«Мнемотехника. Использование метода моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
В своей работе я использую метод мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста. Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает образная память, запоминание происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении.
Проблема: не достаточная сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель: использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.
Задачи:
- ускорить процесс запоминания у дошкольников;
- развить образное, логическое, ассоциативное мышление;
- способствовать формированию связной речи.
В начале работы по методу моделирования у меня возник вопрос: где, когда и как применять метод в своей работе.
Проведя анализ публикаций по использованию мнемотехники, я сделала такой вывод – метод мнемотехники можно вести как самостоятельное занятие, либо включить его элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности дошкольников.
Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система методов и приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней чётко фиксируются зрительные образы. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего внимания. А после наблюдения (зрительного, слухового и осязательного) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.
Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.
Для начала я познакомила детей с мнемоквадратом - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Затем задание я усложняла, демонстрировала мнемодорожку — которая представляла простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратов (картинок). Суть заключалась в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывалось изображение; таким образом, весь текст зарисовывался схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводил текстовую информацию.
Детям младшего дошкольного возраста трудно улавливать обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними было удобнее начинать работать при помощи мнемоквадратов и мнемодорожек. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.
И затем я использовала самую сложную структуру мнемотаблицы - схему, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей использовала: предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин;
- описательных и творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы давала цветные, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное и т.д.
Работу на занятиях по мнемотаблицам проводила в три этапа:
Этап 1. Рассматривали таблицы и разбирали то, что на них изображено.
Этап 2. Перекодировали информацию, т. е. преобразовывали из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодировки осуществляли пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходила отработка метода запоминания.
Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щёлк, затем пришёл медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».
При воспроизведении сказки основной упор делала на изображение главных героев. Детям задала вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?», «Про кого эта сказка?».
Что являлось опорным в мнемотаблице? Это изображение главных героев сказки, через которых шло понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.
Что изображали в таблице? В таблице схематически изображали персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть рисовали всё то, что считали нужным отобразить в данной таблице. Изображали так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Размер мнемотаблиц был различным. В зависимости от возраста детей, от уровня их развития. В соответствии с рекомендациями использовала следующие размеры таблиц:
- для среднего возраста - таблицы на 9 клеток, на 16 клеток (4 на 4);
- для старшего возраста - таблицы на 16 клеток, на 25 клеток (5 на 5).
Также в своей работе использовала один из приемов мнемотехники – коллаж. Брала лист картона или фланелеграф, на который наклеивала или накладывала различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составлял суть коллажа.
Коллаж - это обучающее пособие. Главная задача коллажа - соединить. т.е. связать все картинки, буквы, цифры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Этот учебный материал выполняет разные задачи:
- Закрепление различных методов запоминания;
- Развитие фотографической памяти;
- Расширение словарного запаса, образного восприятия;
- Развитие связной речи.
В работе с коллажем использовала следующие этапы:
- Детям предлагала рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нём видят.
- Составляли сюжет с использованием всех картинок.
- Коллаж содержал буквы, цифры. По ним задавала наводящие вопросы. Например: «Почему они здесь изображены?», «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.
- Отрабатывали приёмы запоминания предложенной информации. Я предлагала детям запомнить, порядок расположения картинок на коллаже в течение 15-30 сек., затем коллаж переворачивала и детям предлагала устно воспроизвести по памяти все картинки на коллаже с обозначением их месторасположения.
В процессе моей работы можно выделить следующие результаты:
1. Значительно повысилась мотивация дошкольников к пересказыванию текстов, заучиванию стихотворений.
2. Увеличился словарный запас. Дети научились перекодировать информацию, т. е. преобразовывать абстрактные символы в образы.
3. Повысился мой уровень профессионального мастерства и самооценки как современного педагога.
Я пришла к выводу, что использование мнемотехники открыло мне возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Дало возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для меня.
Список литературы:
1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. — 2009.- № 5.
2. Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера, 2009
3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб: Детство-Пресс, 2005.
4. Гурьева Н.А. Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-пресс, 2010. Сваткова Л. А.
5. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джодано»: метод. материал / В. А. Козаренко. - Москва, 2007.
6. Одинцева, А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст]: / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. - СПб: Заневская площадь, 2014.
7. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи: / Л. В. Омельченко //Логопед. 2008. № 4.
8. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: метод. рекомендации / Т. Б. Полянская: СПб, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsa.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Проблема. Цель. Задачи. Актуальность мнемотехники : обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает образная память, запоминание происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Проблема: не достаточная сформированность связной речи у детей дошкольного возраста. Цель : использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей. Задачи : - ускорить процесс запоминания у дошкольников; - развить образное, логическое, ассоциативное мышление; - способствовать формированию связной речи.
Мнемотехника Мнемотехника ( в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система методов и приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам , а позже к мнемотаблицам .
Структура мнемотехники
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок Отгадывание загадок
Мнемоквадрат Для начала я познакомила детей с мнемоквадратом - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка Затем задание я усложняла, демонстрировала мнемодорожку — которая представляла простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратов (картинок). Суть заключалась в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывалось изображение; таким образом, весь текст зарисовывался схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводил текстовую информацию.
Мнемотаблицы Затем задание я усложняла, демонстрировала мнемодорожку — которая представляла простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратов (картинок). Суть заключалась в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывалось изображение; таким образом, весь текст зарисовывался схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводил текстовую информацию.
Работу на занятиях по мнемотаблицам проводила в три этапа: Этап 1. Рассматривали таблицы и разбирали то, что на них изображено. Этап 2. Перекодировали информацию, т. е. преобразовывали из абстрактных символов в образы. Этап 3. После перекодировки осуществляли пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходила отработка метода запоминания. Последовательность работы с мнемотаблицами
Мнемотаблицы Для среднего возраста схемы желательно давать цветные, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений елательно рисовать в одном цвете, чтобы непривлекать внимание на
Коллаж – это (лист картона или фланелеграф ), на который наклеивала или накладывала различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляла суть коллажа. Коллаж - это обучающее пособие. Главная задача коллажа - соединить. т.е. связать все картинки, буквы, цифры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания. Прием мнемотехники - коллаж
Изготовление - коллажа
У детей: значительно повысилась мотивация к пересказыванию текстов, заучиванию стихотворений ; увеличился словарный запас ; дети научились перекодировать информацию, т. е. преобразовывать абстрактные символы в образы ; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Я пришла к выводу, что использование мнемотехники открыло мне возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Дало возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для меня. . Результаты
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Электронная презентация: Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста...
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста...
«Использование метода синквейн в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
Технология синквейн не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, а простота построения позволяет быстро п...
«МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Развитие связной речи относят к числу важнейших задач работы с дошкольниками. Однако, последние исследования показывают, что в настоящее время речевое развитие знач...
«Использование наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...
- Мне нравится (1)