Диагностика связной речи детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Диагностика связной речи детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_dlya_svyaznoy_rechi.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
В качестве диагностического материала была использована методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Критерии диагностики речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной включают в себя:
1. Словарная работа – выявить умения:
1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это?
2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая?
3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?
4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
5) понимать противоположные значения слов (большой — маленький, громко — тихо, бежать — стоять).
2. Грамматический строй – выявить умения:
1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята);
2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
3. Связная речь:
1) определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;
4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
Оценка результатов:
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно;
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого;
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:
1) правильный ответ (3 балла);
2) частично правильный (2 балла);
3) неточный ответ (1 балл).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (яркой расцветки, резиновый); кошка (лучше всего мягкая игрушка); картинки небольшого формата: 1) кошка с котятами, 2) изображение игрушек, 3) отдельные предметы посуды, одежды, мебели.
Ход обследования:
Задание 1. Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.
1) ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);
2) дает имя (одним словом);
3) не дает имя (повторяет слово кукла).
2. Скажи, какая Марина?
1) называет два слова и более (красивая, нарядная);
2) называет одно слово (хорошая);
3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).
3. Что на ней (Марине) надето?
1) самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);
2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это — носочки, это — платье);
3) показывает предметы одежды, но не называет.
4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки — это...?»)
1) ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);
2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);
3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).
5. Какая одежда надета на тебе?
1) называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);
2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);
3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).
6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)
- ребенок называет все действия;
2) называет два действия (встала, подняла руку);
3) называет одно слово — действие (стоит или сидит).
7. Что можно делать с куклой?
1) называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
3) называет одно слово (играть).
8. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.
1) использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста);
2) называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);
3) называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).
9. Составление совместного рассказа по схеме: «Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть)».
1) ребенок заканчивает все предложения;
2) заканчивает два предложения;
3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).
Задание 2. Мяч.
1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?
1) называет два признака и более (круглый, резиновый);
2) называет одно слово;
3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).
2. Что с ним можно делать?
1) называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);
2) называет два действия (играть, бросать);
3) называет одно слово (играть).
3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:
— Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)
— А ты что сделал? (Поймал.)
— Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)
— А я что сделала? (Поймала.)
1) ребенок называет все глаголы в нужной форме;
2) называет 2—3 глагола правильно;
3) называет только одно действие.
4. Составим рассказ про мяч: «Это ... (мяч). Он... (круглый, синий). Мяч можно... (катить, ловить, бросать). Я люблю... (играть с мячом)».
1) ребенок заканчивает предложение, называя 2—3 признака и действия;
2) называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым;
3) не может закончить предложение, начатое взрослым.
Задание 3. Картина «Кошка с котятами».
1. Воспитатель спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»
1) ребенок самостоятельно отвечает (Это — кошка, у нее котята. Кошка черная);
2) отвечает по вопросам педагога;
3) описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).
2. Как назвать детеныша кошки?
1) называет правильно (единственное число — котенок, котик);
2) вместо единственного называет множественное число (котенки, котята);
3) не выполнил задания.
3. Когда много детенышей, как сказать?
1) называет множественное число (котятки, много котят);
2) вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик);
3) не выполнил задания.
4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята... (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий); кошка бегает быстро, а котята... (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята (тихо)».
1) ответил на все задания;
2) выполнил 2—3 задания;
3) ответил на одно.
5. Совместное рассказывание. «Это... (кошка). Она... (большая). У кошки есть... (котята). Кошка любит... (своих котят; играть, лакать молоко)».
1) Ребенок заканчивает все предложения;
2) заканчивает 2-3 предложения;
3) называет одно слово.
Задание 4.
1. Как одним словом назвать куклу, мяч?
1) ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
2) перечисляет названия (Катя, мяч);
3) говорит одно слово (кукла).
2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь?
1) составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);
2) перечисляет игрушки;
3) называет одну игрушку.
Задание 5.
Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».
1) ребенок пересказывает сказку самостоятельно;
2) рассказывает по вопросам воспитателя;
3) называет отдельные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Обучение связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Этот материал подскажет молодым специалистам с чего начать развивать связную речь в младшем возрасте....
«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, с...
Роль театрализованной игры в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного...
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук
Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста....
"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...
Проект по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества
Проект по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества Тема проекта: «Устное народное творчество как средство развития связной реч...
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....