ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
рабочая программа (младшая группа)
Актуальность. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовки детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 49.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской отдел образования
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида «Теремок»
«Утверждаю» Принято на заседании
Заведующий МДОБУ д/с «Теремок» педагогического совета
___________________Г.Ф.Магасумова протокол №1 от 04.09.2018г.
№150 от 04. 09. 2018г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
по развитию мелкой моторики детей 3 - 4 лет,
срок реализации – 1 год
Составила программу:
Ягафарова А.Р., воспитатель
группы «Солнышко»
2018 год
«Утверждаю»
Заведующий МДОБУ д/с «Теремок»
__________________Г.Ф.Магасумова
№150 от 04.09. 2018г.
Список детей посещающих дополнительное образование
«Волшебные пальчики»:
- Асылбаева Аиша
- Агзамов Ранэль
- Акбулатов Ильгам
- Ахтямов Динислам
- Ишмухаметова Марьям
- Казнабаева Элина
- Кужин Султанмурат
- Мурзабулатова Диана
- Мухамедьяров Роберт
- Хайбдрахманова Дина
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовки детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Содержание данной программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. В основу программы положены принципы: - научной обоснованности и практической применимости; - развивающий характер обучения, основанный на детской активности; - интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - комплексно – тематическое построение образовательного процесса; - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника. Цель: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук. Задачи: Обучающие: 1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия(тактильной, кожной чувствительности пальцев рук. 2. Формировать практические умения и навыки. 3. Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Воспитательные: 1. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим ( доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества) 2. воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность; 3. воспитывать и развивать художественный вкус. Развивающие: 1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук; 2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием; 3. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию. 4. Развивать речь детей. При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет. Дополнительное образование рассчитано на 1 занятие в неделю (26 часов в год). Занятия проводятся в группах (10 человек) по 15-20 минут. Использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий. Ожидаемые результаты. Дети должны знать: 1.Некоторые виды бумаги; 2.Свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая); 3.Несколько разных способов нанесения краски; 4.Основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная); 5.Основные правила склеивания; 6.Понятие «конструктор», «мозаика»; 7.Некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.); 8.Несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками. Должны уметь: 1.Правильно держать кисть, карандаш; 2.Пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой; 3.Работать с трафаретами; 4.Заштриховывать предметы двумя способами; 5.Застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Младшая группа (3-4 года)
№ п/п | Тема | Всего часов | Практические занятия |
1.Октябрь | Тема: Тема: «Осень» | 4 | 4 |
Овощи | 1 | 1 | |
Фрукты | 1 | 1 | |
Ягоды | 1 | 1 | |
Деревья | 1 | 1 | |
2. Ноябрь 2. Ноябрь | Тема: «Мой дом» | 4 | 4 |
«Моя семья» | 1 | 1 | |
«Мебель» | 1 | 1 | |
«Посуда» | 1 | 1 | |
«Игрушки» | 1 | 1 | |
3. Декабрь 4. Январь 5. Октябрь | Тема: «Зима» | 4 | 4 |
«Зимние забавы» | 1 | 1 | |
«Одежда». | 1 | 1 | |
« Новый год» | 1 | 1 | |
«Зимующие птицы» | 1 | 1 | |
4. Январь | Тема: «Животные» | 3 | 3 |
«Дикие животные» | 1 | 1 | |
«Домашние животные» | 1 | 1 | |
«Домашние птицы» | 1 | 1 | |
5. Февраль 7. Апрель 10.Ноябрь | Тема: « Наша Армия» | 3 | 3 |
«Транспорт» | 1 | 1 | |
« Праздник пап» | 1 | 1 | |
«Конец зимы» | 1 | 1 | |
6.Март | Тема: «Весна» | 4 | 4 |
«Мамин праздник» | 1 | 1 | |
«Весенние солнышко» | 1 | 1 | |
«Звонкая капель» | 1 | 1 | |
«Подснежник» | 1 | 1 | |
7. Апрель | Тема: «Мир вокруг нас» | 4 | 4 |
«Весенние цветы» | 1 | 1 | |
«Насекомые» | 1 | 1 | |
«Деревья» | 1 | 1 | |
«Дождь» | 1 | 1 | |
Итого: | 26 | 26 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№1. Тема: « Осень» (4час)
«Овощи» ( 1час) Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движения с речью. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитанники научатся: Дети научатся ритмично наносить штрихи.
Воспитанники получат знания: Дети смогут координировать движения и соотносить предметы со словесном обозначениям.
«Фрукты» (1 час) Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений. Учить выкладывать фигуры по контору. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Воспитанники научатся: Научатся выкладывать фигуру по контору.
Воспитанники получат знания: Дети получат знания, раскрашивания картинок не выходя за контур.
«Ягоды»(1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений. Учить выкладывать фигуры по контору. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Воспитанники научатся: Научатся выкладывать фигуру по контору.
Воспитанники получат знания: Дети получат знания, раскрашивания картинок не выходя за контур.
«Деревья» (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладоней и пальцев. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать Любознательность, интерес к природе. Воспитанники научатся: Научатся изображать простейшие предметы с помощью ладоней и пальцев. Воспитанники получат знания: По формированию умений координировать речь и движения. Будут проявлять любознательность и интерес к природе.
Тема: «Мой дом» (4часа)
«Моя семья» (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Учить катать и пластилина овальные формы. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Воспитанники научатся: Научатся лепить овальной формы предметов.
Воспитанники получат знания: Дети получать знания и умения различать всех членов семьи по возрасту. (Росту) Будут проявлять любовь и уважение к своей семье.
«Мебель» (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Упражнять в умение создавать изображение с помощью счетных палочек. Развивать чувства формы. Воспитывать любовь, бережное отношение к мебели. Воспитанники научатся: Научатся создавать изображение с помощью счетных палочек.
Воспитанники получат знания: Дети получать знания об изготовления мебели и о бережном отношение к мебели.
«Посуда» (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Учить соотносить предметы со словесном обозначении. Стимулировать тактильные ощущения. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. Воспитывать бережное отношение к посуде. Воспитанники научатся: Научатся бережно относиться к посуде. Воспитанники получат знания: Дети получать знания об изготовления посуды и бережное отношение к посуде. Роль посуды в жизни человека.
«Игрушки» (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Продолжать учить изображать предметы с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линей. Стимулировать тактильные ощущения. Закрепить у детей умение работать с песком. Воспитанники научатся: Научатся аккуратно обращаться с песком, соблюдать технику безопасности. Воспитанники получат знания: Изображать предметы с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линей. Бережное обращения с игрушками.
Тема: «Зима» (4часа)
«Зимние забавы» (1час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Формировать умение договаривать слова и словосочетания. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. Упражнять в умение выкладывать изображение с помощью счетных палочек. Воспитанники научатся: Научатся работать с пластилином способом размазывания на листе. Воспитанники получат знания: Дети научаться выкладывать изображение с помощью счетных палочек и будут уметь договаривать слова и словосочетания.
«Одежда» (1час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Формировать умение договаривать слова и словосочетания. Учить создавать узор из кругов, штрихов. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать желание помогать маме. Воспитанники научатся: Научатся создавать узор из кругов, штрихов. Воспитанники получат знания: О бережном обращение с одеждой.
«Новый год» (1час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Формировать умение договаривать слова и словосочетания. Закрепить умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые, горизонтальные линии. Учить работать с пластилином способом размазывания на листе. Развивать умение сматывать клубочек. Воспитанники научатся: Научатся работать с пластилином способом размазывания на листе. Воспитанники получат знания: Дети научаться выкладывать изображение с помощью счетных палочек и будут уметь договаривать слова и словосочетания.
«Зимующие птицы» (1час)
Основные вопросы: Развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Закреплять умение ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. Продолжать учить координировать движения с речью. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. Воспитанники научатся: Ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. Воспитанники получат знания: О бережном обращение к птицам, желание заботиться о них.
Тема: «Животные» (4часа)
«Дикие животные» (1 час)
Основные вопросы: Развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук, координацию движений и речи, работать над согласованием рук и ног. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. Учить отрывать и мелко рвать листы бумаги. Воспитанники научатся: Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. Воспитанники получат знания: координировать речь с движениями, работать над согласованием рук и ног.
«Домашние животные» (1час)
Основные вопросы: Развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук. Обучать ритмичному нанесению штрихов. Учить детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитанники научатся: Учить детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости. Воспитанники получат знания: О животных и их бережном отношении.
«Домашние птицы» (1 час)
Основные вопросы: Развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. Учить детей рисовать волнистые линии. Стимулировать тактильные ощущения. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться. Воспитанники научатся: Из предложенных геометрических фигур выкладывать птиц по образцу в горизонтальной плоскости, рисовать волнистые линии. Воспитанники получат знания: получат знания о домашних птицах и как создавать изображения с помощью геометрических фигур. Воспитывать любовь к птицам желание заботится о них.
Тема: « Наша Армия» (4часа)
«Транспорт»(1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Формировать умение договаривать слова и словосочетания. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые и горизонтальные линии. Учить работать с бумагой – разглаживать скомканную бумагу. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Воспитанники научатся: Научатся работать с бумагой – разглаживать скомканную бумагу, ритмично наносить точки и рисовать круги. Воспитанники получат знания: О транспорте и его назначение для жизни людей.
«Праздник пап»(1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Триеровать умение создавать узор по образцу. Стимулировать тактильные ощущения. Развивать чувства формы, цвета и композиции. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать. Воспитанники научатся: Научатся создавать узор по образцу. Воспитанники получат знания: О чувстве формы, цвета и композиции, и как бережно относиться к родителям.
«Конец зимы»(1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи и стимулирование тактильных ощущений. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. Воспитанники научатся: Рисовать круги разного размера. Воспитанники получат знания: Дети научатся играть вместе, будут проявлять дружеские отношения между сверстниками.
Тема: «Весна» (4 часа)
«Мамин праздник» (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Триеровать умение создавать узор по образцу. Учить детей нанизывать бусинки на ленту. Стимулировать тактильные ощущения. Развивать чувства формы, цвета и композиции. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать Воспитанники научатся: Рисовать круги разного размера и нанизывать бусинки на ленту. Воспитанники получат знания: О чувстве формы, цвета и композиции, и как бережно относиться к родителям.
«Весенние солнышко» (1час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Стимулировать тактильные ощущения. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. Развивать чувства формы, цвета, композиции. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. Воспитанники научатся: Завязывать узелки и бантики на ленточках. Воспитанники получат знания: О природе, научатся любить природу и бережно к ней относиться.
«Звонкая капель» (1час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи и стимулирование тактильных ощущений. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. Воспитывать любознательность, самостоятельность. Воспитанники научатся: Рисовать круги разного размера, работать с бумагой в технике оригами. Воспитанники получат знания: О весенней капели, и о сезонных изменениях в природе.
«Подснежник » (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Стимулировать тактильные ощущения. Познакомить детей с первым весенним цветком. Закрепить умение делать из пластилина и бумаги. Развивать чувства формы и цвета. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. Воспитанники научатся: делать из пластилина и бумаги подснежники. Воспитанники получат знания: О природе, научатся любить природу и бережно к ней относиться.
Тема: Мир вокруг нас» (4часа)
«Весенние цветы» (1час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Стимулировать тактильные ощущения. Познакомить детей с весенними цветками. Закрепить умение делать из пластилина и бумаги. Развивать чувства формы и цвета. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. Воспитанники научатся: делать из пластилина и бумаги цветы. Воспитанники получат знания: О природе, научатся любить природу и бережно к ней относиться.
«Насекомые» (1 час)
Основные вопросы: Развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук. Соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулировать тактильные ощущения. Упражнять в умение шнуровать, продевать шнурок в отверстие. Развивать умение завязывать узелки. Воспитывать чувства коллективизма, желание играть друг с другом. Учить рисовать вертикальные линии. Воспитанники научатся: Шнуровать и завязывать узелки. Воспитанники получат знания: Получат знания о разнообразии насекомых и их роль в природе.
«Деревья» (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладоней и пальцев. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать Любознательность, интерес к природе. Воспитанники научатся: Научатся изображать простейшие предметы с помощью ладоней и пальцев. Воспитанники получат знания: По формированию умений координировать речь и движения. Будут проявлять любознательность и интерес к природе.
«Дождь» (1 час)
Основные вопросы: Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и речи. Соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулировать тактильные ощущения. Тренировать навык ритмично наносить штрихи. Воспитывать усидчивость, целенаправленность. Воспитывать желание доводить дело до конца. Воспитанники научатся: Ритмично наносить штрихи. Воспитанники получат знания: Получат знания сезонных явлениях природы.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организационно - методическая деятельность по реализации программы: - Систематический анализ развития мелкой моторики детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции. - Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей. - Создание условий для программой деятельности. Объекты программы: Дети 3-4 лет. Семьи детей посещающих детский сад. Методы: Игровой метод (дидактические игры). Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов). Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент. Формы организации деятельности: - подгрупповая; - индивидуальная. Принципы комплектования программы и организации работы: Учет интересов и способностей детей. Желание родителей. Добровольное участие. Учет психофизических особенностей детей. Отличительные особенности работы данного дополнительного образования: «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребѐнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений. включает в себя следующие разделы: Пальчиковый игротренинг: Массаж кистей рук Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ручная умелость: Рисование пластилином Конструирование Аппликация Развитие графических навыков: Рисование по трафаретам Штриховка Дорисовка Игры и действия с мелкими предметами - работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики); - работа со шнурками; - моделирование (счетные палочки, спички, трубочки); - лепка, изготовление поделок из различных материалов. В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Регулярное также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В разделе «Ручная умелость» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, знакомятся с техникой рисования пластилином, со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии, с различными видами аппликации. Выполнение детьми заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление, воображение. В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учиться правильно, держать карандаш. В разделе « Игры и действия с мелкими предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца. В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление. В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала стать. Результатом работы по данной программе должно стать: 1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту; 2.Овладение разными видами ручной умелости; 3.Овладение приемами работы с разными инструментами; 4.Овладение нормами этики поведения.
Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» использованы следующие формы работы: - массаж пальцев кистей рук; - пальчиковая гимнастика; - игры с предметами; - упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук; - лепка из пластилина; - нетрадиционные способы рисования; - развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС ДО и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с..
2. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.
3. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.- 217с.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.
5. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2005
6.Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008
7.РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004
8. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
10. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век. 2010. – 249 с.
11.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособия для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007. – 47с.
12. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.
Учебно-методическая литература:
Интернет – ресурсы:
1.Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Чудесная страна : [детский сайт для родителей] – Режим доступа:http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm (10.04.2013).
2.Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Мама в сети: чтобы знать больше о малышах: [сайт] – Режим доступа: http://maminsite.ru/early.files/early8.html (10.04.2013).
3.Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Солнышко: [сайт] / Т. Евтюкова. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html (10.04.2013).
4.Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Умные детки: сайт для заботливых пап и мам: [сайт] - Режим доступа: http://www.umnyedetki.ru/palchik_igry.html (10.04.2013).
5.Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Маленький человечек: [сайт] - Режим доступа: http://littlhuman.ru/522/ (10.04.2013).
6.Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев до 2 лет [Электронный ресурс] // Карапузики: [сайт] – Режим доступа: http://www.karapuziki.kz/palchikovye_igry/palchikovye_igry_02.html(10.04.2013).
7.Пальчиковые игры с потешками[Электронный ресурс] // Все для детей: [сайт] – Режим доступа: http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki18.php (10.04.2013).
8.Пальчиковые игры для детей [Электронный ресурс] // Жирафик.ру: [сайт] – Режим доступа: http://www.zhirafik.ru/palchikovye-igry(10.04.2013).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная образовательная программа "Говорящие пальчики"
Представленная программа строится на авторской концепции развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Программа адресована воспитателям ДОУ и родителям, которы...
Дополнительная образовательная программа «Весёлые пальчики»
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста «Весёлые пальчики»...
Дополнительная образовательная программа "Дружные пальчики"
Дополнительная образовательная программа "Дружные пальчики"...
Дополнительная образовательная программа "Ловкие пальчики"
Направленность образовательной программы. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность образовательной программы. Цели и задачи.Направленность дополнительной общеобразовательной програ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст детей – 2-3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Дружные пальчики»Возраст детей – 2-3...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»...