Занятие по развитию речи «В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:

- Продолжать развивать связную монологическую речь через составление описательных рассказов о зиме.

Программные задачи:

Образовательные:

- продолжать учить детей составлять описательный рассказ о зиме с опорой на мнемотаблицу;

- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

– формировать навыки логичного, полного, связного и непрерывного высказывания;

- расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».

Развиваюшие:

- развивать длительный плавный выдох, силу голоса;

- развивать артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память и внимание, воображение.

Воспитательные:

– Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотехники в подготовительной группе

Цель:

- Продолжать развивать связную монологическую речь через составление описательных рассказов о зиме.

Программные задачи:

коррекционно-образовательные:

- продолжать учить детей составлять описательный рассказ о зиме с опорой на мнемотаблицу;

- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

– формировать навыки логичного, полного, связного и непрерывного высказывания;

- расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».

коррекционно-развиваюшие:

- развивать длительный плавный выдох, силу голоса;

- развивать артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память и внимание, воображение.

коррекционно-воспитательные:

– Воспитывать бережное отношение к природе.

Техническое обеспечение занятия:

мультимедиа-проектор, ноутбук, звуковые колонки.

Оборудование:

3 мнемотаблицы о зиме, мнемодорожка с загадкой, мнемотаблицы с пословицами, белые кружочки из бумаги, магнитики желтого, красного и синего цвета, мяч, видео с картинами зимней природы.

Предварительная работа:

1.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о природе и её изменениях в разное время года;

3.Составление рассказов по образцу и с опорой на мнемотаблицы;

5.Работа с мнемотаблицами по теме «Зима»;

6.Работа с мнемодорожками по загадкам и пословицам по теме «Зима»;

7.Беседы с детьми о природе, о зимних приметах.


Ход занятия

1. Оргмомент:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный день.

Нам сегодня утром рано

Электронное пришло письмо,

Очень странное оно:

Вместо марок три снежинки,

А конверт из целой льдинки…

Воспитатель: Интересно, от кого же это письмо? (предположения детей)

А почему вы так думаете? Ребята, да здесь загадка. Правильно отгадать загадку можно с помощью мнемотаблицы.

Отгадывание загадки с помощью мнемотаблицы.

Загадка

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром!

Воспитатель: О какой царице говорится в этой загадке? (о зиме).- Дети, что это за тройка скакунов, на которых мчится Царица-ЗимаТройка белых скакунов - это действительно зимние месяцы: декабрь, январь и февраль. А зима - это царица, сидящая в тройке и посыпающая все снегом - белым серебром.   

- Ребята, вы хотите, чтобы к нам в гости пришла Зимушка-зима? (Да).

2. Артикуляционная гимнастика

Как воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш  

3. Упражнение «Вьюга» на развитие речевого дыхания

- Чтобы Зима к нам пришла нужно устроить настоящую вьюгу. Сейчас возьмем в охапку снега, поднесем ко рту, вытянем губы трубочкой, вдохнем через нос воздух и сделаем плавный длительный выдох. Когда я скажу «вьюга началась» вы будете тихо гудеть: у-у-у.., «сильная вьюга» вы будете громко произносить: у-у-у, «вьюга затихает» вы постепенно уменьшаете силу голоса.

Раздаются звуки вьюги.

Воспитатель:

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи —

Вихри и метели,

Принесите нам сюда

Королеву Снежную.

(Выходит второй воспитатель (младший воспитатель) в костюме Зимы.)

Зимушка - Зима: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали, я Зимушка-зима. В гости к вам сейчас пришла и сюрпризы принесла! Первый мой сюрприз – это волшебные картины зимней природы, над которыми я долго трудилась.

Показ видеослайдов о зиме. Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у Зимушки- Зимы? Как же у нее красиво! Все деревья стоят в белоснежных шубках. Заснеженный лес похож на зимнюю сказку.

Зимушка- Зима: Я приготовила для вас очень интересные, но трудные задания. Вы готовы их выполнить? (ответы детей)

4. Игра «Добавь словечко»

Воспитатель: Ребята, чем покрыта земля зимой?

Дети: Снегом.

Воспитатель: Давайте для Зимушки – Зимы построим снежную горку. А строить мы ее будем из слов – родственников, которые звучат, похоже, и связаны друг с другом по смыслу. Я буду читать стихотворение, вы запоминаете слова – родственники, в которых спряталось слово «СНЕГ»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю.  (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее.  (Снегопад.)

Словно в белый пуховик

Нарядился.  (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —  (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой.  (Снегири.)

Коля вынес ( Снегокат),

Будет он катать ребят.                                            

Вот промчался (Снегоход)                                        

У него быстрый ход .                                              

Прячутся (Подснежники)                                          

Под сугробы (Снежные).

А (Снегурочка) с мешком                                            

Посыпает всех (Снежком).                                          

Воспитатель: А сейчас, ребята, вы из белых кружочков на доске построите снежную горку, называя слова – родственники, которые вы запомнили. Что-то у нас не очень высокая получилась горка. Давайте вспомним еще слова - родственники ( снегириха, снегоуборочная машина, снегопогрузчик, снегомер).

Зимушка – зима: Молодцы дети. Все слова запомнили. Я теперь я посмотрю, как вы справитесь со 2-м заданием. Назовите как можно больше красивых слов о зиме.

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов» ( с мячом)

Погода зимой какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много красивых слов подобрали.

Присаживайтесь на стульчики.

6. Дидактическая игра «Собери предложение»

Сегодня была сильная вьюга, предложения о зиме рассыпались. Ребята, помогите мне их правильно составить. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой».

• Светит мало зимой солнце (Зимой солнце светит мало).

• Снег идет зимой часто (Зимой часто идёт снег).

• Короткий день зимой, длинная ночь.(Зимой ночь длинная, а день короткий).

• На земле, на деревьях, на домах зимой снег лежит. (Зимой снег лежит на земле, на деревьях, на домах).

• Для птиц люди зимой кормушки делают. (Зимой люди делают кормушки для птиц).

• Медведь под снегом в лесу спит зимой. (Зимой в лесу под снегом спит медведь).

• Катаются с горки зимой на санках дети. (Зимой дети катаются на санках с горки).

• Льдом зимой реки покрываются. (Зимой реки покрываются льдом.)

• Одежду зимой люди надевают теплую. (Зимой люди надевают теплую одежду).

• Новый год зимой самый чудесный праздник бывает. (Зимой бывает самый чудесный праздник Новый год).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны и правильно составили предложения.

7. Пословицы на тему «Зима» в виде мнемодорожек.

Зимушка – зима: Я приготовила пословицы и поговорки о зиме.

Воспитатель: Отгадать вам помогут мнемодорожки (дорожки со схемами). Кто первый узнает и вспомнит пословицу – поднимает руку.

1.Зима не лето, в шубу одета.

2.Зимой солнце светит, да не греет.

3. Синица - к избе, зима - во двор.

4. Где снег, там и след.

5. Зимой бойся волка, а летом - мухи.

6. Сугроб да вьюга – два друга.

7. Много снега – много хлеба.

8. Береги нос в большой мороз

10. Любишь кататься – люби и саночки возить

8. Физминутка

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём и выполним нашу любимую физкультминутку. Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте.

Проговаривайте слова и выполняйте движения вместе со мной:

Вот опять пришла зима,  (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,  (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,  (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт,  (Имитируют)

Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют)

И играем все в снежки.  (Лепят и бросают снежки)

9. Составление рассказов о зиме

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти на свои места. Сегодня мы будем составлять рассказы о зиме. Помощницы-таблицы, помогут вам в составлении рассказа.

Детям предлагаются 3 разные мнемотаблицы по составлению описательных рассказав о зиме.

10. Рассказы детей 3 ребенка. Анализ рассказов. (детьми, воспитателем). Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все старались, были активными. Рассказы получились очень красивыми и интересными. Я думаю, Зимушка – Зима осталась довольна, мы справились со всеми заданиями. Зима удивительное время года! 

11. Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, у вас на столах находятся магнитики - желтые, красные, синие. Возьмите желтый магнитик тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Красные магнитики возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание. Синие магнитики возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно. Давайте теперь ваши магнитики прикрепим на елочку и посмотрим, какая красивая елочка у нас получилась.

12. Итог занятия.

 Зимушка - зима: На прощание я хочу подарить вам раскраски о зиме. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"

занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники

Образовательная область:  речевое развитие.Автор: Ильинская О.В.Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспрои...

Конспект занятия по развитию речи "В гости к нам пришла кукла Маша".

Цель: активизировать словарь детей, уточнить представления детей о платье и из каких деталей / частей оно состоит.Задачи: 1) Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье...

Занятие по развитию речи "В гости к нам идет зима"

Активизировать знания детей по теме. Учить образовывать однокоренные слова. Упражнять  в подборе синонимов. Учить составлять распространенные предложения с однородными определениями....

Методическая разработка "Конспект интегрированного ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники."

Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в нас...

Конспект занятия по развитию речи "В гости к нам пришла зима" (во взаимодействии с муз.руководителем)

Занятие по развитию речи "В гости к нам пришла зима" (во взаимодействии с муз.руководителем)...