Цель: познакомить детей со звуком "й".
Задачи:
ОО "Социально - коммуникативное развитие"
- воспитывать в детях уважение к родному языку, речевую культуру;
-развивать навыки работы в паре и в группе;
- формировать представление о том, что известность, авторитет и Имя приобретает человек, благодаря своему труду и целеустремленности .
ОО " Познавательное развитие"
- познакомить детей со звуком "й";
- совершенствовать навыки использования схем и таблиц;
- развивать познавательно - исследовательские навыки.
ОО "Речевое развитие"
- обозначить правильную артикуляцию звука "й";
- дать звуку "й" характеристику;
- формировать представление детей о фонетическом и грамматическом значении звука "й" в русском языке;
- развивать умение подбирать к словам антонимы( дид игра с мячом "Скажи наоборот")
- совершенствовать навыки словообразования ( образование повелительного наклонения глаголов в единственном числе в игре "Дай команду.");
- развивать умение дифференцировать звук в разных частях слова, делать звуковой анализ слова с помощью схемы;
- закреплять знания произведений детской литературы ( "Что написал Сергей Михалков?", введение сказочных персонажей );
ОО "Художественно - эстетическое развитие" - использование эстетически оформленного наглядно - дидактического материала;
- закрепление знаний о творчестве русского художника Василия Поленова.
ОО "Физическое развитие"
- использование здоровьесберегающих форм организации НОД;
- гимнастика для глаз;
- малоподвижная форма дидактических игр "Скажи наоборот"( с мячом) и "Дай команду";
- закрепление представлений об опрятности как положительном качестве человека ( в беседе с "Мойдодыром)
Материалы и оборудование:
1) Стенд "Изучаем звук" в речевом центре ( схема "Исследуем артикуляцию звука ", схема "Характеристика звука", карточки - символы звука "й" , карточки "Смайлики - характеристики звуков");
2) зеркала по количеству детей;
3) наклейки смайлики по количеству детей трёх цветов;
4) мультимедийное оборудование с презентацией "В гостях у Дюймовочки";
5) кукла "Мойдодыр";
6) мяч;
7) сундучок с письмом и "карточками - действиями";
8)дидактическое пособие планшет на липучках "Незнайка с кармашком"+ 3 схемы звукового анализа слова с мягким согласным в разных позициях ;
9) на рабочих столах - раздаточный материал: пустые схемы для звукового анализа слова + фишки синего, зеленого и красного цвета;
10) на стульях за рабочими столами такие же смайлики - наклейки, как и у детей (для дифференциации по степени сложности задания).Воспитатель
- Ребята, давайте ещё раз поздороваемся со всеми нашими гостями и вместе настроимся на серьезную, но очень увлекательную работу со звуком.Как мы это делаем?
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят стишок:
- Жизнь была бы очень скучной,
Если б мир наш был беззвучный.
Как прекрасно слышать звук:
Речь друзей и сердца стук!
Воспитатель
- А теперь давайте подойдём к речевому центру, сегодня он оформлен по - новому.Вы обратили внимание? Послушайте внимательно загадку, из неё вы сможете узнать, о каком звуке мы будем говорить сегодня.
(Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом и чёткой артикуляцией звук "й")
-Этот звук, как вечный бой.
Всюду крики: "Ой- ой- ой!"
Но зато с ним дружат чайки,
Без него не сделать гайки,
Без него не сваришь чай .
Звук скорее называй! (Д:"Это звук "й")
Правильно.Для каждого из вас на стульях приготовлены зеркала, возьмите их и спокойно вернитесь сюда, к стенду.А теперь посмотрите на свои губы, в каком они положении? Зубы при этом? Язык? Где он находится? Как работает воздушная струя?(Д.: Язык глубоко во рту.Зубы сближены.Губы в улыбке.Воздушная струя задерживается.)
Воспитатель
Сложите зеркала в коробку, они нам пока не понадобятся.
Воспитатель
- Ребята, а можно ли пропеть звук "й"? Значит он какой?(Д.: Согласный.)Верно. Можно сравнить звук"й" с гласным звуком "и", который можно тянуть долго, воздушная струя проходит легко.
Попробуйте (Дети выполняют) Звук "й" ещё называют "и- краткое". А
теперь поставьте руку на горлышко.Что вы чувствуете? (Дети: Горлышко гудит, значит звук "й" звонкий ).А вы можете произнести звук "й" грубо, твёрдо?(Дети: Нет) Значит он какой?(Дети:"Мягкий")Молодцы!
А сейчас кто - нибудь самый смелый может выйти и дать полную характеристику звуку "й" по этой схеме? А остальные ребята внимательно послушают и , если будет нужно, помогут. ( Вызвавшийся ребёнок , опираясь на схему, даёт характеристику звуку "й").Молодец! Посмотрите, я подобрала несколько карточек, которые могли бы стать символом звука "й", но мне никак не выбрать.Вы мне поможете? (Дети выбирают символ звука, обоснуя свой выбор.При необходимости проводится голосование).
Воспитатель
- Ребята, а хотите прямо сейчас отправиться в сказочное путешествие и вместе с героями любимых сказок поискать звук "й" в разных словах и поиграть с ним? Присаживайтесь на стульчики, смайлик на вашей руке это "кнопка перемещения". Слегка на неё нажмите, закройте глаза.Начинается телепортация в сказочное измерение.Обратный отсчёт вместе: " Пять, четыре, три, два, один!"(Пока идёт отсчёт, педагог включает экран проектора )
Открывайте глаза! Вот мы и оказались с вами в сказочной стране, и кто же нас встречает? (Д.:"Дюймовочка") Презентация "В гостях у Дюймовочки"
1 слайд
- Дюймовочка приветствует вас. Она говорит, что, в отличие от неё, вы не всегда будете маленькими, вы вырастете, повзрослеете, и ваши имена повзрослеют вместе с вами.Дюймовочка предлагает вам поиграть.Хотите?
2 слайд
- Угадайте, как станут звать этого мальчика по имени Женя, когда он станет взрослым?
(Д.: Евгений )
3 слайд
- Молодцы! Вы отгадали! ЕвгениЙ Леонов - знаменитый, очень многими любимый актёр.Кстати, Винни Пух в мультфильме говорит его голосом.
4 слайд
- Познакомьтесь, это Вася.Можете назвать его полное имя? (Д :" Василий")
5 слайд
- Опять отгадали! ВасилиЙ Поленов - известный русский художник, написавший множество удивительных картин, самые знаменитые из которых, это...Может вы сами скажете их название?
6 слайд
"Бабушкин сад"
10 слайд
" Золотая осень"
7 слайд
" Московский дворик"
8 слайд
- А это Андрюша.Как его станут звать? (Д :"Андрей") Верно!
9 слайд
- Это Андрей Усачёв, писатель и поэт, автор множества детских книг.Кстати, наш с вами "Звукарик" сочинил именно он .
10 слайд
- Ещё одного детского писателя, когда он был маленьким , звали Серёжа.А потом стали звать ...? (Д.: Сергей)
11 слайд
- Сергей Михалков.Может, кто- нибудь назовёт его произведения? ("Дядя Стёпа милиционер", "Про Фому", "Три поросенка", "А что у вас?" "Лесная академия")
12 слайд
- Не так давно повзрослел и уже успел стать знаменитым мальчик пр имени Лёша.Как его зовут теперь? (Д.: Алексей)
13 слайд
- Это современный российский эстрадный певец Алексей Чумаков.Огромные залы зрителей собирает его талант.
14 слайд
- А так выглядел маленький Дима.Кто назовёт его полное, "взрослое " имя? (Д.: Дмитрий)
15 слайд
- Кто - нибудь узнал его? Телеведущий и киноактёр Дмитрий Нагиев .
Молодцы, ребята, все имена назвали правильно! Но ведь Дюймовочка не зря выбрала эти имена .Назовите полные имена ещё раз и послушайте, как они звучат, что изменилось?(Д.: Появился звук "й") Правильно! А в какой части слова он появился?(Д.: Звук "й" появился в конце слова.)Молодцы.Вот так ,благодаря учёбе, труду и своей целеустремленности, мальчики стали знаменитыми, уважаемыми людьми, а , благодаря звуку "й", их имена приобрели солидность, важность.Имена тоже стали взрослыми.Дюймовочка благодарит вас за игру и прощается с вами А нам обязательно нужно сделать гимнастику
для глаз.Давайте вместе произнесем стишок и сделаем гимнастику.
(Проводится гимнастика для глаз)
- Глазки вверх поднимай,
Головою покачай:
Ой- ой - ой, ай - ай - ай!
Головою покачай.
Глазки вниз опускай,
И по кругу повращай:
Ой - ой - ой, ай - ай - ай!
И по кругу повращай.
(Воспитатель демонстрирует игрушку Мойдодыр)
- Посмотрите, ребята, кто к вам идёт?! (Д.: Мойдодыр!")(Далее педагог озвучивает игрушку, изменив голос)
Мойдодыр
- Да! Я великиЙ умывальник, знаменитыЙ Мойдодыр! Друзья, а вы помните, какой был мальчик,
когда отказывался мыться?(Д.: ГадкиЙ, грязныЙ, неумытыЙ ).Правильно.А ,когда помылся,то какой стал? (Д.: Он стал чистыЙ, аккуратныЙ, опрятныЙ, милыЙ, приятныЙ).Хорошо! А скажите, что за звук помог вам найти слова - ответы на вопрос "КакоЙ?".(Д.: Нам помог звук "й".) Ай, да молодцы! Дарю вам мячик .Хотите поиграть? А я на вас полюбуюсь.(Педагог возвращает игрушку на место, берёт мяч и проводит игру "Скажи наоборот" с мячом :
светлыЙ - тёмныЙ
толстыЙ - тонкиЙ
большоЙ - маленькиЙ
чёрныЙ - белыЙ
зимниЙ - летниЙ
плохоЙ - хорошиЙ
горькиЙ - сладкиЙ
волосатыЙ - лысыЙ
тихиЙ - громкиЙ
прямоЙ - кривоЙ.
Воспитатель
- Молодцы, ребята!Хорошо подбирали слова наоборот!А в какой части этих слов слышится звук "й"? (Д.: В конце слова) Правильно! ( Воспитатель замечает на столе сундук )
- Ой, ребята! Кто то оставил здесь сундук с письмом. Давайте почитаем и узнаем , от кого это?
" Кто сундук мой найдёт,
Тот в игру попадёт.
Вы на пары разделитесь,
Давать команды научитесь.
По очереди карточку - действие бери
И своему партнёру команду говори."
И подпись "Кащей Бессмертный".
Я, кажется, поняла.Кащей предлагает вам поиграть.Вы согласны? Тогда я буду подходить к каждому с сундучком, а вы доставайте по одной карточке и разделитесь на пары (Дети выполняют).
(Проводится игра "Дай команду со звуком "й" ".Например, ребенок выбрал карточку с символом " бросать", он озвучивает этот символ, а потом меняет слово так, чтобы получилась команда "бросаЙ".Второй ребёнок в паре выполняет заданное движение, либо имитирует его. Потом они меняются местами:
бегать- бегаЙ,
прыгать - прыгаЙ,
плавать - плаваЙ,
танцевать - танцуЙ,
бросать - бросаЙ,
приседать - приседаЙ,
пить - пеЙ,
петь - поЙ.
Воспитатель
- Молодцы, ребята! А чем же похожи эти слова - команды?(Д.: У них есть звук "й" ).Правильно. В какой части слова?(Д.: В конце слова ) Верно.(Воспитатель демонстрирует детям игровой планшет "Незнайка с кармашком")
Воспитатель
- Ребята, а вот у Незнайки возник такой вопрос: " Неужели звук "й" можно услышать только в конце слова?" Мы можем ему помочь выяснить это? Что для этого нужно сделать? (Д.: "Нужно сделать звуковой анализ слова") Верно. Посмотрите, на стульях возле рабочих столов тоже есть значки - смайлики. Занимайте места со значком такого же цвета, как у вас.(Дети рассаживаются за столами, на которых приготовлены карты - схемы "Звуковой анализ слова", фишки трёх цветов и по одной предметной карточке с липучкой: первый уровень сложности - звук "й" в конце слова,
второй уровень сложности - звук "й" в начале слова,
третий уровень сложности - звук "й" в середине слова.)
Воспитатель
-Давайте ещё раз вместе произнесем звук "й".А теперь посмотрите внимательно на свою картинку, негромко вслух назовите, что на ней нарисовано, найдите звук "й" и отметьте его на своей схеме фишкой нужного цвета.(Дети выполняют.) А теперь Незнайка предлагает вам проверить, правильно ли вы нашли место звука "й" в вашем слове. (Воспитатель на планшете закрепляет схему со звуком "й" в начале слова) У кого из вас получилась такая схема, подойдите и закрепите свою картинку на планшет Незнайке.( Дети выполняют.Проводится проверка.Тому, кто ошибся предлагается ещё подумать и исправить свою схему.Аналогично работаем по двум другим позициям.)
Воспитатель
Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше сказочное путешествие.Нажимайте кнопку перемещения , закрывайте глаза."Пять, четыре , три , два, один..." С возвращением, друзья! Вам понравилось сегодняшнее приключение ? А как вы думаете, почему в сказочном измерении нас встречали именно эти
персонажи?(Д.:"Потому что в их именах есть звук "й".) Молодцы! Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Что для вас было трудно?
А на следующем занятии мы познакомимся с буквой, обозначающей звук "й", поселим её в нашем "Звукограде" и поработаем в тетрадях.
(По окончании образовательной деятельности педагог может предложить детям вспомнить сказочных героев, у которых в имени тоже есть звук "й", и разместить их всех по вагонам "Звукового поезда".)
-