Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Смагулова Лаура Жексенбаевна

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорок

Программное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице» 

(старшая группа)

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие

Вид деятельности детей: познавательно-исследовательский, игровой, двигательный.

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорок

Программное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки.

Материалы: сборник пословиц и поговорок

Предварительная работа: чтение пословиц и поговорок

Планируемые результаты: закрепили знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорок

Структура занятия

I

Вводная часть

2 мин

II

Основная часть

20 мин

1.

Работа с загадками

6 мин

2.

Физкультминутка

«Хомка, Хомка, хомячок»

3 мин

3.

Игра «Скажи  по-другому»

 5 мин

4.

Работа с пословицами

6 мин

III

Заключительная часть

3 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

I Вводная часть.

II Основная часть.

1.  Работа с загадками

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам несколько загадок, а вы  не просто отгадаете их, а скажете, какими интересными выражениями и словами говорится в них о разных предметах.

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит. (Гармонь)

Как вы догадались, что это? Как в загадке говорится о гармони? С чем ее сравнивают? Как еще  по-другому  можно сказать о гармони?

Вдруг из черной темноты

В небе  выросли кусты.

А на них – то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты (Салют)     К.Чуковский

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За веревочку  - узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.    (Санки)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.  (Лыжи)

Далее составляют загадки дети. Заслушиваются четыре-пять ответов.

2. Физкультминутка «Хомка, Хомка, хомячок»

3. Игра «Скажи  по-другому»

Есть такое выражение: «Дрожит как осиновый лист». Как вы понимаете это выражение? Почему так говорят? Как сказать по-другому? Аналогично проводится разбор других выражений: как в воду опущенный; не по дням, а по часам; как угорелый; как вкопанный; сидеть сложа руки; держать слово.

Дети подбирают синонимичные выражения.

4. Работа с пословицами

 Дети анализируют пословицы: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Большой говорун – плохой работник», «Одна пчела много меда не наносит»

Воспитатель предлагает детям составить рассказ или сказку по пословице «Одна пчела много меда не наносит».  Дети выполняют иллюстрации  к составленному рассказу.

III Заключительная часть

- Какие задания мы сегодня выполняли?

- Что для вас было трудным и непонятным?

- Какое задание понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Малые фольклорные формы. Загадки, потешки»

Цель: развитие познавательных способностей, речевой активности детей. Задачи:Образовательные: -познакомить с жанром потешки;-уточнить представления о загадках;-научить отгадывать описательные заг...

Конспект занятия по развитию речи на тему « Ознакомление с художественной литературой» для детей первой младшей группы «Колобок»

Возраст: 2,5 - 3Количество детей на занятие: 15Программное содержание:- учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, проговаривая слова и отдельные фразы;- развивать целенаправленное внимание...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описание по игрушке (по подражанию педагогу).Задачи:Образовательная:- приобщать детей к восприятию поэтической речи;-продолжать учить рассказывать об...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»...