Инновационный проект "Фонематический конструктор"
проект по развитию речи (старшая группа)
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prizentatsiya_fk.pptx | 1.03 МБ |
konspekt_zanyatiya_tainstvennoe_poslanie.docx | 18.57 КБ |
fonematicheskiy_konstruktor.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Но ежегодное обследование детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о многочисленных нарушениях речевого развития детей . Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ.
Создание условий для формирования фонематических навыков с использованием символов для обозначения звуков, т.е. применения наглядности. Идея проекта:
Развитие фонематических навыков у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет), с применением фонематического конструктора, что позволит успешнее овладеть в школе звуко -буквенным анализом. Цель проекта:
1 год (старшая группа): Формировать знания о том, что каждый звук имеет своё графическое изображение (знакомство с изображением гласных звуков). Познакомить детей с Фонематическим конструктором. 2 год (подготовительная группа): Учить детей на основе набора Фонематический конструктор составлять слоги графически. Учить составлять слова из слогов графически. Дать представление о предложении.
Руководитель проекта: Ботвинкина Венера Владимировна, воспитатель группы «Ромашка» Исполнители проекта: Ботвинкина Венера Владимировна, воспитатель группы «Ромашка» Бексе Чечек Ендановна , учитель – логопед воспитанники группы «Ромашка» родители воспитанников
Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, умения соотносить звуки со схемой, используя Фонематический конструктор. Ожидаемый результат:
Материально-техническое обеспечение Основные ресурсы: Человеческие ресурсы Финансовые ресурсы Информационные ресурсы
Сроки реализации проекта: январь 2023 – май 2024 года
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: «Таинственное послание»
Образовательная: Познакомить детей с символами гласных звуков, совершенствовать навык звукового анализа.
Развивающая: Развивать артикуляционный аппарат, совершенствовать фонематический слух, память, мышление и воображение детей.
Воспитательная: воспитывать любознательность, усидчивость.
Целевые ориентиры: развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения, умения выделять звуки в словах, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности;
План:
1. Организационный момент
2. Вступление в проблему
3. Артикуляционная гимнастика
4. Игра "Поймай звук"
5. Физминутка
6. Игра "Подбери украшение для куклы
7. Игра "Подбери символ звука" ( с прищепками) - допол.зад.
8. Решение проблемы
9. Рефлексия
Ход занятия:
1.Оргонизационный момент.
Воспитатель встречает детей, дети становятся спиной к экрану:
- Здравствуйте, ребята. Я так рада Вас видеть, так долго к вам добиралась, ехала всю ночь и любовалась звёздным небом. А вы любите смотреть на звёзды?
Дети: Да
(На экране появляется звёздное небо в сопровождении с музыкой)
2.Вступление в проблему
- Полюбуйтесь на звёздное небо (на экране пролетает инопланетная тарелка
- Ребята что эта летит?
(выпадает письмо)
- Ой, а что это из него выпало?
- Вам интересно, что в этом письме? (появляется картинка инопланетян с символами на груди)
- Как вы думаете, что это такое может быть? ( ответы детей)
- Правильно, нам пришло письмо, а в нем фотография.
- Ребята, а мы можем понять, что хотели сказать нам зеленые человечки? (ответы детей).
(Воспитатель обращает внимание на посылку)
- А вот ещё и посылка (воспитатель открывает и достаёт из посылки зеркало)
- Как вы думаете, для чего зеркало? (Дети рассматривают зеркало)
Дети: ответы детей.
- Я знаю интересное упражнение, которое можно выполнять с зеркалами (дети проходят за столы перед ними зеркала и символы обозначающие звук)
3. Артикуляционная гимнастика
В: Возьмем в руки зеркало и сделаем окошечко (воспитатель показывает окошечко)
-Вы продолжаете делать, а я прочитаю вам стишок:
Бегемотик рот открыл
Подержал, потом закрыл
Подразним мы бегемота
Подшутить над ним охота.
-А сейчас откроем ротик и добавим голос. Скажем а-а-а-а-а.
- На какой символ похожи наши губы? Покажите его ( дети показывают )
-Молодцы.
-А теперь посмотрим в зеркало и улыбнемся, покажем свою улыбку (воспитатель читает стишок).
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи.
В:На какой символ похожи наши губы? Покажите.( дети показывают)
- Молодцы!
-следующее упражнение мы будем делать «Слоненак»
(воспитатель читает стишок)
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!
- Добавим голос (у-у-у-у)
- На какой символ похожи наши губы? Покажите. ( дети показывают)
- Молодцы!
-Следующее упражнение мы будем делать «Бублик»
(воспитатель читает стишок)
Бублик мы изобразили
Плавно губы округлили
Их теперь нельзя смыкать
Бублик надо удержать.
-Добавим голос.(о-о-о-о). На какую символ похожи наши губы? Покажите.( дети показывают)
4.Игра «Поймай звук»
- А сейчас мы поиграем у игру «поймай звук». На экране будут появляться картинки, вам надо назвать слово, выделить звук который находится в середине слова, и подобрать к нему символ.
Картинки: , ЛУК, МАК, КИТ, ЖУК, ДОМ, РАК,СОК.
(Например: Воспитатель: что это? Какой звук мы слышим с вами в середине слова? – Какой мы дольше тянем?
Дети: Звук "о"
Воспитатель: Покажите, каким символом мы его обозначим.
5. Физминутка
- Мы немножко потрудились, пришло время отдохнуть. Подойдите ко мне и встаньте полукругом.
-Зеленые человечки хотят с ними потанцевать, потанцуем?. (Дети подходят к экрану проводится физминутка)
Молодцы!!!
6. Игра «Подбери украшение для куклы»
(Воспитатель обращает внимание на посылку:)
-Ребята пойдем к посылке и посмотрим может там ещё что то осталось.
(воспитатель достаёт куклол с именными украшениями )
-Посмотрите какие красивые куклы и украшения в посылке.
- Куклы перепутали свои украшения. Помогите им найти свои украшения.
- Сережа, какое ты украшение подберёшь для куклы Ани? (ребёнок подбирает украшение для куклы)
- Почему именно это украшение ты взял для куклы Ани?
Дети: Потому что имя Аня начинается со звука "А", а звуку "А" соответствует символ
(Дети подбирают украшения для всех кукол)
7. Дополнительное задание:
Воспитатель достаёт из посылки прищепки с картинками.
- Ребята, необходимо закрепить прищепки с символом звука к нужной картинке.
(Дети самостоятельно подбирают символ к первому звуку слов на картинке)
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Если выполнено задание не правильно, то исправляет с детьми.
8.Решение проблемы
- Ребята, посмотрите на наше письмо. Так что же инопланетяне хотели нам сказать?
Дети: ответы детей
- А может они хотели с нами познакомиться и назвать свои имена.
- Их имена необычные и состоят из одного звука. Как зовут первого инопланетянина?
Дети: "И"
- А этого как?
Дети: "О"
и т.д.
9. Итог:
-Что вам понравилось больше всего?
-А что для вас было трудным?
- Молодцы, ребята, Вы очень сегодня хорошо поравботали!
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Фонематический конструктор»
Руководитель проекта: Ботвинкина Венера Владимировна, воспитатель
Исполнители проекта:
Ботвинкина Венера Владимировна воспитатели старшей группы «Ромашка»
Бексе Чечак, учитель - логопед
Дети и родители
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой: воспитанники, родители, воспитатели
По времени проведения: долгосрочный (2года)
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Постановка проблемы:
Актуальность: дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.
Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Цель проекта:
Развитие фонематических навыков у детей дошкольного возраста, с применением наглядности.
Задачи проекта:
1год (старшая группа): Формировать знания о том, что каждый звук имеет своё графическое изображение. Познакомить детей с Фонематическим конструктором.
2 год (подготовительная группа): Учить детей на основе набора Фонематический конструктор составлять слоги графически. Учить составлять слова из слогов графически. Дать представление о предложении.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный (сентябрь 2022г. - декабрь 2022г.) Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта. Составление плана проекта.
Основной этап реализации проекта (январь 2023г. – март 2024г.)
Заключительный этап ( апрель - май 2024г.) презентация проекта
Предполагаемый результат проекта:
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, умения соотносить звуки со схемой, используя Фонематический конструктор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование инновационных методик в продуктивной деятельности с применением конструктора "Кукуруктор"
"Кукуруктор" - развивющая игрушка-конструктор нового поколения из натурального материала! "Кукуруктор", безопасен, так как произведен из кукурузной муки с добавлением пищевых красителей....
презентация "Использование инновационных методик в продуктивной деятельности с применением конструктора КУКУРУКТОР"
Презентация по использованию коструктора КУКУРУКТОР в работе с детьми дошкольного возраста.Работа была представлена на городском фестивале методического мастерства....
Инновационный проект «Мы-конструкторы!»
Инновационный проект «Мы-конструкторы!»...
«Дидактические игры, созданные на основе ТИКО-конструктора как инновационное средство развития связной речи дошкольников»
Актуальность применения инновационных образовательных технологий в работе над речевым развитием дошкольников...
Игры с использование ТИКО - конструктора как инновационный подход в инклюзивном образовании.
Сегодня инклюзивному образованию в России уделяют особое внимание. Вопрос организации образовательной среды для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО остается...
Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»
Результат тематического контроля «Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в ...
Районное методическое объединение работников дошкольного образования по теме : Инновационная проектная деятельность по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста "Мы - юные строители , архитекторы , конструкторы"
Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе "Почемучки" , "Что нам стоит дом построить"...