Игры с использование ТИКО - конструктора как инновационный подход в инклюзивном образовании.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бегун Ирина Олеговна

Сегодня  инклюзивному образованию в России  уделяют особое внимание. Вопрос организации образовательной среды для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО  остается актуальным. Реализация инклюзивной практики осуществляется и в нашем дошкольном учреждении.  В группе компенсирующей направленности, где я работаю,  обучаются мои воспитанники с различными нарушениями развития, выраженность которых  вариативна. Это и дети с тяжелым нарушением речи, и с задержкой психического развития.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuzia_-_kopiya.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с использование ТИКО - конструктора как инновационный подход в инклюзивном образовании.

Бегун Ирина Олеговна, учитель-логопед

ГБДОУ №27 комбинированного вида

Невского района Санкт - Петербурга

Сегодня  инклюзивному образованию в России  уделяют особое внимание. Вопрос организации образовательной среды для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО  остается актуальным. Реализация инклюзивной практики осуществляется и в нашем дошкольном учреждении.  В группе компенсирующей направленности, где я работаю,  обучаются мои воспитанники с различными нарушениями развития, выраженность которых  вариативна. Это и дети с тяжелым нарушением речи, и с задержкой психического развития.  

В настоящее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Поиск новых современных и эффективных образовательных технологий  позволил мне открыть  для себя такое направление  работы как ТИКО-моделирование, включающее использование различных наборов ТИКО-конструктора. Данный конструктор адаптирована для работы в ОУ любого типа, прост в применении и представляет собой полифункциональный игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка.  Скомплектованные в наборы многоугольники имеют шарнирное соединение, которое позволяет соединить ТИКО-детали под любым углом и создавать любые плоскостные и объемные конструкции.

Апробирование  ТИКО-конструктора в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ позволило мне разработать различные дидактические игры и упражнения.  Варианты игровых заданий способствуют развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, памяти, мыслительных операций,  концентрации внимания на выполняемых действиях и  умению следовать устным инструкциям.

В логопедической работе по коррекции нарушений речи мною используются игры с ТИКО – конструктором по следующим направлениям, реализующим важнейшие коррекционные задачи.

Первое направление – игры на совершенствование грамматического  строя речи. Данное направление решает такие образовательные цели, как упражнение в образовании прилагательных, развитие умения согласовывать числительные с существительными. Детям предлагаются  варианты игр:  «Чей, чья, чьё?», «Какой, какая, какие?», «Сосчитай». Все упражнения выполняются по речевой инструкции педагога. Одновременно соединяя  между собой шарнирным креплениями детали конструктора (на деталях наклеены изображения птиц, зверей или их детенышей),  дети  либо считают изображенных животных, либо подбирают прилагательные,  характеризующие признаки изображенного персонажа, либо называют часть тела.

Второе направление – игры на развитие звуковой  аналитико-синтетической активности,  позволяют развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки.  Составляя или подбирая, соответствующую схему к названию картинки  у детей формируется навык звукобуквенного анализа.

Например, в игровом упражнении «Составь схему»  выполнить задание по инструкции педагога: на столе расположены картинки с изображение домашних птиц и готовые звукослоговые схемы или отдельные ТИКО -квадраты  определенных цветов (красный, синий, зеленый). Задача детей составить схему слова – названия картинки: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой и наоборот.

Третье направление – развитие связной, грамматически правильной монологической речи.  Используя  ТИКО – детали, дети учатся не только конструированию  птиц  по схеме, но  и составлять  рассказ-описание готовой конструкции. Данное упражнение наводит ребенка на рассуждение, позволяет  делать логические выводы и умозаключения.

Используя такие упражнения с первого года обучения, дети легко учатся  развивать мелкую моторику, активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание, дифференцировать гласные и согласные, запоминать буквы, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

Для осуществления инклюзивного образования и обучения ценно то оборудование, которое можно применить со всеми без исключения детьми. Использование ТИКО - конструктора в логопедической практике позволяет обеспечить и решить несколько задач: дети не только учатся умению взаимодействовать на основе сотрудничества и взаимопонимания, но и, играя, нормализуется эмоционально-волевая сфера, что так важно ребенку с ОВЗ. Все игры взаимозаменяемы, что позволяет развивать целенаправленный интерес к деятельности и работоспособность за счёт смены материала.

Игры с использованием ТИКО – конструктора стимулирует развитие индивидуальных достижений, самостоятельности, инициативности и активности,  создает ситуацию успеха, что важно для развития личности  ребенка с ОВЗ.

Список литературы:

1.Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики /С.В. Алехина// Психологическая наука и образование. – 2014.- №1. –С.5-16.

2.Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство ГНОМ, 2015.-40 с..

3. Сиротюк. А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика /А.С. Сиротюк. – М.:ТЦ Сфера, 2014. -128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»

Дидактические игрыпо РЭМП детей старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»...

План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

«Дидактические игры, созданные на основе ТИКО-конструктора как инновационное средство развития связной речи дошкольников»

Актуальность применения инновационных образовательных технологий в работе над речевым развитием дошкольников...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора теме: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

Предлогаю вам конспект неприрывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида с использованием ТИКО-конструктора. Данный материал поможет в ин...

Конспект занятия по конструированию с использованием ТИКО-конструктора «Новая мебель для домика зайчонка ТИКО»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием «ТИКО-конструктора». Задачи:- развитие конструкторских способностей, техни...

Использование конструктора «ТИКО», как метод инновационного подхода в организации воспитательной деятельности в детском саду

Использование конструктора ТИКО, как ииновационный метод организации воспитательной деятельности в детском саду....