Образовательный проект : " В гости к сказке"
проект по развитию речи (младшая группа)

Прокопьева Ирина Алексеевна

Образовательный проект: "В гости к сказке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_prokopeva_i.a.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект:

«В гости  к сказке»

Вид проекта: творческо-позновательный

Срок реализации: краткосрочный недельный

Участники проекта: воспитатели группы, дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), родители.

Актуальность проекта: Приобщаясь к традиционному русскому фольклору через устное народное творчество, ребёнок не только  овладевает родным языком, осваивает его красоту, но приобщается к культуре своего народа. Сказка - это часть духовной жизни как ребёнка, так и взрослого. Сказка является необходимым элементом духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Благодаря сказке ребёнок как бы погружается в глубину своей души. С помощью героев сказок, встреча детей с ними не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации -это стимулирует умственную деятельность ребёнка, а так же развивает интерес к предмету. В результате сопереживания героям сказки (сюжету сказки) у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное-новое эмоциональное отношение к окружающему миру: к предметам, явлениям и к людям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Ребёнок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами как: любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений ,нравственный смысл остаются подлинными ,достаточно «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка - это можно сказать уроки на всю жизнь как для больших, так и для маленьких. Язык сказок отмечается большой живописностью: в нем много метких сравнений, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку. Этот проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлиять на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.

Цель проекта: Создание  условий для приобщения детей к русскому народному фольклору.

Задачи проекта: 

  1. Способствовать развитию интереса детей к сказкам, к книгам.
  2. Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности
  3. Воспитывать навыки аккуратного общения с книгой, бережного отношения.

Предполагаемый результат  проекта:

        у детей:   - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать артистические способности по средствам участия в инсценировках сказок;

- познакомить с фольклором русского народа;

- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.

у родителей:  - развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;

- заинтересовать  родителей жизнью группы,  вызвать желание участвовать в ней.

                    Этапы реализации проекта «В гости к сказке»

  1. й этап проекта - Организационно-подготовительный:

   - подбор методического материала; - планирование работы; - подбор игрового материала.  

     

  2-й этап проекта - Основной:

День недели

Формы организации образовательной деятельности

Понедельник

- чтение сказки «Колобок»

- рассматривание иллюстраций

- д/игра «Собери картинку»

- д/игра «В какую сказку попал Колобок»

- рисование «дорожка для Колобка»

- театрализация (настольный театр)

Вторник

- в гостях у сказки « Теремок»

- чтение сказки «Теремок»

- рассмотрение иллюстраций

- беседа о жизни лесных зверей

- д/игра « Кто как кричит?»

- просмотр мультфильма по сказке

Среда

- чтение сказки «Репка»

- рассматривание иллюстраций

- д/игра «Кто за кем?»

- беседа о книгах « Книга-лучший друг человека»

- раскрашивание раскрасок по теме «Репка»

- д/игра «Что изменилось?»

- д/игра «Сложи картинку»

Четверг

- чтение сказки «Курочка Ряба»

- рассматривание иллюстраций

- просмотр мультфильма «Курочка Ряба»

- д/игра «Собери картинку»

- п/игра «Вышла курочка гулять»

- лепка на тему: «Курочка Ряба»

Пятница

Итоговое мероприятие - Инсценировка сказки «Репка», выставка книжек-малышек (родитель + ребёнок)

Взаимодействие с родителями:

Выставка книжек –малышек; Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»; Выставка работ родителей на тему «Обложка любимой сказки».

Организация буккроссинга (Bookcrossing – «Прочитал книгу сам – передай другому») - с целью пропаганды чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.

Для реализации движения «Буккроссинг» в родительском уголке группы устанавливается небольшой книжный мини-стеллаж, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках. Родители приносят Сказки, которые уже прочитали и готовы поделиться ими с другими.

Приложение 1

Консультация для родителей

«Сказка в жизни ребёнка»

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка не только  развлекает, но и воспитывает. Она -универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем нашу взрослую речь. Поэтому если мы, взрослые хотим помочь ребёнку объяснить что-то ,его поддержать, то придётся вспомнить язык детства-сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения, развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Из сказок дети черпают множество познаний:

первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло. Но мы обращаем ещё особое внимание на роль сказок в развитии устной речи. У некоторых детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать произведение литературное. Поэтому  вот сказка и является одним из действенных и ярких средств, скрывающих дидактические возможности в развитии речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, влияют на развитие связной речи, помогают правильно строить диалоги, но не менее важно то, что  сказки делают детскую речь более эмоциональной, образной и красивой.

Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребёнку сказку или совместно сочиняют её, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребёнка, в волшебном сказочном пространстве. Ведь сказка - это ещё и замечательное средство семейного общения и развития ребёнка. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им  необходима образность, игра. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Особое внимание необходимо уделить конструированию слов, предложений. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.

Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребёнка.  

В сказках заложена многовековая народная мудрость. В них всегда побеждает добро-это очень важно в воспитании детей на сказках. Ребёнку легче будет справляться с жизненными трудностями. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет понять её смысл. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, то можно вовремя выявить возможные психологические проблемы у ребёнка. Воспитание сказкой должно способствовать  воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Пожалуй, один из самых действенных способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга - это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

Приложение 2

Беседа с детьми на тему

«О жизни лесных зверей»

Цель беседы: Учить детей выявлять их отличительные особенности животных(длинные уши, короткий хвост у зайца; маленькие острые уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы; коричневая окраска у лисы); познакомить с  особенностями поведения(живут в лесу, заяц скачет, ест траву; лиса бегает, ловит мышей; медведь ходит, ищет ягоды, мёд).

Ход беседы:

Воспитатель вывешивает картину, говорит, что в лесу, который изображён на картине, живёт много разных животных. Некоторые из них пришли к нам сегодня в гости. Показывает мишку и спрашивает, кто это. Предлагает хорошо рассмотреть мишку и сказать какой он, назвать части тела, акцентируя внимание детей на характерных особенностях медведя. Рассказывает, что мишка пришёл не один, а со своим братом, звери ходили по лесу вместе, искали мёд и малину, которые  они очень любят. Затем воспитатель предлагает вспомнить стихотворение о медведе с движениями.

     Мишка косолапый по лесу идёт,

      Шишки собирает, песенки поёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою «топ».

Далее воспитатель загадывает загадку:

« По лесочку прыг-прыг. По травке тык-тык»- предлагает детям отгадать , кто ещё пришёл. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Воспитатель даёт нужные пояснения и затем предлагает угостить зайчика морковкой, сажают его на стульчик. Воспитатель сообщает детям, что к ним пришёл ещё один гость-лисичка. Воспитатель  предлагает угостить лисичку мёдом и морковкой, но лиса отказывается-она не ест это.

Медведь

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мёд

Да малину с веток рвёт.

Заяц

Прокатился шум лесной -

Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал,

Долго эхо провожал.

Лиса

Знает лисонька -лиса:

В шубе вся её краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Волк

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком,

Уши серые -торчком.

Про мышку

Где-то в поле за рекой

Мышь живёт со всей семьёй.

Любит в гости приглашать,

Пирожками угощать.

Вот однажды к ней в берлогу

Постучался крот знакомый.

Говорит: «Сгорел мой дом.»

Просит: «Приголубь,укрой.»

Мышка добрая была,

Друга жить к себе взяла.

Год живут уже они

От весны и до зимы.

Лягушка

«Ква-ква-ква» поёт лягушка,

И почёсывает брюшко,

На листочке её уютно,

Можно петь почти всё утро.

Все в пруду лягушку знают,

Всем она надоедает.

Но лягушке всё равно,

Здесь живёт она давно!

А кому она мешает -

Сам отсюда пусть съезжает!

Приложение 3

Беседа с детьми о книгах

« Книга-лучший друг человека»

Цель беседы:

  • Воспитать у детей интерес и любовь к книгам;
  • Развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;

Ход беседы:

Воспитатель: -Ребята ,вы любите, когда вам читают книжки? Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что в наш книжный уголок пришла кукла Таня, она прочитала много книг и поэтому стала умной. Она весь день сидит и наблюдает за нами, а вечером ,когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня Таня согласилась поговорить и с вами.

Воспитатель(берет куклу): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги и кто умеет  с ними обращаться аккуратно и бережно. А ведь умные люди давно сказали:«Книга-лучший друг человека»!В книгах живут сказки, стихи, весёлые истории и яркие картинки.

Воспитатель:-Таня, но наши дети ещё не умеют сами читать, как же они узнают ,о чём, например, эта книга?

Кукла:- Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). А кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован?(мишка).Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку. А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?

Маша в коробке сидит, далеко глядит.

Кто  несёт её, ответь, быстрыми шагами?

А несёт её медведь вместе с пирогами

Провела его малышка, будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь)

Воспитатель: Найдите эту книжку  в нашем книжном уголке и покажите.(то же и по другим книгам)

Из муки он был печён.

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

(Колобок)

Воспитатель: Ты знаешь, Таня, а мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем.Давай  покажем, как мы это делаем!

Игра-разминка «Ровным кругом»

- как бабушка Колобка стряпала?(показывают движения)

- как Машенька в лесу грибочки собирала?

- как дед Репку из земли тянул?

(вновь посадить на стульчики)

Кукла:- Молодцы! Я поняла ,что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок  с книгами.

Воспитатель:- Спасибо, Таня! Ребята, а давайте посмотрим ,какие книги лежат в этом сундучке.

-Это же книжки -малышки, их очень любят и самые маленькие ребята ,и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести в детский сад друзьям.

-А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки?(показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации ,а затем новые).Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.

Самая умная книга-энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: Зачем ёжику нужны иголки? Почему светит солнце?

-А вот эта книга называется Азбука! Вы хотите научится читать ?

Все люди: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит, и вам эта книга скоро пригодится!

Ребята, а можно в книгах рисовать? Нет, конечно! Для этого есть специальные книги-раскраски и Таня подарила нам такие книжки!

Давайте все вместе скажем « Спасибо» Тане и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект "В гости к сказкам А.С.Пушкина"

Проект, в ходе которого дети познакомились с творчеством АС.Пушкина. Научились узнавать героев сказок, отражали свои впечатления в продуктивных видах деятельности....

Образовательный проект «В гостях у сказки»

Театрализованная деятельность оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. Театр развивает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию фантазии и воображения...

Образовательный проект "В гостях у сказки"

Проект на тему: «В гостях у сказки». Старшая группа....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

образовательный проект "В гостях у сказки"

данный материал поможет педагогу составить план на учебный год, где отразит знакомство детей с книгой, сказкой....