Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составление рассказов по пословице.
Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Цель.
Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.
Оборудование.
Мешочек, шило или большая игла; иллюстрации к пословицам; конверт; лист бумаги с надписью: «Тайное становится явным».
Ход занятия.
I Организационный момент.
1.Время года, месяц, день недели.
2.Педагог вносит конверт, из которого достает лист бумаги с надписью: «Тайное становится явным». (Дети читают.) Это письмо прислал нам мальчик Дениска.
II Основная часть.
-Наверное, с каждым из вас когда-нибудь произошел такой случай, когда вы что-то хотели скрыть от родителей, от взрослых, а они потом все равно об этом узнавали. Вспомните и расскажите о таком случае. (Краткие ответы детей.)
-С Дениской, героем рассказа Виктора Драгунского тоже произошла такая история. Послушайте ее.
Я слышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
-Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
-Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
-А это значит, что, если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и ему будет стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было уже утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были уже одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому, что я выел один желток, а белок раскромсал под скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
-Ешь! – сказала мама. – Без всяких разговоров!
Я сказал:
-Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала:
-Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь! Ты должен поправиться.
Я сказал:
-Я ею давлюсь!
Тогда мама села со мной рядом, обняла за плечи и ласково спросила:
-Хочешь, поедем с тобой в Кремль?
-Конечно хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
-Ну вот, съешь всю кашу и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна.
И мама ушла на кухню.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно есть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро выплеснул кашу на улицу в окно. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
-Ну что за Дениска, что за парень – молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! И она меня поцеловала.
В эту же минуту дверь в комнату открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
-Здравствуйте! – И подошел к окну и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.
-Что вам нужно? – спросила мама.
-Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
-Не клевещите. Ничего я не выливаю!
-Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул:
-Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где висела лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.
-Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша, мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то жжет… Как же я пошлю свое фото, если я весь в каше?
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
-Извините, пожалуйста, сказала она тихо, разрешите я вас почищу.
И они все трое вышли в коридор.
А когда мама вернулась, мне даже было страшно на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
-Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго – долго и потом спросила:
-Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил: - Да.
-Что означает пословица «Тайное становится явным»? Правильно, пословица – это короткая мудрая мысль, поучение. Пословица учит нас тому, как надо или не надо поступать.
-Расскажите, как Дениска убедился в справедливости пословицы «Тайное становится явным».
-Что можно сказать о Денискином поступке? (Не подумал, обманул, испачкал костюм человека.) Нарочно ли он это сделал?
-Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.
-Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?
-Как сказать коротко, о чем этот рассказ? Как бы вы его назвали?
-Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».
-Дети, вы заметили, что в рассказе говорится о том же, о чем в названии – пословице? Подумайте, в какой жизненной ситуации можно использовать эту пословицу? Сейчас вам нужно будет придумывать интересные истории к этой пословице. Конец вашей истории должен заканчиваться пословицей «Тайное становится явным».
Если дети затрудняются, то педагог дает каждой паре по одной сюжетной картинке, по смыслу подходящей к пословице.
-Вам нужно будет не только придумать интересные истории, но и оценить рассказы своих товарищей. Каким должен быть рассказ? (Интересным, подробным.) Как нужно рассказывать? (Выразительно, четко, громко, без больших пауз.)
5-6 детей составляют короткие творческие рассказы. Другие их оценивают, объясняя свое решение.
-Итак, о чем же говорится в пословице «Тайное становится явным»?
Упражнение на координацию речи и движения «Такие разные дела».
-Есть разные дела6 плохие и хорошие. Расскажем про хорошие дела.
Раз, два, три, четыре! Дети, сжимать пальцы по одному в кулачки
Много дел на белом свете. разжимать пальцы по одному из кулачков
Вот военные идут – маршировать
Они границу берегут.
А швея иглу берет имитация шитья
И одежду людям шьет.
Дворник улицу метет, имитация движений
Звонко песенку поет.
Птичница во двор пришла, имитация кормления птиц
Курам зерна принесла.
-Есть еще одна пословица, которая имеет такое же значение: «Шило в мешке не утаишь». Вы в этом сами убедитесь. (Воспитатель раскрывает перед детьми прямое значение этого выражения.)
Воспитатель предлагает детям запомнить и повторить вторую пословицу и придумать по ней небольшую историю. Напоминает, что в конце рассказа должна звучать пословица. Если дети затрудняются, то педагог дает каждой паре по одной сюжетной картинке, по смыслу подходящей к пословице.
Остальные дети составляют короткие рассказы.
Воспитатель предлагает детям запомнить и повторить обе пословицы.
III Итог.
-Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Так что же такое пословица? (Короткая мудрая мысль, поучение.) Чему она нас учит? (Как надо поступать, а как не надо.)
-Конверт у нас пустой. Я предлагаю вам нарисовать свои рассказы, положить в него и подарить Дениске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный кроссворд по произведениям В.Ю, Драгунского "Тайное становится явным"
Хорошо ли вы помните все подробности приключений, с которыми сталкивались герои рассказов этого замечательного писателя, покажет весёлая викторина. Данныйматериал можно использовать д...
Беседа о честности и правдивости на примере рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»
Цель: дать детям понятия о честности и правдивости.Задачи:-формировать нравственные качества личности, такие как честность и правдивость;-развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих ...
Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».
Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».Тема: «Знакомство с расска...
Технологическая карта В.Драгунский "Тайное становится явным"
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»Тип урока: изучение нового материала, работа с книгой.Планируемые достижения:Предметные: знать произведения В. Драгунского; характеризова...
Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»
Чтение рассказа В. Драгунского "Тайное становится явным"...
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»
Конспект занятия в подготовительной группе«Знакомство с рассказом В. Драгунского«Тайное становится явным» Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Та...
Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»
«Чтение художественной литературы» Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать знакомит детей с творчеством писателя В. Драгунского, на п...