Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе Тема: «В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблиц)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Развитие связной речи через обучению рассказыванию при помощи мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.
Развивающие: совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.
Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблицу.
Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.
Ход занятия:
На фоне СЛАЙДА 1
1. Организационный момент
- Становитесь, дети в круг.
- Посмотрите, какой у меня в руках снежок. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова: «Ты катись снежок, по рукам, по пукам! У кого снежок останется, улыбнется всем друзьям!»
- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу, а вы помогите разгадать сон.
Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима)
- Какое сейчас время года? (зима). Спасибо, что помогли разгадать мой сон.
- Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме. А как называются зимние месяцы? (Дети: Декабрь, январь, февраль.)
- Какие изменения происходят в природе зимой? (Дети: Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).
-Как же спасаются от холода дикие животные? (Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку).
-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).
-Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы. СЛАЙДЫ 2,3
-Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).
-Все сказали верно. Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да)
-Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Как называется такое явление? (Снегопад). Буду задавать вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад. СЛАЙД 4
Как на город и лужок выпал беленький...(снежок)
Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка)
А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег).
- Отлично, назвали правильно слова и получился замечательный снегопад. Предлагаю с ним поиграть.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)
Вышли в сад мы погулять ("Идут" пальчиками)
Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)
Птичек крошками кормили (Крошащие движения)
С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони)
И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной)
В детский сад потом пришли (Отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
-Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Предлагаю совершить прогулку в зимний лес. Согласны? А отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы туда доберемся.
Бегут по дорожке доски да ножки (Лыжи)
Физминутка
-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений),
И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения)
Палка -вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись (поднятие рук)
Раз, два. Поворот (повороты) Вправо, влево, наклон вперед (наклоны)
Раз- присели. руки вперед (сели) Спинка прямая, дружно встаем.
Раз, два, раз, два, шагает наша детвора.
-Вот и в лес мы попали. СЛАЙД 5.
Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимний лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепие, а зимушка поет ей песню. Закройте глаза, прислушайтесь к лесным зимним звукам, а как мелодия закончится, расскажите, какие картины себе представили.
МЕЛОДИЯ, ПРОСЛУШИВАНИЕ.( 1мин.13сек.)
Обмен впечатлениями.
-Ребята, послушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. Мы его составим с помощью картинок. Внимательно послушайте рассказ, который предлагаю вашему вниманию.
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить из снега снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие прочитанного:
- Кто пришел к нам в гости?
- Чем зима накрыла землю?
- Что происходит зимой?
- Какие подарки принесла зима?
- Для чего людям нужны эти подарки?
- В какие зимние забавы можно играть зимой?
Повторное чтение текста воспитателем. Затем предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
-Рассказ должен быть полным и интересным.
- Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например: К нам пришла зима.
- Затем идет основная часть. О чем говориться, что изображено.
- И конец рассказа. Например: Я люблю зиму!
Работа детей в группах. Составьте рассказ о зиме, используя мнемотаблицу СЛАЙД 6:
- Замечательно! Не удалось зиме запутать нас. И она отправила вам подарки, а какие- вы узнаете, отгадав загадки...Отгадки выводятся на СЛАЙД 7
Что за странный человек,
Пробрался к нам во двор теперь?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
С неба падают зимою
И кружатся над землёй,
Лёгкие пушинки, белые ….. (Снежинки).
Тяжело нам в них ходить по асфальту летом,
Но легко по льду скользить нам зимой при этом. (Коньки).
Носится, свищет, мечется, рыщет,
Где пробежит, листик дрожит,
Где пронесется, дерево гнется. (Ветер).
Итог занятия.
- О каком времени года мы сегодня с вами говорили?
- С помощью чего нам легко удалось составить рассказ?
- Помогли ли вам схемы во время запоминания?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Колокольчик»
Конспект
непрерывно образовательной деятельности
по реализации образовательной области «Развитие речи»
в подготовительной группе
общеразвивающей направленности
Тема: «В гости к нам пришла зима»
(с использованием мнемотаблиц)
Подготовила:
Воспитатель: Антонова О.А.
ст. Тбилисская 2020 г.
Цель: Развитие связной речи через обучению рассказыванию при помощи мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.
Развивающие: совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.
Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблицу.
Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.
Ход занятия:
На фоне СЛАЙДА 1
1. Организационный момент
- Становитесь, дети в круг.
- Посмотрите, какой у меня в руках снежок. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова: «Ты катись снежок, по рукам, по пукам! У кого снежок останется, улыбнется всем друзьям!»
- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу, а вы помогите разгадать сон.
Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима)
- Какое сейчас время года? (зима). Спасибо, что помогли разгадать мой сон.
- Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме. А как называются зимние месяцы? (Дети: Декабрь, январь, февраль.)
- Какие изменения происходят в природе зимой? (Дети: Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).
-Как же спасаются от холода дикие животные? (Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку).
-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).
-Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы. СЛАЙДЫ 2,3
-Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).
-Все сказали верно. Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да)
-Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Как называется такое явление? (Снегопад). Буду задавать вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад. СЛАЙД 4
Как на город и лужок выпал беленький...(снежок)
Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка)
А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег).
- Отлично, назвали правильно слова и получился замечательный снегопад. Предлагаю с ним поиграть.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)
Вышли в сад мы погулять ("Идут" пальчиками)
Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)
Птичек крошками кормили (Крошащие движения)
С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони)
И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной)
В детский сад потом пришли (Отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
-Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Предлагаю совершить прогулку в зимний лес. Согласны? А отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы туда доберемся.
Бегут по дорожке доски да ножки (Лыжи)
Физминутка
-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений),
И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения)
Палка -вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись (поднятие рук)
Раз, два. Поворот (повороты) Вправо, влево, наклон вперед (наклоны)
Раз- присели. руки вперед (сели) Спинка прямая, дружно встаем.
Раз, два, раз, два, шагает наша детвора.
-Вот и в лес мы попали. СЛАЙД 5.
Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимний лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепие, а зимушка поет ей песню. Закройте глаза, прислушайтесь к лесным зимним звукам, а как мелодия закончится, расскажите, какие картины себе представили.
МЕЛОДИЯ, ПРОСЛУШИВАНИЕ.( 1мин.13сек.)
Обмен впечатлениями.
-Ребята, послушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. Мы его составим с помощью картинок. Внимательно послушайте рассказ, который предлагаю вашему вниманию.
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить из снега снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие прочитанного:
- Кто пришел к нам в гости?
- Чем зима накрыла землю?
- Что происходит зимой?
- Какие подарки принесла зима?
- Для чего людям нужны эти подарки?
- В какие зимние забавы можно играть зимой?
Повторное чтение текста воспитателем. Затем предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
-Рассказ должен быть полным и интересным.
- Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например: К нам пришла зима.
- Затем идет основная часть. О чем говориться, что изображено.
- И конец рассказа. Например: Я люблю зиму!
Работа детей в группах. Составьте рассказ о зиме, используя мнемотаблицу СЛАЙД 6:
- Замечательно! Не удалось зиме запутать нас. И она отправила вам подарки, а какие- вы узнаете, отгадав загадки...Отгадки выводятся на СЛАЙД 7
Что за странный человек,
Пробрался к нам во двор теперь?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
С неба падают зимою
И кружатся над землёй,
Лёгкие пушинки, белые ….. (Снежинки).
Тяжело нам в них ходить по асфальту летом,
Но легко по льду скользить нам зимой при этом. (Коньки).
Носится, свищет, мечется, рыщет,
Где пробежит, листик дрожит,
Где пронесется, дерево гнется. (Ветер).
Итог занятия.
- О каком времени года мы сегодня с вами говорили?
- С помощью чего нам легко удалось составить рассказ?
- Помогли ли вам схемы во время запоминания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по реализации образовательной области "Развитие речи"
«Сундучок сказок»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима"(с использованием мнемотаблицы)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области развитие речи «Ранняя весна» для детей среднего дошкольного возраста ( с использованием технологии развивающего обучения)
Конспект НОД по развитию речи поможет в совершенствовании грамматического строя речи детей, развитию творческого воображения, обогащению словарного запаса по теме "Ранняя весна"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла Зима"
Конспект занятия по теме самообразования "Развитие связной речи детей старшго дошкольного возраста средствами мнемотехники"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к нам пришла зима"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гости к нам пришла зима"...
"В гостях у старичка Лесовичка" (конспект по реализации образовательной области "Развитие речи")
Создать условия для развития речи, через умение составлять описательные рассказы по картинке....
«В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотаблиц"
Занятие проводила в рамках педсовета....