа.

Развивающая: Развивать артикуляционный аппарат, совершенствовать фонематический слух, память, мышление и воображение детей.

Воспитательная: воспитывать любознательность, усидчивость.

Целевые ориентиры: развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения, умения выделять звуки в словах, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности;

План:

1. Организационный момент

2. Вступление в проблему

3. Артикуляционная гимнастика

4. Игра "Поймай звук"

5. Физминутка

6. Игра "Подбери украшение для куклы

7.  Игра "Подбери символ звука" ( с прищепками) - допол.зад.

8. Решение проблемы

9. Рефлексия

Ход занятия:

        1.Оргонизационный момент.

 Воспитатель встречает детей, дети становятся спиной к экрану:

        - Здравствуйте, ребята. Я так рада Вас видеть, так долго к вам добиралась, ехала всю ночь и любовалась звёздным небом. А вы любите смотреть на звёзды?

Дети: Да

(На экране появляется звёздное небо в сопровождении с музыкой)

        2.Вступление в проблему

 - Полюбуйтесь на звёздное небо (на экране пролетает инопланетная тарелка

- Ребята что эта летит?

(выпадает письмо)

- Ой, а что это из него выпало?

- Вам интересно, что в этом письме? (появляется картинка инопланетян с символами на груди)

        - Как вы думаете, что это такое может быть? ( ответы детей)

        - Правильно, нам пришло письмо, а в нем фотография.

        - Ребята, а мы можем понять, что хотели сказать нам зеленые человечки? (ответы детей).

 (Воспитатель обращает внимание на посылку)

        - А вот ещё и посылка (воспитатель открывает и достаёт из посылки зеркало)

        - Как вы думаете, для чего зеркало?  (Дети рассматривают зеркало)

Дети: ответы детей.

        - Я знаю интересное упражнение, которое можно выполнять с зеркалами (дети проходят за столы перед ними зеркала и символы обозначающие звук)

3. Артикуляционная гимнастика

В: Возьмем в руки зеркало и сделаем окошечко (воспитатель показывает окошечко)

-Вы продолжаете делать, а я прочитаю вам стишок:

Бегемотик рот открыл

Подержал, потом закрыл

Подразним мы бегемота

Подшутить над ним охота.

-А сейчас откроем ротик и добавим голос. Скажем а-а-а-а-а.

- На какой символ похожи наши губы? Покажите его ( дети показывают )

-Молодцы.

-А теперь посмотрим в зеркало и улыбнемся, покажем свою улыбку (воспитатель читает стишок).

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «ииии» скажи

Свой заборчик покажи.

В:На какой символ похожи наши губы? Покажите.( дети показывают)

- Молодцы!

-следующее упражнение мы будем делать «Слоненак»

 (воспитатель читает стишок)

В гости к нам пришел слоненок –

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри –

Губы хоботом тяни!

- Добавим голос (у-у-у-у)

- На какой символ похожи наши губы? Покажите. ( дети показывают)

- Молодцы!

-Следующее упражнение мы будем делать «Бублик»

(воспитатель читает стишок)

Бублик мы изобразили

Плавно губы округлили

Их теперь нельзя смыкать

Бублик надо удержать.

-Добавим голос.(о-о-о-о). На какую символ похожи наши губы? Покажите.( дети показывают)

4.Игра «Поймай звук»

- А сейчас мы поиграем у игру «поймай звук». На экране будут появляться картинки,  вам надо назвать слово, выделить звук который находится в середине слова, и подобрать к нему символ.

Картинки: , ЛУК, МАК, КИТ, ЖУК, ДОМ, РАК,СОК.

(Например: Воспитатель: что это? Какой звук мы слышим с вами в середине слова? – Какой мы дольше тянем?

Дети: Звук "о"

Воспитатель: Покажите, каким символом мы его обозначим.

                5. Физминутка

- Мы немножко потрудились, пришло время отдохнуть. Подойдите ко мне и встаньте полукругом.

-Зеленые человечки хотят с ними потанцевать, потанцуем?.  (Дети подходят к экрану проводится физминутка)

Молодцы!!!

                6. Игра «Подбери украшение для куклы»

(Воспитатель обращает внимание на посылку:)

-Ребята пойдем к посылке и посмотрим может там ещё что то осталось.

(воспитатель достаёт куклол с именными украшениями )

-Посмотрите какие красивые куклы и украшения в посылке.

- Куклы перепутали свои украшения. Помогите им найти свои украшения.

 - Сережа, какое ты украшение подберёшь для куклы Ани? (ребёнок подбирает украшение для куклы)

- Почему именно это украшение ты взял для куклы Ани?

Дети: Потому что имя Аня начинается со звука "А", а звуку "А" соответствует символ

(Дети подбирают украшения для всех кукол)

7. Дополнительное задание:

Воспитатель достаёт из посылки прищепки с картинками.

- Ребята, необходимо закрепить прищепки с символом звука к нужной картинке.

(Дети самостоятельно подбирают символ к первому звуку слов на картинке)

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Если выполнено задание не правильно, то исправляет с детьми.

                8.Решение проблемы

- Ребята, посмотрите на наше письмо. Так что же инопланетяне хотели нам сказать?

Дети: ответы детей

- А может они хотели с нами познакомиться и назвать свои имена.

- Их имена необычные и состоят из одного звука. Как зовут первого инопланетянина?

Дети: "И"

- А этого как?

Дети: "О"

и т.д.

9. Итог:

-Что вам понравилось больше всего?

-А что для вас было трудным?

  - Молодцы, ребята, Вы очень сегодня хорошо поравботали!



Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Фонематический конструктор»

Руководитель проекта: Ботвинкина Венера Владимировна, воспитатель

Исполнители проекта: 

  • Ботвинкина Венера Владимировна воспитатели старшей группы «Ромашка»

  • Бексе Чечак, учитель - логопед

  • Дети и родители

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой
: воспитанники, родители, воспитатели  
По времени проведения: долгосрочный (2года)

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Постановка проблемы:

Актуальность:  дошкольный возраст  –  это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.

Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма. 

Цель проекта:

Развитие фонематических навыков у детей дошкольного возраста, с применением наглядности.

Задачи проекта:

1год (старшая группа): Формировать знания о том, что каждый звук имеет своё графическое изображение.  Познакомить детей с Фонематическим конструктором.

2 год (подготовительная группа): Учить детей на основе набора Фонематический конструктор составлять слоги графически. Учить составлять слова из слогов графически. Дать представление о предложении.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный (сентябрь 2022г. - декабрь 2022г.) Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта. Составление плана проекта.
Основной  этап реализации проекта (январь 2023г. – март 2024г.)
Заключительный этап ( апрель - май 2024г.) презентация проекта

Предполагаемый результат проекта:

        Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, умения соотносить звуки со схемой, используя Фонематический конструктор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование инновационных методик в продуктивной деятельности с применением конструктора "Кукуруктор"

"Кукуруктор" - развивющая игрушка-конструктор нового поколения из натурального материала! "Кукуруктор", безопасен, так как произведен из кукурузной муки с добавлением пищевых красителей....

презентация "Использование инновационных методик в продуктивной деятельности с применением конструктора КУКУРУКТОР"

Презентация по использованию коструктора КУКУРУКТОР в работе с детьми дошкольного возраста.Работа была представлена на городском фестивале методического мастерства....

Инновационный проект «Мы-конструкторы!»

Инновационный проект «Мы-конструкторы!»...

«Дидактические игры, созданные на основе ТИКО-конструктора как инновационное средство развития связной речи дошкольников»

Актуальность применения инновационных образовательных технологий в работе над речевым развитием дошкольников...

Игры с использование ТИКО - конструктора как инновационный подход в инклюзивном образовании.

Сегодня  инклюзивному образованию в России  уделяют особое внимание. Вопрос организации образовательной среды для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО  остается...

Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»

Результат тематического контроля «Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в ...