Составление рассказа по пословицам
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Учить детей осмысливать значение пословиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavl_rasskaza_po_poslovitse.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».
Доминирующая образовательная область:речевое развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная
Цель:Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы
Программное содержание:Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству.
Предварительная работа:знакомство изаучивание пословиц
Материалы и оборудования: картинка кузнеца
Планируемый результат:дети осмысливают значение пословиц, составляют по ним небольшие рассказы,
Структура занятия
1 | Вводная часть | Беседа об устном народном творчестве. | 3 мин |
2 | Основная часть | 20 мин | |
1. | Сообщение воспитателя о пословице. | 6 мин | |
2. | Физкультминутка. «Кузнец» | 2 мин | |
3. | Составление рассказа по пословице. | 6 мин | |
4. | Работа над рассказом. | 4 мин | |
5. | Дид. игра «Скажи наоборот» | 2 мин | |
3 | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность занятия 25 минут
Ход занятия:
1.Вводная часть. Беседа об устном народном творчестве.
– Ребята, у каждого народа на Земле существует устное народное творчество. Мы постараемся с вами дать значение этому выражению.
Устное, так как тот или иной жанр передавался «из уст в уста». Мама пела колыбельные песни своему малышу, рассказывала сказки.
Сказки, потешки, пословицы, поговорки народ не записывал, их запоминали, когда рассказывали или пели друг другу, и так продолжалось из поколения в поколение.
Народное, так как автором сказок, песен, пословиц, поговорок был народ. Люди умело вставляли в свою речь пословицы, поговорки, слагали колыбельные песни, частушки.
Творчество; красивая, напевная русская речь, которая лаконично изображала жизнь народа — все это можно назвать только одним словом творчество.
2.Основная часть. Сообщение воспитателя и беседа о пословице.
– Сегодня мы с вами раскроем смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» и поговорим о других пословицах, в которых говорится о людях труда и о труде.
В старые добрые времена, когда не было машин, основным транспортом были лошади. Лошадей надо было подковывать, чтобы защитить их копыта, а для повозок делали колёса и спицы. В каждом поселении была своя кузница, и работал в ней кузнец. Это был очень уважаемый человек в деревне. Кому лошадь подковать, кому серп и косу сделать, кому новую кухонную утварь. Молодой девице красавице, для приданного, новый красивый сундучок, а зажиточному мужику ворота новые, крышу на дом железную, да на крышу флюгер в виде петуха, чтобы вертелся во время ветра всей деревне на зависть.
Много у кузнеца в деревне работы, и вся она тяжелая да неотложная. Железо - металл твердый, и для того чтобы кузнец сделал из него какой-то предмет, металл надо разогреть в печи, затем на наковальне быстро сделать нужную вещь. Если кузнец будет долго возиться, то металл опять остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать сначала, греть печь и калить металл.
Вот люди и стали говорить: «Куй железо пока горячо!», но эта пословица и сейчас актуальна и люди используют её в своей речи в других жизненных ситуациях.
Вопросы для детей:
Кто такой кузнец?
Почему кузнец делает свою работу лишь, когда железо еще горячо?
Можно ли выковать что-нибудь из холодного железа?
Когда, в каком случае можно применить эту пословицу?
Вывод: любая работа требует своевременного выполнения.
Физкультминутка. «Кузнец»
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два и готово.
(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
Составление рассказа по пословице.
- Послушаете, ребята, я вам расскажу интересную историю.
В большом-большом городе, где много машин и высоких зданий, стояло двухэтажное здание детского сада. На одном из участков играла группа детей. Все были заняты игрой: кто-то лепил из мокрого песка куличики, кто-то играл в доски матери, а кто-то наблюдал за насекомыми. На участке были разбиты клумбы, на которых росли красивые цветы. И никто из детей не задумывался, почему на участке так красиво. Вся эта красота требовала постоянного ухода: необходимо поливать цветы, пропалывать и удобрять их. Ухоженные клумбы — дело рук воспитателей.
В этот день воспитатель аккуратно осматривал клумбы. Вдруг к нему подошел один мальчик:
–Как здесь красиво! - сказал он. – А кто посадил все эти цветы?
- Для того чтобы наш детский сад был похож на сказочную страну, здесь трудятся все: и воспитатели, и дворник, и садовник, и дети, - ответил воспитатель.
–Но ведь все дети сейчас играют, а клумбы все равно остаются красивыми, - сказал мальчик.
–Давай, попросим твоих товарищей, чтобы они потрудились, полили цветочки, - сказал воспитатель.
Ребята дружно взяли лейки и помогли полить цветы.
Когда работа была закончена, воспитатель сказал:
- Маленькое дело лучше большого безделья.
Работа над рассказом.
- Почему так сказал воспитатель?
- Почему помощь детей - хоть маленькое, но дело?
- Как безделье становится большим?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Пословицы о труде:
Сделал дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Горячий — холодный
Трудолюбивый — ленивый
Красивый — безобразный
Ухоженный (сад) — заброшенный
Аккуратно — небрежно
Тяжёлый — лёгкий
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
-Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о жанре устного народного творчества. Мы выяснили, что пословица «Куй железо, пока горячо» имеет несколько значений. В ней говорится о работе кузнеца, которому напоминают, что из холодного железа ничего не скуёшь. Эту пословицу можно применить также к любой работе, требующей немедленного выполнения.
7.10.21г.
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Содержание: Учились составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учились отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать точные слова для характеристики действий(активизация глаголов). Закрепляли правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.Развивали связную речь и воображение. Активизировать и расширять словарь детей. Воспитывали умение слушать друг друга, заботливое отношение к животным.
Рекомендации: нарисовать свою картину «Кошка с котятами» и составить рассказ по ней.
Занятие по ЧХЛ в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».
Содержание:Учились осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы. Развивали связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа. Воспитывали любовь и уважение к устному народному творчеству.
Рекомендации:знакомить детей с пословицами, учить их осмысливать и применять к жизненным ситуациям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия. Составление рассказов по пословицам в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия. Составление рассказов по пословицам в подготовительной группе....
Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).
Модель занятия по ознакомлению с художественной литературой рекомендована воспитателям групп компенсирующей направленности по закреплению знаний старших дошкольников о малых фольклорных формах по леки...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки....
ООД «Возвращение птиц» Составление рассказа по серии картинок о весне в старшей группе и пересказ составленного рассказа, с опорой на план – схему (мнемотаблицу).
Конспект по речевому развитию для детей старшей группы...
Занятие по ЧХЛ в старшей группе .Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».
Цель:1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к с...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»
Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...