«В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотаблиц"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие проводила в рамках педсовета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотаблиц
Цель:
создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные:
учить подбору однородных определений к словам, составлять пересказ о зиме с опорой на мнемотаблицу, а также используя полученные знания, представления; рассказывать связно, используя в описании образные выражения. Активизировать употребление однокоренных имен существительных, прилагательных. Составлять предложения, опираясь на схемы- картинки.
Развивающие:
совершенствовать процессы памяти, внимания, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественному слову.
Оборудование:
презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблицу.
Предварительная работа:
наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)
Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)
Здравствуйте, взрослые! (Здравствуйте).
Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся)
- Мне сегодня приснился удивительный сон, но многое в нем было непонятно и запутанно. Я вас сейчас расскажу, возможно, вместе мы сможем его разгадать.
Представьте волшебницу, красавицу, королеву в белой прекрасной одежде со снежными длинными волосами. Шла она, укрывая все кругом белым ковром, укутала снегом кусты, дома, деревья. Иногда как задует ветер, как завьюжит метель, оставляя огромные сугробы! Озера, реки сковала крепким льдом. Кто же эта волшебница, королева и красавица?
Дети: Зима
- Какое сейчас время года? (зима).
Благодарю, что разгадать помогли мой сон.
- Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме. А как называются зимние месяцы?
(Дети: Декабрь, январь, февраль.)
- Какие изменения происходят в природе зимой?
(Дети: Выпадает снег, стоят дни студеные, морозные, дни стали короткими, ночи длинными, покрываются льдом реки, озера, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, санках, лыжах).
-Как же спасаются от холода дикие животные?
(Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами орехов, грибов, ягод. Ежи, медведи впадают в спячку).
-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли мы как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).
-Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы.
СЛАЙДЫ 1 и 2
Дети читают стихотворения о зиме
1. Какой пушистый, чистый снег!
Кусты одеты в белый мех. Ларианна
Они стоят несмелые,
Как медвежата белые.
2. Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят. Темиркан
Осины. дубы и березы
Под снегом пушистым стоят.
-Все сказали верно. Но зима также веселая и радостная. Сколько замечательных сюрпризов, праздников приносит с собой она. Скажите, вы в снежки любите играть, а любоваться, как в небе порхает снег?
(Дети: Да)
-Давайте сделаем так, чтобы сейчас у нас пошел снег.
СЛАЙД 3
Как называется такое природное явление?
(Снегопад).
Вам я буду задавать вопросы, а с каждым верным ответом на экране будет появляться снежинка.
Все отгаданные слова должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас сделать снегопад.
Как на город, на лужок выпал беленький. (снежок)
Все бегут наперегонки и спешат играть в. (снежки)
Будто в белый пуховик приоделся. (снеговик)
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка. (Снегурка)
А на ветки, посмотри, прилетели. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает. (снег).
- Замечательно, правильно назвали слова и замечательный получился снегопад. Поиграем с ним.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальцы по одному)
Детки вышли в сад гулять ("Идут" пальчики)
Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)
Птичек крошками кормили (Крошащие движения)
С горки весело катались (Указательным пальцем одной руки ведем по другой ладони)
И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони сначала одной, потом другой стороной)
В детский сад потом пришли (Ладони отряхивают)
Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки убираем под щеку)
- Знаете, ребята, ведь и зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду дышать полезно свежим, морозным воздухом. Предлагаю совершить прогулку в зимний лес. Согласны? Отгадав загадку, вы узнаете, на чем туда поедем.
Бегут по дорожке доски да ножки (Лыжи)
-Вот и в лес мы пришли.
СЛАЙД 4.
Поглядите кругом, как в лесу таинственно и сказочно красиво. Лес зимой тоже живой. Природа застыла в великолепие, а волшебница зима поет ей песню. Вы когда-нибудь слышали песню зимы? Закройте сейчас глаза, прислушайтесь к зимним лесным звукам, а когда закончится мелодия, расскажите, какие представили или вообразили себе картины.
МЕЛОДИЯ, ПРОСЛУШИВАНИЕ.
Обмениваются впечатлениями.
Давайте еще отдохнем
Давай, дружок, смелей, дружок, (Идут по кругу, изображая, будто катят)
Кати по снегу свой снежок. (Перед собой снежный ком.)
Он превратится в снежный ком, (Рисуют руками большой круг.)
И станет ком снеговиком. (Рисуют снеговика из трех комков.)
Его улыбка так светла! (Широко улыбаются.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, голова, нос, метла.)
Но солнце припечет слегка – (Медленно приседают).
Увы – и нет снеговика. (Разводят руками, пожимают плечами.)
-Ребята, заслушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. А составим его с помощью схем - картинок. Внимательно послушайте рассказ, который сейчас прочитаю, постарайтесь его запомнить.
«Пришла к нам в гости зима. Покрыла она белым покрывалом всю землю. Дуют ветра. Идёт снег. Трещат морозы. Зима не с пустыми руками пришла, она принесла много подарков: снегопады, метели, льды, сугробы. Эти подарки нужны для того, чтобы люди могли кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки. Люди очень любят зиму».
- Кто пришел к людям в гости? - Чем зима покрыла землю? -Что происходит в природе зимой? - Какие подарки зима принесла?- Для чего нужны эти подарки людям?- В какие зимние забавы играем зимой?
Предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Составление рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу
- Прекрасно! Зиме не удалось запутать нас. И она отправила вам подарки, а какие - узнаете, отгадав загадки.
Отгадки выводятся на экран
Что за странный человек Пробрался к нам во двор теперь?
Морковкой нос, в руке метла, Боится сильно он тепла? (Снеговик)
*** СЛАЙД 5:
Он слетает белой стаей и блестит весь на лету, Он звездой холодной тает на ладонях и во рту. (Снег)
*** СЛАЙД 6
С неба падают зимою Всё кружатся над землёй, Лёгкие пушинки, белые …. (Снежинки).
*** СЛАЙД 7
Тяжело в них ходить по асфальту летом, Но легко по льду скользить в них зимой при этом. (Коньки).
*** СЛАЙД 8
Носится, свищет, мечется, рыщет, Где пробежит, листик дрожит,
Где пронесется, дерево гнется. (Ветер).
СЛАЙД 9
Воспитатель.
Ребята вы любите зиму? Давайте мои зимние слова вы будете превращать в ласковые.
Снег – снежок
Снеговик – снеговичек
Лед – льдинка
Мороз – морозец
Метель – метелица
Зима – зимушка
Холод – холодок
Санки – саночки
Шарф – шарфик
Подарок – подарочек
Сосулька – сосулечка
Елка – елочка
Ну вот нам пора отправляться домой из зимнего леса
Звучит музыка СЛАЙД 10
Итог занятия.
-Понравилась ли вам сегодняшняя прогулка? Хотелось бы вернуться еще в зимний лес? Мы в него обязательно придем, чтобы к природе стать ближе, лучше ее понять и узнать. Зима в награду не раз одарит многочисленными подарками и будет рада видеть и приветствовать всех в своих владениях. Она приготовила для вас угощенья.
Раздача подарков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима"(с использованием мнемотаблицы)...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц). Цель: создание условия для развития речи детей пос...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к нам пришла зима"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гости к нам пришла зима"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием инновационных технологий «В гости к нам пришла Зима»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием инновационных технологий «В гости к нам пришла Зима»Цель: развитие ...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе Тема: «В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблиц)
Цель: Развитие связной речи через обучению рассказыванию при помощи мнемотаблиц. Задачи:Образовательные: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощь...
Занятие по развитию речи «В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотехники.
Цель:- Продолжать развивать связную монологическую речь через составление описательных рассказов о зиме.Программные задачи:Образовательные:- продолжать учить детей составлять описательный рассказ о зи...