образовательный проект "В гостях у сказки"
проект (младшая группа)

Суркова Светлана Валерьевна

данный материал поможет педагогу составить план на учебный год, где отразит знакомство детей с книгой, сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_skazki.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

       Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

ПРОБЛЕМА

В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

ГИПОТЕЗА

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.

ЗАДАЧИ

для детей:

Образовательные:  формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; обогащать и расширять словарный запас детей;  способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Развивающие: развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях; развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать чувства дружбы и коллективизма; воспитывать культуру речи.

для родителей:

создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; развитие совместного творчества родителей и детей; развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней;

для педагогов:

развитие творческого потенциала ребенка; показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

ТИП ПРОЕКТА

  1. По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо – информационный, игровой.
  2. По времени проведения: долгосрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

     Дети  дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель,  инструктор по физкультуре, родители воспитанников.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Непосредственно образовательная деятельность.
  2. Экскурсия в музей.
  3. Оснащение предметно – развивающей среды.
  4. Работа с родителями.

Содержание проекта строится на принципах:

1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

6. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

7. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Для детей:

  • развитие интереса детей к сказкам;
  • закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
  • воспитание чувства дружбы и коллективизма;
  • получить эмоциональный отклик от своей работы.

Для родителей:

  • содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
  • укрепление детско-родительских отношений.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
    2. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
    3. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
    4. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
    5 . Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
    6. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
    7. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
    8. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
    9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
    10.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

1-ый этап, подготовительный.

(разработка проекта)

Сроки: с 12.09.2016 по 14.10.2016

Деятельность педагога:

  1. Определение проблемы, постановка цели, задач.
  2. Определение методов работы.
  3. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
  4. Изготовление дидактических игр по сказкам
  5. Составление перспективного плана.

Совместная с детьми деятельность:

  1. Введение детей в проблемную ситуацию.
  2. Рассматривание иллюстраций к сказкам, книжек, альбомов.

2-ой этап, исследовательский.

(выполнение проекта)

Сроки: с 17.10.2016 по 14.04.2017

Образовательная область

Формы и методы работы

 

Речевое развитие

Беседы:

1. «В гости к книге» (Ноябрь);

2. «Кто придумывает сказки» (Январь);

3. « Мои любимые сказки» (Март).

Чтение, рассказывание:

Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух да лиса», «Три медведя», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – Лебеди» и др.

Мордовские народные сказки:

«Яраска», «Пугливая мышь», «Как собака друга искала», «Диль – диль, дедынька», «Сыре Варда».

Сказки  К.И. Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Телефон», «Муха – Цокотуха» и др.

«Красная Шапочка» - Ш. Перро; «Мороз Иванович»  - В.Ф. Одоевский и др.

Отгадывание загадок о сказках.

Познавательное развитие

НОД:

1. Русские народные сказки из волшебного сундука» (Декабрь);

2. «По следам Колобка» (Февраль);

3. « По сказкам К. И. Чуковского» (Март)

Рассматривание альбомов:

«Русские народные сказки», «Узнай сказку».

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:

1. «Сложи картинку и назови сказку»;

2. «Из какой сказки герой»;

3. «Из какой сказки волшебная вещь»;

4. Кубики»;

5. «Составь сказку».

Игры – драматизации:

«Репка», «Колобок», «Муха – Цокатуха», «Под грибом».

Просмотр кукольных спектаклей.

Театр на фланелеграфе: «Три медведя», «Репка», «Красная Шапочка», «Гуси – Лебеди», «Заюшкина избушка».

Посещение мини – музея «Мордовская изба».

Театрализация сказки «Муха – Цокотуха».

Выставка художественной литературы «Книги С. Маршака, К. Чуковского»

Художественно – эстетическое

 развитие

Лепка

НОД:

1. «Колобок» (Октябрь);

2. «Поможем Айболиту вылечить медвежат» (Январь);

Рисование

НОД:

1. «Золотое яичко» (Декабрь);

2. «Книжки – малышки» (Март).

Аппликация

НОД:

1. «Красивая салфетка для колобка»; (Ноябрь)

2. «Гирлянда для теремка» (Апрель).

Конструирование

Строительные игры «Теремок», «Забор для колобка», «Заюшкина избушка».

Музыка

Исполнение песен, потешек, прибауток. Участие в утренниках.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Кот и мыши», «Курочка - хохлатка», «Совушка – сова», «Лиса и зайцы», «Зайка серенький сидит».

Пальчиковые игры: «Петушок», «Коза», «Мальчик – с – пальчик», «Гусь», «Шарик», «Зайчик», «Зайка косой» и др.

Спортивный досуг «Репка»

Работа с родителями

Консультации:

1. «Сказка в жизни ребенка» (Ноябрь);

2. «Читайте детям сказки» (Январь);

3. «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок» (Апрель).

Анкетирование: «Сказка в жизни вашего ребенка» (Ноябрь)

Тематическая неделя «В гостях у сказки» (Декабрь)

Газета для родителей «Теремок» (Февраль)

3-ий этап: заключительный

(обобщающий)

Сроки с 17.04.2017 по 28.04.2017

  1. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
  2. Обобщение результатов работы, формулировка выводов;
  3. Составление рекомендаций (из опыта работы);
  4. Театрализация сказки «Муха – Цокотуха»;
  5. Выставка рисунков «Моя любимая сказка»;
  6. Презентация.

Управление образования

Администрация городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №  комбинированного вида»

Авторы составители:

воспитатели группы № 13

Саранск 2016 – 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «В гости к сказке" ( по сказкам К.И.Чуковского).

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "В гости к сказке" (по сказкам К.И.Чуковского)....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в средней группе «В гостях у сказки (По сказке «Колобок)»

Знакомство с новым видом театра (теневой), воспитывать чувство доброты и эмоционального отклика....

Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности на развитие познавательно-творческих способностей с использованием современных игровых технологий "Блоки Дьеныша", палочки Кюизенера. "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского

В данном конспекте  "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского, занятие раскрывает несколько задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Занятие знакомит со сказками Корнея Ивановича ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Сказка» «В гостях у сказки…»

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Сказка» «В гостях у сказки…»...

Технологическая карта образовательной деятельности по речевому развитию «Наши пальчики помогают рассказывать сказку» («В гостях у сказки «Уш чуул эртемниг оол»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 «Салгал» г.Кызыл  УтверждаюЗаведующаяМБДОУ д/с «Салгал» г.Кызыл________...