Образовательный проект : " В гости к сказке"
проект по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Образовательный проект:
«В гости к сказке»
Вид проекта: творческо-позновательный
Срок реализации: краткосрочный недельный
Участники проекта: воспитатели группы, дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), родители.
Актуальность проекта: Приобщаясь к традиционному русскому фольклору через устное народное творчество, ребёнок не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, но приобщается к культуре своего народа. Сказка - это часть духовной жизни как ребёнка, так и взрослого. Сказка является необходимым элементом духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Благодаря сказке ребёнок как бы погружается в глубину своей души. С помощью героев сказок, встреча детей с ними не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации -это стимулирует умственную деятельность ребёнка, а так же развивает интерес к предмету. В результате сопереживания героям сказки (сюжету сказки) у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное-новое эмоциональное отношение к окружающему миру: к предметам, явлениям и к людям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Ребёнок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами как: любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений ,нравственный смысл остаются подлинными ,достаточно «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка - это можно сказать уроки на всю жизнь как для больших, так и для маленьких. Язык сказок отмечается большой живописностью: в нем много метких сравнений, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку. Этот проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлиять на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Цель проекта: Создание условий для приобщения детей к русскому народному фольклору.
Задачи проекта:
- Способствовать развитию интереса детей к сказкам, к книгам.
- Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности
- Воспитывать навыки аккуратного общения с книгой, бережного отношения.
Предполагаемый результат проекта:
у детей: - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать артистические способности по средствам участия в инсценировках сказок;
- познакомить с фольклором русского народа;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
у родителей: - развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Этапы реализации проекта «В гости к сказке»
- й этап проекта - Организационно-подготовительный:
- подбор методического материала; - планирование работы; - подбор игрового материала.
2-й этап проекта - Основной:
День недели | Формы организации образовательной деятельности |
Понедельник | - чтение сказки «Колобок» - рассматривание иллюстраций - д/игра «Собери картинку» - д/игра «В какую сказку попал Колобок» - рисование «дорожка для Колобка» - театрализация (настольный театр) |
Вторник | - в гостях у сказки « Теремок» - чтение сказки «Теремок» - рассмотрение иллюстраций - беседа о жизни лесных зверей - д/игра « Кто как кричит?» - просмотр мультфильма по сказке |
Среда | - чтение сказки «Репка» - рассматривание иллюстраций - д/игра «Кто за кем?» - беседа о книгах « Книга-лучший друг человека» - раскрашивание раскрасок по теме «Репка» - д/игра «Что изменилось?» - д/игра «Сложи картинку» |
Четверг | - чтение сказки «Курочка Ряба» - рассматривание иллюстраций - просмотр мультфильма «Курочка Ряба» - д/игра «Собери картинку» - п/игра «Вышла курочка гулять» - лепка на тему: «Курочка Ряба» |
Пятница | Итоговое мероприятие - Инсценировка сказки «Репка», выставка книжек-малышек (родитель + ребёнок) |
Взаимодействие с родителями:
Выставка книжек –малышек; Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»; Выставка работ родителей на тему «Обложка любимой сказки».
Организация буккроссинга (Bookcrossing – «Прочитал книгу сам – передай другому») - с целью пропаганды чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.
Для реализации движения «Буккроссинг» в родительском уголке группы устанавливается небольшой книжный мини-стеллаж, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках. Родители приносят Сказки, которые уже прочитали и готовы поделиться ими с другими.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Сказка в жизни ребёнка»
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка не только развлекает, но и воспитывает. Она -универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем нашу взрослую речь. Поэтому если мы, взрослые хотим помочь ребёнку объяснить что-то ,его поддержать, то придётся вспомнить язык детства-сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения, развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Из сказок дети черпают множество познаний:
первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло. Но мы обращаем ещё особое внимание на роль сказок в развитии устной речи. У некоторых детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать произведение литературное. Поэтому вот сказка и является одним из действенных и ярких средств, скрывающих дидактические возможности в развитии речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, влияют на развитие связной речи, помогают правильно строить диалоги, но не менее важно то, что сказки делают детскую речь более эмоциональной, образной и красивой.
Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребёнку сказку или совместно сочиняют её, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребёнка, в волшебном сказочном пространстве. Ведь сказка - это ещё и замечательное средство семейного общения и развития ребёнка. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Особое внимание необходимо уделить конструированию слов, предложений. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребёнка.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. В них всегда побеждает добро-это очень важно в воспитании детей на сказках. Ребёнку легче будет справляться с жизненными трудностями. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет понять её смысл. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, то можно вовремя выявить возможные психологические проблемы у ребёнка. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Пожалуй, один из самых действенных способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга - это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.
Приложение 2
Беседа с детьми на тему
«О жизни лесных зверей»
Цель беседы: Учить детей выявлять их отличительные особенности животных(длинные уши, короткий хвост у зайца; маленькие острые уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы; коричневая окраска у лисы); познакомить с особенностями поведения(живут в лесу, заяц скачет, ест траву; лиса бегает, ловит мышей; медведь ходит, ищет ягоды, мёд).
Ход беседы:
Воспитатель вывешивает картину, говорит, что в лесу, который изображён на картине, живёт много разных животных. Некоторые из них пришли к нам сегодня в гости. Показывает мишку и спрашивает, кто это. Предлагает хорошо рассмотреть мишку и сказать какой он, назвать части тела, акцентируя внимание детей на характерных особенностях медведя. Рассказывает, что мишка пришёл не один, а со своим братом, звери ходили по лесу вместе, искали мёд и малину, которые они очень любят. Затем воспитатель предлагает вспомнить стихотворение о медведе с движениями.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою «топ».
Далее воспитатель загадывает загадку:
« По лесочку прыг-прыг. По травке тык-тык»- предлагает детям отгадать , кто ещё пришёл. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Воспитатель даёт нужные пояснения и затем предлагает угостить зайчика морковкой, сажают его на стульчик. Воспитатель сообщает детям, что к ним пришёл ещё один гость-лисичка. Воспитатель предлагает угостить лисичку мёдом и морковкой, но лиса отказывается-она не ест это.
Медведь
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.
Заяц
Прокатился шум лесной -
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал.
Лиса
Знает лисонька -лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Волк
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые -торчком.
Про мышку
Где-то в поле за рекой
Мышь живёт со всей семьёй.
Любит в гости приглашать,
Пирожками угощать.
Вот однажды к ней в берлогу
Постучался крот знакомый.
Говорит: «Сгорел мой дом.»
Просит: «Приголубь,укрой.»
Мышка добрая была,
Друга жить к себе взяла.
Год живут уже они
От весны и до зимы.
Лягушка
«Ква-ква-ква» поёт лягушка,
И почёсывает брюшко,
На листочке её уютно,
Можно петь почти всё утро.
Все в пруду лягушку знают,
Всем она надоедает.
Но лягушке всё равно,
Здесь живёт она давно!
А кому она мешает -
Сам отсюда пусть съезжает!
Приложение 3
Беседа с детьми о книгах
« Книга-лучший друг человека»
Цель беседы:
- Воспитать у детей интерес и любовь к книгам;
- Развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;
Ход беседы:
Воспитатель: -Ребята ,вы любите, когда вам читают книжки? Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что в наш книжный уголок пришла кукла Таня, она прочитала много книг и поэтому стала умной. Она весь день сидит и наблюдает за нами, а вечером ,когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня Таня согласилась поговорить и с вами.
Воспитатель(берет куклу): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги и кто умеет с ними обращаться аккуратно и бережно. А ведь умные люди давно сказали:«Книга-лучший друг человека»!В книгах живут сказки, стихи, весёлые истории и яркие картинки.
Воспитатель:-Таня, но наши дети ещё не умеют сами читать, как же они узнают ,о чём, например, эта книга?
Кукла:- Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). А кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован?(мишка).Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку. А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?
Маша в коробке сидит, далеко глядит.
Кто несёт её, ответь, быстрыми шагами?
А несёт её медведь вместе с пирогами
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь)
Воспитатель: Найдите эту книжку в нашем книжном уголке и покажите.(то же и по другим книгам)
Из муки он был печён.
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
(Колобок)
Воспитатель: Ты знаешь, Таня, а мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем.Давай покажем, как мы это делаем!
Игра-разминка «Ровным кругом»
- как бабушка Колобка стряпала?(показывают движения)
- как Машенька в лесу грибочки собирала?
- как дед Репку из земли тянул?
(вновь посадить на стульчики)
Кукла:- Молодцы! Я поняла ,что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.
Воспитатель:- Спасибо, Таня! Ребята, а давайте посмотрим ,какие книги лежат в этом сундучке.
-Это же книжки -малышки, их очень любят и самые маленькие ребята ,и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести в детский сад друзьям.
-А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки?(показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации ,а затем новые).Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.
Самая умная книга-энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: Зачем ёжику нужны иголки? Почему светит солнце?
-А вот эта книга называется Азбука! Вы хотите научится читать ?
Все люди: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит, и вам эта книга скоро пригодится!
Ребята, а можно в книгах рисовать? Нет, конечно! Для этого есть специальные книги-раскраски и Таня подарила нам такие книжки!
Давайте все вместе скажем « Спасибо» Тане и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект "В гости к сказкам А.С.Пушкина"
Проект, в ходе которого дети познакомились с творчеством АС.Пушкина. Научились узнавать героев сказок, отражали свои впечатления в продуктивных видах деятельности....
Образовательный проект «В гостях у сказки»
Театрализованная деятельность оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. Театр развивает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию фантазии и воображения...
Образовательный проект "В гостях у сказки"
Проект на тему: «В гостях у сказки». Старшая группа....
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
образовательный проект "В гостях у сказки"
данный материал поможет педагогу составить план на учебный год, где отразит знакомство детей с книгой, сказкой....
Организованная образовательная деятельность по приобщению к искусству книжной графики на примере «Знакомства с творчеством И.Я. Билибина» в рамках интегрированного образовательного проекта «В гостях у сказки»
Иллюстрирование книжной обложки к сказке "о золотом петушке " по иллюстрациям Билибина...