Дополнительная образовательная программа "Говорящие пальчики"
рабочая программа по развитию речи
Кружок «Говорящие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей от 2 до 4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_govoryashchie_palchiki.docx | 559.82 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание | Стр. |
I | Целевой раздел | 1 |
1.1. | Пояснительная записка | 1 |
1.2 | Цель программы | 2 |
1.3 | Задачи программы | 2 |
1.4 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 2 |
1.5 | Ожидаемые результаты | 2 |
1.6 | Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики | 3 |
II | Содержательный раздел | 4 |
2.1 | Формы, способы, методы и средства реализации программы. | 4 |
2.2 | Перспективное планирование кружка | 5 |
2.3 | Взаимодействие с семьями воспитанников | 16 |
III | Организационный раздел | 18 |
3.1 | Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды. | 18 |
3.2 | Методическое обеспечение | 18 |
Приложения | ||
Приложение 1 | 20 | |
Приложение 2 | 25 | |
Приложение 3 | 26 |
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»
В.М.Бехтерев
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и др.Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику.Благодаря таким играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развитие у детей мелкой моторики важно еще и потому, что им в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности.Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинатьс самого раннего возраста. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие. Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что у многих детей недостаточно развита речь. Одним из направлений работы по развитию речи я выбрала пальчиковые игры, так как активные движения пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи.Вот почему так важна и актуальна работа в данном направлении. Учитывая актуальность данной проблемы организовала кружок «Говорящие пальчики».
Новизна программы:
- обучение детей проводится с двухлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
- образовательные ситуации по данной программе проводятся в игровой форме с использованием одной из активных форм развития мускулатуры кисти –пальчикового массажа.
1.2 Цель программы
Создание условий для развитияи укрепления мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
1.3Задачи (1 год обучения):
- Научить детей четко произносить слова потешек, стихотворений, сочетая их с движениями
- Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
- Развивать умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
- Развивать творческую активность, внимание, память, воображение.
- Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
- Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке
Задачи (2 год обучения):
- развивать точность выполнения движений;
- развивать умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук;
- совершенстввать координацию движений руки и глаза;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
1.4 Основные принципы работы при реализации программы:
1.Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
2.Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
3.Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
4.Принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
5.Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
1.5 Ожидаемые результаты:
Первый год обучения
- У детей развита гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
- Дети знают народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту.
- Умеют согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек.
- Выполняют движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
- У родителей сформированы представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений.
Второй год обучения
- Дети ориентируются в пространстве и на микроплоскости;
- Могут быстро и успешно справляются с заданиями, требующих координированных движений рук;
- выполняют задания по словесной и зрительной инструкции;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
1.6 Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
В числе диагностических методик нами используются:
- Наблюдения
- Игровые упражнения
- Дидактические игры
Диагностическая карта наблюдений развития ребенка
Ф.И. ребёнка __________________________________________ Возраст
Показатель сформирован (С.) - проявляет активность, самостоятельность.
Показатель частично сформирован (Ч.С.)–выполняет задания с частичной помощью взрослого. Показатель не сформирован (Н.)- проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
II Содержательный раздел.
2.1Формы,способы, методы и средства реализации программы.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-4 года.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Система занятий рассчитана на одно занятие в неделю по средам, во второй половине дня; длительность 8-10 минут(первый год обучения), 15 минут (второй год обучения)всего 36 занятий в год.Ведущей формой организации занятий является групповая форма. Занятия включают в себя пальчиковую гимнастику, самомассаж, пальчиковые игры, речевые разминки. Работа с материалами (пластилин, краски, бумага, природный материал, крупы). Рисование нетрадиционными способами. Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж.Для развития моторики рук используются следующие формы работы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); лепка,рисование (пальчиками, пластилином);
- разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма;
- проговаривание речевого материала;
- комментирование пальчиковых действий. (Приложение 1)
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства педагога. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:
- наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
- словесный метод работы –проговаривание потешек,
стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики;
заучивание наизусть стихотворений, потешек;
- практический метод работы - пальчиковая игра, пальчиковый массаж, воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование, лепка)
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. - Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
2.2 Перспективное планирование кружка(первый год обучения)
Сентябрь:
Занятие 1.
«Моя семья»
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!
(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я !
Вот и вся моя семья!
(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого.На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)
Занятие 2.
«Ладушки-ладошки»
Ладушки-ладушки, где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку?
Что пили?
Бражку!
(Хлопаем в ладоши на ударных слогах.)
Каша сладенька! (Гладим рукой животик.)
Бабушка добренька! (Гладим ладошкой по голове.)
Попили, поели (Снова гладим животик.)
И домой улетели! (Машем руками.)
Занятие 3.
«Мышонок»
Сел мышонок на масленок,
(Ладонь правой руки накрывает кулак левой.)
А масленок – липкий гриб.
(Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.)
Посидел на нем мышонок
(Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.)
И прилип, прилип, прилип!
(«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой руки.)
Занятие 4.
«Про бабку»
Жила-была бабка! (Руки в боки.)
Да жила у речки. (Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.)
Захотелось бабке (Снова руки в боки.)
Искупаться в речке. (Изображаем плавание брассом.)
И купила бабка (Руки в боки.)
Мыло и мочало. (Одна рука вперед – это мочало, другая – намыливает.)
Эта сказка хороша, я начну сначала: (Правая рука в кулаке, большой палец вверх.)
Жила-была бабка… (Руки в боки.)
Октябрь
Занятие 1
1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Цель: Развивать мелкую моторику.
2.Игра «Большие и маленькие листочки»
3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Занятие 2
1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).
3.Пальчиковая игра «Компот».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Занятие 3
1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в дырочку.
3.Пальчиковая игра «Капуста»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Занятие 4
1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.Игра «Собери орешки для белочки»
Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».
Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки,
Обожают грызть орешки.
3.Пальчиковая игра «Белочка»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Ноябрь
Занятие 1.
1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
2. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды
3. Пальчиковая игра «Сидели два медведя».
Сидели два медведя
На тоненьком суку: (Руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, прижаты к туловищу, покачиваемся из стороны в сторону.)
Один читал газету, (Разводим руки в стороны.)
Другой молол муку. (Стучим кулаком по другому кулаку.)
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку! (Кулачки падают на колени.)
Нос в муке. (Показываем пальчиком на нос.)
Хвост в муке. (Показываем руками за спину.)
Ухо в кислом молоке! (Беремся пальчиками за ухо.
Занятие 2.
1.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.
2. «Сложи картинку» - 3-х, 2-х частей.
«Рыбки»
Рыбки в озере плескались
В чистой тепленькой воде. (Руки согнуты перед собой, двигаем кистями, изображая плавники.)
То сойдутся, (Сводим обе руки к себе.)
Разойдутся, (Разводим руки в стороны.)
То зароются в песке. (Изображаем руками волнообразные движения.)
Занятие 3
1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3. «Про бабку» Цель: Развивать общую координацию движения.
Жила-была бабка! (Руки в боки.)
Да жила у речки. (Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.)
Захотелось бабке (Снова руки в боки.)
Искупаться в речке. (Изображаем плавание брассом.)
И купила бабка (Руки в боки.)
Мыло и мочало. (Одна рука вперед – это мочало, другая – намыливает.)
Эта сказка хороша, я начну сначала: (Правая рука в кулаке, большой палец вверх.)
Жила-была бабка… (Руки в боки.)
Занятие 4
1. массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».
Цель: Развивать мелкую моторику.
2. игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семян фасоли бобов)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. пальчиковая игра «Мышонок».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
«Мышонок»
Сел мышонок на масленок,
(Ладонь правой руки накрывает кулак левой.)
А масленок – липкий гриб.
(Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.)
Посидел на нем мышонок
(Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.)
И прилип, прилип, прилип!
(«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой руки.
Декабрь
Занятие 1.
1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты,
Цель: Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.
«Белка» Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки: (Показываем ладошками вверх.)
Лисичке-сестричке, (Поочередно загибаем пальчики.)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Занятие 2.
1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Новогодняя елка».
Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).
3. Пальчиковая игра «Елочка».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.
Перед нами елочка (Соединяем кончик пальцев, изображаем елочку.)
Шишечки, (Показываем кулачки.)
Иголочки. (Показываем указательные пальцы.)
Шарики, (Пальцы сжимаем в круг.)
Фонарики, (Показываем «фонарики».)
Зайчики (Показываем ушки зайчика.)
И свечки, (Прижимаем ладони и пальчики друг к другу.)
Звезды, (Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами.)
Человечки. (Ставим средний и указательный пальцы на колени.)
Занятие 3
1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляется – елка получается»
2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»
3. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаик
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!
(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я !
Вот и вся моя семья!
(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого.На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)
Занятие 4
1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.
2Пальчиковая игра «Моя семья»
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!
(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я !
Вот и вся моя семья!
(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого.На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)
Январь
Занятие 1.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
1. Игра «Чтоб Мишке было теплее».
Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».
2. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».
Цель: Развивать координацию общих движений.
Занятие 2
1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».
Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.
«1, 2, 3, 4, 5 –вышли пальчики гулять»
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять! (Руки в кулачке, выпрямляем поочередно по пальчику.)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и растолстел!
(Поочередно растираем пальчики, на последних строчках – ручку в кулачок, большой пальчик вверх, вращаем пальчиком.)
Занятие 3.
1. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
3. Пальчиковая игра «Встали пальчики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора!
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.)
Занятие 4
1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».
2. «Снегопад» -рисуем пластилином.
3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.
4. Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».
5. Самомассаж карандашами.
6. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.
Февраль
Занятие 1.
1. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.
2. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.
3. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
4.Пальчиковая игра «У оленя дом большой»
У оленя дом большой. (Показываем расставленными широко пальчиками рога.)
Он глядит в свое окошко. (Соединяем пальчики рук, изображая окошко, смотрим в него.)
Зайчик по лесу бежит, (Показываем ушки зайчика.)
В дверь к нему стучится:
Тут-тук, дверь открой, (Сточим кулачком в воздух перед собой.)
Там в лесу охотник злой! (Отводим руку назад, показывая на представляемого охотника пальчиком.)
Заяц, заяц, забегай! («Зовем» зайчика, машем кистями рук к себе.)
Лапки мне давай! (Выставляем ручки ладонями вверх.)
Занятие 2.
1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Игра «Посыпаем дорожку».
Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев.
3. Пальчиковая игра «Кошка».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
«Кошка»
Вот кулак! (Показываем кулачок.)
А вот ладошка! (Показываем одну ладошку этой же рукой, выпрямляя кулачок.)
Села на ладошку кошка. (Другой рукой поцарапать по ладошке.)
Мышки сразу испугались! (Сжать ладонь в кулачок, покрутить им.)
Сразу в норки разбежались! (Спрятать кулачок в подмышку)
Занятие 3
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра Колючий ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».
3. Пальчиковая игра «Ежик»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Занятие 4
1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».
3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».
Март
Занятие 1
1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. игра «Бусы для мамы».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.
3. Пальчиковая ирга «капуста»
Цель: Развивать моторику пальцев.
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим. (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз.)
Мы морковку трем-трем. (Двигаем кулачком по другой ладони, изображая терку.)
Мы капусту солим-солим. (Двигаем пальчиками в щепотке – «солим».)
Мы капусту мнем-мнем. (Сжимаем и разжимаем кулачки и двигаем при этом руками.)
Занятие 2.
1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»
2. Игра «Солнце светит ярко-ярко»- выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
3.Пальчиковая игра«Тетери»
Как на нашем на лугу (Разводим руки в стороны, изображая простор.)
Стоит чашка творогу. (Ладони вместе – горстью.)
Прилетели две тетери, (Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)
Наклевались, улетели. (Указательный и средний палец – «клювы» – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.Затем машем кистями рук – «улетели».)
Занятие 3
1. Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила».
2. Пальчиковая игра «Пальчики – головка, крылышки – ладошка».
3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.
4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.
Занятие 4
1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.
2. массаж рук «динь-дон».
3. д. игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Апрель
Занятие 1.
1. Массаж с прищепками.
Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.
2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Игрушки».
Цель: Развивать соотношения движения рук.
«Паучок»
Паучок бежал по ветке, (Скрестить руки на уровне груди, пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот.)
А за ним бежали детки,
Хлынул дождик: ой-ё-ёй! (Прижать ладошки к лицу и покачать головой.)
Смыло паучка водой! (Помахать руками, словно стряхивая паучка и водичку.)
Занятие 2.
1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Солнце светить Ярко- ярко». (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию
3. Пальчиковая игра «Кот на печи» .
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
«Кот на печи»
Кот на печи сухари толчет, (Стучим кулачком о кулачок.)
Кошка в окошке (Показываем пальчиками «окошко».)
Полотенце шьет, (Показываем, как шьют иголкой.)
Маленькие котята (Поднимаем руки до груди, опустив кисти вниз.)
На печке сидят (Качаем головой вправо-влево.)
Да на котика глядят. (Показываем руками «очки».)
Все на котика глядят
И сухарики едят. (Щелкаем зубами.)
Занятие3
1. Массаж шишками игра: «Будем с шишкой мы играть».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
3. Пальчиковая игра «Кто приехал».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
Занятие 4
1. Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».
2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».
3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох.
4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).
Май
Занятие 1.
1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».
3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».
4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
«Заяц и ежик»
Заяц и ежик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)
Шли по дорожке по полю, по лугу.
Встретились – и испугались они! (Стукнуть кулачками.)
Быстро бежали – поди догони! (Пальчики «идут» в разные стороны.)
Занятие 2.
1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».
Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.
2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»
(собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Пальчиковая игра «Репка»
Репку мы сажали, (Роем пальчиками в ладошке лунку.)
Репку поливали. (Показываем, как льется вода из лейки.)
Вырастала репка (Показываем, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.)
Хороша и крепка! (Оставить ладони открытыми, а пальчики согнуть, как крючочки.)
Тянем-тянем! (Крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждая в свою сторону.)
Кто же нам поможет? (Прибегаем по очереди к героям сказки за помощью и тянем.)
Ух! (Расцепили пальчики.)
Вытянули репку! (Потрясли кистями рук.)
Занятие3
1. Массаж. Надевание и снимание колечка.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чуд.мешочек).
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.
3. Пальчиковая игра «Дождик,лей»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев
Занятие 4
1. Игра «Красивый одуванчик» (вставить спички в пластилиновый комочек.)
2. Пальчиковая игра «Наши алые цветы».
3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Перспективное планирование кружка(второй год обучения)
Сентябрь
Занятие 1.
Задачи:Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы. Учить последовательно одевать и раздевать куклу. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.
3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
4. Д/игра «Оденем Петю».
5. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
Занятие 2.
Задачи:Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.
2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.
3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.
4. Упражнение «Топай-хлопай».
Занятие 3.
Задачи: Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
1. Упражнение «Что тонет, что не тонет?» -выбрать из группы предметов то, что тонет.
2. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.
4. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.
5. Пальчиковая игра «Одуванчик».
6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).
7. Самомассаж косточками фруктов.
Занятие 4.
Задачи: Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.Тренировать навык ритмично наносить штрихи.Стимулирование тактильных ощущений. Развивать усидчивость, целенаправленность. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
1. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».
2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.
3. Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.
4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.
5. Заштрихуй тучку по образцу.
Октябрь
Занятие 1.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).
Занятие 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
Занятие 3.
1.Массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
3.Упражнение обведи по точкам и раскрась «Сапожки».
Занятие 4.
1.Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Штриховка «Фрукты».
Ноябрь
Занятие 1.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3.Разбери пуговицы по цвету
Занятие 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
3.«Собери бусы».
Занятие 3.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).
Занятие 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
3.Разберем счетные палочки по цвету.
Декабрь.
Занятие 1.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики».
3.Шнуровка «Пришей пуговицу».
Занятие 2.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
3.Рисуем пальчиком по манке.
Занятие 3.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Замок».
3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
Занятие 4.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика « Котик».
3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .
Январь.
Занятие 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».
3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).
Занятие 2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».
3.Шнуровка «Яблоня».
Занятие 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки ».
3.«Собери бусы».
Занятие 4.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».
Февраль.
Занятие 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3.Мягкиепазлы «Бабочка, улитка, слоник».
Занятие 2.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
Занятие 3.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
Занятие 4.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики ».
3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
Март.
Занятие 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».
Занятие 2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу ».
3.Штриховка «Цветы для мамы».
Занятие 3.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Шарик».
3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
Занятие 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки».
3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
Апрель.
Занятие 1.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
3. Составление контуров предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
Занятие 2.
1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник».
3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
Занятие 3.
1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
Май.
Занятие 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
Занятие 2.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие 3.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»
3.Стирание ластиком нарисованных предметов.
Занятие 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Замок».
3.«Самый ловкий». Доставание бусинок ложкой из стакана.
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников
Любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить поставленные задачи и добиться ощутимых положительных результатов. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с работой по программе. Для этого я выбрала формы взаимодействия, которые помогут родителям повысить уровень компетентности по данному вопросу. Используемая система работы включает в себя знакомство родителей с игровыми приёмами и материалами для развития у детей мелкой моторики и координации движений рук посредством пальчиковой гимнастики.
Первый год обучения
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» | Раскрыть значение развития мелкой моторики в раннем возрасте |
Октябрь | Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста» | Раскрыть значение развития мелкой моторики в раннем возрасте. Настраивать родителей на сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях. |
Ноябрь | Консультация «Рисуем на манке» | Учить родителей использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка. |
Декабрь | Изготовление игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.Изготовлениеварежкового и пальчикового театра. | Учить использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей. Использовать варежковыйи пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики рук детей. |
Январь | Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем» | Познакомить с методикой пальчиковых игр |
Февраль | Изготовление папки-передвижки «Что такое игры с пальчиками» | Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития |
Март-апрель | Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки» | Совместная творческая деятельность родитель-ребенок |
Май | Отчетный показ пальчикового театра по сказке «Колобок» | Показать родителям достижения детей в творческой театральной деятельности |
Второй год обучения
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Анкетирование родителей на тему «Во что играют Ваши дети?» | |
Октябрь | Мастер-класс «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» | показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях. |
Ноябрь | Мастер-класс «Чудеса из манной крупы». Выставка творческих детско-родительских работ «Чудо манка» | Учить родителей использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка. |
Декабрь | Консультация «Мир сенсорики» | Дать необходимые знания по сенсорному развитию детей младшего возраста, привлечь к активному участию в изготовлении пособий и оборудований по сенсорному развитию. |
Январь | Семинар-практикум «Пальчиковые шаги» | Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. |
Февраль | Папка- передвижка «Какие бывают игры для развития мелкой моторики. И их роль в жизни ребёнка» | Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития |
Март-апрель | Изготовление игр и атрибутов «Волшебные перчатки» | Совместная творческая деятельность родитель-воспитатель. (подбор информации по теме, сбор перчаток ) |
Май | Итоговое мероприятие «Инсценировка потешек и стишков с забавными перчатками» | Показать родителям достижения детей в творческой театральной деятельности. |
(Приложение 2)
IIIОрганизационный раздел
3.1 Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Предметно-развивающая среда в группе | |
Микроцентр «Развитие мелкой моторики рук» | - резиновые игрушки, мячики(ежи); -дидактические игры с пробками; -набор геометрических фигур. |
Микроцентр «Народная игрушка» | -пирамидки; -матрешки; -игры вкладыши; |
Микроцентр «Творческая мастерская» | 1.Бумага разного формата, разной формы, разного тона с контурными изображениями. 2.Ребристые и гладкие карандаши, пластилин, бархатная бумага 3.Наборфигурок для работы с пластилином. |
(Приложение 3)
3.2Програмно-методическое обеспечение.
Методические пособия для педагогов (учебное пособие методические рекомендации, т.д.) | Демонстрационные и раздаточные материалы (комплекты плакатов, учебно-наглядных пособий, конструкторов, кубиков и т.д.) |
1. Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» / Е. Ф. Черенкова - М. :Рипол Классик, 2010. 2. Мальцева И. В. «Пальчиковые игры для детей» От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. 3. О. С. Ермакова «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г. 4. Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»/Ткаченко Т.А.-М.:Эксимо,2010 5.Картотека «Пальчиковая гимнастика в стихах» 6.Стихи и загадки. | 1.Картотека «Пальчиковая гимнастика в стихах» 2.Стихи и загадки 3.Массажные игры 4.Фигурки пальчикового театра ; 6.Сюжетные картинки для составления рассказов; 7.Сюжетные картинки для рассказывания сказок; 8.Загадки, потешки, считалки, чистоговорки, стихи-потешки; 9.СD диски с записями песен, потешек, стихотворений на пальчиковую гимнастику. |
Литература:
1. Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» / Е. Ф. Черенкова - М. :Рипол Классик, 2010.
2. Мальцева И. В. «Пальчиковые игры для детей» От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010.
3. О. С. Ермакова «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.
4. «Озорные пальчики» – муз.занятия И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
5. Электронные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Говорящие пальчики"
Представленная программа строится на авторской концепции развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Программа адресована воспитателям ДОУ и родителям, которы...
Дополнительная образовательная программа «Весёлые пальчики»
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста «Весёлые пальчики»...
Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...
Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...
Дополнительная образовательная программа с детьми 3-5 лет по речевому развитию "Дружные пальчики"
Дополнительная образовательная программа с детьми 3-5 лет по речевому развитию "Дружные пальчики"....
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Актуальность. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных ...