Составление рассказа по пословицам
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Учить детей осмысливать значение пословиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavl_rasskaza_po_poslovitse.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».

Доминирующая образовательная область:речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная

Цель:Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы

Программное содержание:Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству.

Предварительная работа:знакомство изаучивание пословиц

Материалы и оборудования: картинка кузнеца

Планируемый результат:дети осмысливают значение пословиц, составляют по ним небольшие рассказы,

Структура занятия

1

Вводная часть

Беседа об устном народном творчестве.

3 мин

2

Основная часть

20 мин

1.

Сообщение воспитателя о пословице.

6 мин

2.

Физкультминутка. «Кузнец»

2 мин

3.

Составление рассказа по пословице.

6 мин

4.

Работа над рассказом.

4 мин

5.

Дид. игра «Скажи наоборот» 

2 мин

3

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность занятия 25 минут

Ход занятия:

1.Вводная часть. Беседа об устном народном творчестве.

– Ребята, у каждого народа на Земле существует устное народное творчество. Мы постараемся с вами дать значение этому выражению.

Устное, так как тот или иной жанр передавался «из уст в уста». Мама пела колыбельные песни своему малышу, рассказывала сказки.

Сказки, потешки, пословицы, поговорки народ не записывал, их запоминали, когда рассказывали или пели друг другу, и так продолжалось из поколения в поколение.

Народное, так как автором сказок, песен, пословиц, поговорок был народ. Люди умело вставляли в свою речь пословицы, поговорки, слагали колыбельные песни, частушки.

Творчество; красивая, напевная русская речь, которая лаконично изображала жизнь народа — все это можно назвать только одним словом творчество.
2.Основная часть. Сообщение воспитателя и беседа о пословице.

– Сегодня мы с вами раскроем смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» и поговорим о других пословицах, в которых говорится о людях труда и о труде.

В старые добрые времена, когда не было машин, основным транспортом были лошади. Лошадей надо было подковывать, чтобы защитить их копыта, а для повозок делали колёса и спицы. В каждом поселении была своя кузница, и работал в ней кузнец. Это был очень уважаемый человек в деревне. Кому лошадь подковать, кому серп и косу сделать, кому новую кухонную утварь. Молодой девице красавице, для приданного, новый красивый сундучок, а зажиточному мужику ворота новые, крышу на дом железную, да на крышу флюгер в виде петуха, чтобы вертелся во время ветра всей деревне на зависть.

Много у кузнеца в деревне работы, и вся она тяжелая да неотложная. Железо - металл твердый, и для того чтобы кузнец сделал из него какой-то предмет, металл надо разогреть в печи, затем на наковальне быстро сделать нужную вещь. Если кузнец будет долго возиться, то металл опять остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать сначала, греть печь и калить металл.

Вот люди и стали говорить: «Куй железо пока горячо!», но эта пословица и сейчас актуальна и люди используют её в своей речи в других жизненных ситуациях.

Вопросы для детей:

Кто такой кузнец?

Почему кузнец делает свою работу лишь, когда железо еще горячо?

Можно ли выковать что-нибудь из холодного железа?

Когда, в каком случае можно применить эту пословицу?

Вывод: любая работа требует своевременного выполнения.

Физкультминутка. «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова —

Раз, два и готово.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

Составление рассказа по пословице.

- Послушаете, ребята, я вам расскажу интересную историю.

В большом-большом городе, где много машин и высоких зданий, стояло двухэтажное здание детского сада. На одном из участков играла группа детей. Все были заняты игрой: кто-то лепил из мокрого песка куличики, кто-то играл в доски матери, а кто-то наблюдал за насекомыми. На участке были разбиты клумбы, на которых росли красивые цветы. И никто из детей не задумывался, почему на участке так красиво. Вся эта красота требовала постоянного ухода: необходимо поливать цветы, пропалывать и удобрять их. Ухоженные клумбы — дело рук воспитателей.

В этот день воспитатель аккуратно осматривал клумбы. Вдруг к нему подошел один мальчик:

–Как здесь красиво! - сказал он. – А кто посадил все эти цветы?

- Для того чтобы наш детский сад был похож на сказочную страну, здесь трудятся все: и воспитатели, и дворник, и садовник, и дети, - ответил воспитатель.

–Но ведь все дети сейчас играют, а клумбы все равно остаются красивыми, - сказал мальчик.

–Давай, попросим твоих товарищей, чтобы они потрудились, полили цветочки, - сказал воспитатель.

Ребята дружно взяли лейки и помогли полить цветы.

Когда работа была закончена, воспитатель сказал:

- Маленькое дело лучше большого безделья.

Работа над рассказом.

- Почему так сказал воспитатель?

- Почему помощь детей - хоть маленькое, но дело?

- Как безделье становится большим?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Пословицы о труде:

Сделал дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Горячий — холодный

Трудолюбивый — ленивый

Красивый — безобразный

Ухоженный (сад) — заброшенный

Аккуратно — небрежно

Тяжёлый — лёгкий

3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

-Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о жанре устного народного творчества. Мы выяснили, что пословица «Куй железо, пока горячо» имеет несколько значений. В ней говорится о работе кузнеца, которому напоминают, что из холодного железа ничего не скуёшь. Эту пословицу можно применить также к любой работе, требующей немедленного выполнения.

7.10.21г.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Содержание: Учились составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учились отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать точные слова для характеристики действий(активизация глаголов).  Закрепляли правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.Развивали связную речь и воображение. Активизировать и расширять словарь детей.  Воспитывали умение слушать друг друга, заботливое отношение к животным.

Рекомендации: нарисовать свою картину «Кошка с котятами» и составить рассказ по ней.

Занятие по ЧХЛ в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».

Содержание:Учились осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы. Развивали связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа. Воспитывали любовь и уважение к устному народному творчеству.

Рекомендации:знакомить детей с пословицами, учить их осмысливать и применять к жизненным ситуациям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия. Составление рассказов по пословицам в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия. Составление рассказов по пословицам в подготовительной группе....

Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).

Модель занятия по ознакомлению с художественной литературой рекомендована воспитателям групп компенсирующей направленности по закреплению знаний старших дошкольников о малых фольклорных формах по леки...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки....

Занятие по ЧХЛ в старшей группе .Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».

Цель:1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к с...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...