Дополнительная образовательная программа «Весёлые пальчики»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста «Весёлые пальчики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Берёзка»
Дополнительная образовательная
программа кружка
по развитию мелкой моторики
рук детей раннего возраста
«Весёлые пальчики»
Возраст детей: 2 -3 года
срок реализации программы - 1 год
разработчик программы:
воспитатель
Чугунова Татьяна Викторовна
Городской округ г. Бор
2015г.
Содержание
Пояснительная записка | стр. 3 |
Календарно-тематическое планирование | стр. 7 |
Список литературы | стр. 11 |
Пояснительная записка
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию»
В.М. Бехтерев
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
Основная форма организации: кружок, 8-10 детей , продолжительность 10 минут.
Работа кружка «Весёлые пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Цели и задачи программы
Цель данной рабочей программы – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики:
возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Принципы реализации программы:
- принцип доступности
– обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
Ожидаемые результаты
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- лепка из пластилина;
- нетрадиционные способы рисования;
- развивающие игры: мозаика, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Содержание образовательной деятельности | Цели | Сроки |
1.Массаж пальчиков массажным мячиком. 2. Дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» | Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, координацию движений рук. | Октябрь 1-я неделя |
1. Пальчиковая игра «Коза рогатая»; 3. Игра «Рисуем на песке» | Активизировать движение пальцев рук, развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук. | Октябрь 2-я неделя |
1. Массаж пальчиков грецкими орехами 2. Дидактическая игра «Цветные вкладыши» | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Формировать умение вкладывать одну форму в другую. | Октябрь 3-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладушки» 2. Игра «Рисуем пальчиком по манке» | Активизировать движение пальцев рук, обогащать словарный запас. Развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук. | Октябрь 4-я неделя |
1. Массаж пальчиков карандашами. 3. Лепка «Покормим курочек» | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Формировать умение отщипывать кусочки пластилина. | Ноябрь 1-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока»; 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь Формировать умение детей сгибать пальчики поочередно. | Ноябрь 2-я неделя |
1.Массаж пальчиков массажным мячиком; 2. Рисование на песке | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Активизировать движение пальцев рук. Развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук. | Ноябрь 3-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; 2. Дидактическая игра «Разберем счетные палочки по цвету» | Формировать умение детей сгибать пальчики поочередно. Активизировать движение пальцев рук, знакомить с цветом. | Ноябрь 4-я неделя |
1. Массаж «Сильные пальчики»; 2. Игра «Нанизываем бусы» | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Активизировать формировать умение нанизывать предметы на тесьму | Декабрь 1-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»; 2. Забивание втулок молоточком | Развивать мелкую моторику рук, гибкость, подвижность пальцев. Развивать умение целенаправленно управлять движениями рук. | Декабрь 2-я неделя |
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (с фасолью) 2. Лепка «Наряжаем ёлку» | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Развивать умение отщипывать кусочки пластилина, прикреплять их к фону. | Декабрь 3-я неделя |
1 Пальчиковая гимнастика «Капуста»; 2. Игры со шнуровками «Ёлочка», «Сапожок» | Развивать мелкую моторику рук, гибкость, подвижность пальцев. Развивать умение целенаправленно управлять движениями пальцев. | Декабрь 4-я неделя |
1. Массаж пальчиков «Катаем карандашики»; 2. Игры с тактильными дощечками | Развивать тактильно-двигательные ощущения, тактильную чувствительность пальцев. | Январь 1-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»; 2. Рисование пальчиками «Снег идет» | Развитие мелкой моторики пальцев рук, формировать умение детей выполнять имитирующие движения. Формировать умение рисовать красками при помощи пальцев. | Январь 2-я неделя |
1. Массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; 3. Игра «Пересыпаем крупу» | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Развивать навык ручной умелости при пользовании черпачком. | Январь 3-я неделя |
1. Массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); 2. Игра с пальчиковым театром «Колобок» | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Развивать интерес к драматизации. | Февраль 1-я неделя |
1.Пальчиковая гимнастика «Домик»; 2. Дидактическая игра «Разбери пуговицы» | Активизировать движения пальцев рук, координацию движений. Развивать усидчивость, продолжать знакомить с цветом. | Февраль 2-я неделя |
1. Массаж пальчиков массажным мячиком. 2. Игра «Намотай нитки на катушку и смотай ее в клубок» | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Развивать точность движений, внимания и контроля собственных действий. | Февраль 3-я неделя |
1.Пальчиковая гимнастика «Замок»; 2. Игры с застежками | Развивать координацию пальцев рук. Развивать умение целенаправленно управлять движениями пальцев рук при застегивании и расстегивании молнии. Помочь приобрести навыки самообслуживания. | Февраль 4-я неделя |
1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); 2. Рисуем пальчиками «Мимоза для мамы» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук. Формировать умение рисовать красками при помощи пальцев. | Март 1-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра 2. Игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками) | Способствовать развитию тонко координированных движений рук. Развивать умение целенаправленно управлять движениями пальцев рук. | Март 2-я неделя |
1. Массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); 2. Аппликация из рваной бумаги «Тучки» | Развивать мелкую моторику пальцев рук и творческие способности детей через нетрадиционные методы аппликации. | Март 3-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»; 2. Игра «Подбери крышку» | Развивать координацию пальцев рук, внимание, усидчивость. Формировать умение подбирать крышки по размеру и закручивать их. | Март 4-я неделя |
1. Массаж пальчиков грецкими орехами; 2. Дидактическая игра «Геометрическая мозайка» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев. Развивать координацию пальцев рук. Развивать усидчивость, продолжать знакомить с цветом. | Апрель 1-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «На блины»; 2. Игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету» | Развивать координацию пальцев рук. Развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук. | Апрель 2-я неделя |
1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); 2.Игра «Капельки» | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления. | Апрель 3-я неделя |
1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»; 2. Игры с застежками | Развивать координацию пальцев рук. Развивать умение целенаправленно управлять движениями пальцев рук при застегивании и расстегивании пуговиц. Помочь приобрести навыки самообслуживания. | Апрель 4-я неделя |
. Список литературы
- Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3. – М., 2013
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М., 2014
- Погудкина И. С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста – СПб., 2013
- Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М., 2013
- Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / И. В. Тышкевич. – Минск, 2010
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М., 2009
Сроки | Содержание образовательной деятельности | Цели |
6.10.2015 | 1.Массаж пальчиков массажным мячиком. Материал: массажные мячики. Предложить детям поиграть с «мячиками-ёжиками», покатать их в ладонях, погладить пальчиками «колючки» 2. Дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» Материал: лабиринт. Предложить детям помочь животным добраться до своего домика, проводя пальчиками по дорожкам. | Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, координацию движений рук. |
13.10.2015 | 1. Пальчиковая игра «Коза рогатая»; Идет коза рогатая, Указательным и средним Идет коза бодатая, пальцами изображаем рожки Ножками топ-топ, Хлопаем в ладоши Глазками хлоп-хлоп: Сгибаем и разгибаем пальцы «Кто каши не ест, Кто молоко не пьёт Того забодаю, забодаю…» «Бодаем» друг друга 2. Игра «Рисуем на песке» Материал: баночки с песком Предложить детям поставить на песке отпечатки ладошек, кулачков, нарисовать узоры пальчиками. | Активизировать движение пальцев рук, развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук. |
20.10.2015 | 1. Массаж пальчиков грецкими орехами Материал: грецкие орехи Предложить детям покатать орехи в ладошках, на столе. 2. Дидактическая игра «Цветные вкладыши» Материал: объемные вкладыши. Предложить детям спрятать маленький вкладыш в большой. | Развивать тактильно-двигательные ощущения. Формировать умение вкладывать одну форму в другую. |
- Пальчиковая игра «Коза рогатая»;
Цель: Активизировать движение пальцев рук,
. Игра «Рисуем на песке»
Цель: развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук.
и
- Массаж пальчиков грецкими орехами
Цель: Развивать тактильно-двигательные ощущения.
2. Дидактическая игра «Цветные вкладыши»
Цель: Формировать умение вкладывать одну форму в другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Говорящие пальчики"
Представленная программа строится на авторской концепции развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Программа адресована воспитателям ДОУ и родителям, которы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Актуальность. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных ...
Дополнительная образовательная программа "Дружные пальчики"
Дополнительная образовательная программа "Дружные пальчики"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые пальчики"
Программа «Весёлые пальчики» предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения. Программа знакомит дошкольников с новыми увлекательными видами рукоделия....
Дополнительная образовательная программа "Ловкие пальчики"
Направленность образовательной программы. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность образовательной программы. Цели и задачи.Направленность дополнительной общеобразовательной програ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст детей – 2-3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Дружные пальчики»Возраст детей – 2-3...
Презентация "Дополнительная образовательная программа«Говорящие пальчики»для детей 3-5 лет"
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...