Дидактическое пособие С.Я. Маршак "Где обедал воробей"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Белова Оксана Валерьевна

Цель:

 Подготовка артикуляционного аппарата к правильному воспроизведению звука.

Задачи:

  Расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи; автоматизация звуков в речи.

Учить устанавливать логические связи между предметами.

Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза.

Развитие навыков связной речи.

Развитие пространственных представлений, ориентировку на плоскости, знания о геометрических фигурах.

Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

Развитие зрительного гнозиса,  мелкой моторики и координации движение пальцев рук, развитие тактильных ощущений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский  сад компенсирующего вида №19 г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Дидактическое пособие

C:\Users\Oksana\Desktop\картинки\9fed52e316405c073f460013cc3c3329.jpg

Разработчики  проекта:

ст. воспитатель: Горбунова Л.И.

воспитатели: Белова О.В.

Дегтярёва В.И.

Учител – логопед: Власьевнина Т.В.

2022г.

Цель:

 Подготовка артикуляционного аппарата к правильному воспроизведению звука.

Задачи:

  Расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи; автоматизация звуков в речи.

Учить устанавливать логические связи между предметами.

Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза.

Развитие навыков связной речи.

Развитие пространственных представлений, ориентировку на плоскости, знания о геометрических фигурах.

Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

Развитие зрительного гнозиса,  мелкой моторики и координации движение пальцев рук, развитие тактильных ощущений.

Варианты игр:

Дыхательное упражнение «Воробей летит в зоопарк»

Цель: формирование длительного и короткого речевого выдоха.

слова:

Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Воробушек летит», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья».

Дыхательное упражнение «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Стоя или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.

Вдох и выдох производится через нос

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательное упражнение «Слон пьёт воду»

Вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя. Выдох.

Дыхательное упражнение «Слон машет хоботом»

Поворот головы в стороны. При повороте – вдох носом. При возвращении в исходное положение – выдох ртом.

Дыхательное упражнение «Лев трясёт гривой»

Потряхивание головой.  При повороте – вдох носом. При возвращении в исходное положение – выдох ртом.

           Упражнения артикуляционных

 мышц языка

«Мишка зевает»

Шли – шли, к «Мишкиной  берлоге» подошли.

Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему очень хочется спать. (Широко раскрывать и закрывать рот).

«Голодный воробей».

Максимально широко открывать рот ( язык лежит на дне ротовой полости,кончик упирается в нжние зубы).

Произносить слоги – « Ам – ам- ам-ам».

«Воробушек глотает пищу»

Сглатывание слюны

«Очень вкусная пища».

Присасывать «широкий»язык, произносить звук а-а - а.

«Жуём твёрдую морковку»

Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

«Сердитый лев»

Челюсть опускается  вниз с максимальным  вытягиванием языка к подбородку мысленными произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шеей, произнесением этих звуков.

Артикуляционное упражнение

Артикуляционное упражнение «КРОКОДИЛ»

Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт руки согнуты в локтях с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрылась - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5раз/

Артикуляционное упражнение «ДОБРЫЙ ЛИСЁНОК»

Наш лисенок не кусается,

Наш лисенок улыбается.

/Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые зубы. /

Артикуляционное упражнение для языка «МОРЖ НА ЛЕЖБИЩЕ»

/Положить широкий язык на нижнюю губу. /

Артикуляционное упражнение «МИШКА-СЛАДКОЕЖКА»

Мишка очень любит мед,

Он его сейчас слизнет.

/Ребенок, открыв рот, облизывает верхнюю и нижнюю губу. /

Артикуляционное упражнение «Аист»

Вытянуть «острый» язык как можно дальшеизо рта удерживать под счёт до «шести – восьми».

Динамическая пауза «Воробьи».

Ой, летали воробьи.

Все чирикали, летали,

Крыльями махали. (Махи руками)

Стайкою на землю сели,

Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю, (Сесть на корточки)

Клю, клю, клю, клю,

Как я червячков люблю. (Указательными пальцами постучать по полу)

Перышки почистим,

Чтобы были чище. (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

Вот так, вот так, вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам. (Прыжки на месте, вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала

Воробьев всех распугала  (Появляется собака (игрушка или картинка): Ав-ав-ав)

Воробьишки все взлетели,

И под крышу полетели. (Махи руками, бегом на стульчики)

Физкультминутка «Воробьи».

Вот на ветках, посмотри. (Встали.)

Скачут шустрые воробьи. (Прыгаем.)

Чик-Чирик! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Чик-Чирик! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Чик-Чирик! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Физкультминутка «Кенгуру».

Лапку к лапке приставляя, (ставим ногу к ноге)

Друг за другом, поспевая,

Кенгуру так быстро скачут, (прыгаем на двух ногах друг за другом)

Словно мой любимый мячик.

Скок да скок, скок да скок,

Скачем- скачем далеко!

Мама с сумкой скок да скок, (останавливаемся, обнимая игрушку)

В сумке маленький сынок.

Вот так странная семья!

С сумкой прыгает она. (продолжаем прыгать на двух ногах)

Скок да скок, скок да скок

Скачем – скачем далеко.

Пальчиковая гимнастика «Слон».

В зоопарке стоит слон,

Уши, хобот – всё при нём.

 Головой своей кивает,

 Будто в гости приглашает

Пальчиковая гимнастика «Воробьи».

Крокодил плывет по речке, (ладонь ребенка выставлена вперед параллельно полу)

Выпучив свои глаза. (указательный и большой пальцы соединены)

Он зеленый весь, как тина, (большой палец руки находится под ладонью)

От макушки до хвоста. (прижать и выставить вперед указательный и мизинец).

 Упражнение «Кенгуру».

По зеленому лужку

Скачет быстро кенгуру

Есть проблему по утру

У хвостатых кенгуру —

Надо покормить ребенка —

Маленького кенгуренка

Пальчиковая гимнастика «Носорог».

Носит бедный носорог

На носу огромный рог.

Носорог бодает рогом —

Не шутите с носорогом!

Пальчиковая гимнастика «Воробей».

Где обедал, воробей?     (Дети машут перекрещенными ладошками.)

– В зоопарке у зверей.    (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва           (На каждое название животного загибают по

За решеткою у льва.          одному пальчику поочередно на левой, затем

Подкрепился у лисицы,     на правой руке)

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил     (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного)

Чуть меня не проглотил.

Подвижная  игра «Тепло, холодно».

Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом.

Игры по ФЭМП

Игра «Сколько?» 

Цель: согласование числительных с существительными.

Посчитать героев произведения.

  Кто идет перед, за, между, героями. (Воспитатель читает отрывок произведения и задаёт детям соответствующие вопросы детям.)

Дидактическая игра: «Животные»

- Сколько животных посетил в зоопарке воробей? (5)

Кто был первым? (лев) Каким по счету был морж? (третий)

 Кого последним посетил воробей? (крокодила) А какой он по счету? (пятым)

Кто был вторым? (лисица)

А кто стал четвертым? (медведь) 

Речевые игры:

Чистоговорка

«Моржи» - я начну, а вы закончите предложение.

 ЖУ-ЖУ-ЖУ - В зоопарк пришли к… моржу.

ЖА-ЖА-ЖА - Испугались мы… моржа.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ - Сидят птички на… морже.

ЖУ-ЖУ-ЖУ - Ближе подошли к… моржу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ - Повернулись к нам …моржи.

ЖУ-ЖУ-ЖУ - Рыбку бросили …моржу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ - Очень мирные… моржи.

ЖИ-ЖИ-ЖИ - Не страшны совсем… моржи.

Игра «У кого – кто»

Цель: припоминание названий детёнышей животных и проговаривание, у кого что. 

Игра «У кого – что»

Цель: упражнять в употреблении падежных окончаний существительных (родительный падеж единственного числа с предлогом «У».)

Игра «Дружные звери».

Цель: упражнять в употреблении падежных окончаний существительных

(творительный падеж с предлогом с, со).

Игра «Какой?»

Цель: формировать умение подбирать определения. Автоматизация звука [р] в словосочетании.

Игра «Назови ласково»

Цель: образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цель: формирование слоговой структуры слова..

Игра «Кто где живёт»

Цель. Развивать умение детей различать значение предлогов «на» и «в» и правильно употреблять их в речи. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Игра: «Что ели звери?»

Цели:

формировать умения отгадывать загадки;

расширять представления об окружающем мире;

развивать мышление, внимание, память.

 

Игра: «Составь рассказ о животном»

Цель. Развивать умение детей точно, лаконично и образно описывать животное или птицу по наглядной опорной схеме.

Дидактические игры

Игра «Угадай зверей»

Цели:

правильно определить животное, часть которого изображена на слайде, выбрав одну картинку из трёх; расширять представления об окружающем мире; развивать мышление, внимание, память.

Игра: «Где побывал воробей?»

Цели:

правильно определить место, о котором говорится в стихотворении, выбрав одну картинку из трёх; расширять представления об окружающем мире; развивать внимание, память.

   Игра: «Чей детёныш?»

Цели:

правильно определить животное, детёныш которого изображён, выбрав одну картинку из трёх; расширять представления об окружающем мире;

развивать внимание, память

Игра «Собери паззл»

Дети находят коробочку с паззлом, собирают его на странице и получают изображение «Зоопарка с животными» из произведения С.Маршака «Где обедал воробей?»

- Молодцы, ребята! Все страницы нашей книги заполнили! 

Игра «Отгадай загадки

Цели:

формировать умения отгадывать загадки; расширять представления об окружающем мире; развивать мышление, внимание, память.

1. Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык,

Говорить всем «Чик-Чирик». (Воробей)

2.Он любит ягоды и мёд,

 Зимой в берлоге он живёт.

Он – симпатичный, правда, ведь?

Мохнатый увалень …(Медведь)

3. Серый толстый великан

    Нос как будто длинный кран

    На спине прокатит он

    Озорной ушастый… (Слон)

4. В Австралии они живут,

    Прыгунчики отличные.

    А сумку им носить  - не труд

   Явление привычное…. (Кенгуру)

5. Во лежит в воде давно

    Всё зеленое бревно;

   Любит африканский НИЛ

   Наш зубастый …. (Крокодил)

6. Крепко сбит и ладно сложен,

    В складках весь из толстой кожи

   

 Гордо носит грозный рог

   Африканский … (Бегемот)

7. Стали братья на ходули,

    Ищут корму по пути.

    На бегу ли, на ходу ли –

    Им с ходулей не сойти… (Журавль)

8. Среди льдин рыбёшку ищет.

    А пловец – каких не сыщешь.

    До чего же зверь хорош –

   Гладкий сильный этот ….(Морж)

9. Хвост пушистый бережёт.

   И зверюшек стережёт:

   Знают, рыжую в лесу  -

  Очень хитрую….( Лису)

10. Ты рукой его не тронь!

Грива есть, но он не конь.

Нет копыт, а есть клыки,

И на лапах коготки….(Лев)

         Дидактическая игра по произведению С. Я. Маршака

«Где обедал воробей» ( крыжечки с картинками)

Цель: закрепить знания детей по произведению С. Я. Маршака.

- Учить названия обитателей зоопарка.

- Расширить словарный запас детей, развивать связную речь, наглядное мышление.

- Развивать внимание и память детей.

- Воспитывать доброе отношения к животным, бережное отношение к ним.

- Различать виды животных а так же пищу которой они питаются.

Ход игры

 Чтение стихотворения С. Я Маршака с опорой на игру. (Воспитатель по мере чтения стихотворения выставляет героев произведения и выкладывает крышечки с изображением продуктов питания этих

животных. Во время вторичного чтения дети сами находят животных и продукты питания).

1 Вариант "Исправь ошибку" (Воспитатель выставляет героев в свободном порядке, а дети должны поставить героев по порядку).

 2 Вариант "Угадай, о ком я скажу" (Воспитатель загадывает детям загадки, он отгадывают и находят героя).

 3 Вариант "Какого героя не хватает" (Воспитатель заранее убирает одного из героев стихотворения С. Я. Маршака, а дети в свою очередь отгадывают).

4 Вариант "Что для кого" (разложить крышечки на стаканчики с героями)

5 Вариант «Собери из букв слова», а картинки тебе помогут в этом.

C:\Users\Oksana\YandexDisk\Скриншоты\7d478c65-6209-47ff-977c-10c81657c9af.jpg

Словарная работа:

Все ли слова вам понятны?

Что такое отруби?

Отруби – кожура зерна пшеницы. Зёрна пшеницы мололи на муку, а кожуру отсеивали.C:\Users\Oksana\Desktop\79938dae027593138a7a955e9d476e42.jpg

Эта кожура и называется отруби. Отрубями кормят животных. 

https://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/6849621-02.jpg$x$

Что такое сперва?

 «Сперва» - раньше, сначала. 

Что такое пир?C:\Users\Oksana\Desktop\03_picture_bdb1248a.jpg

«Пир») –  веселый праздник ,

с обильным угощением.

«Пир на весь мир!» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

«Где обедал, воробей?» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы

«Где обедал, воробей? » Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группыОО «Речевое развитие»Образовательные области:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», ...

«Воробей» по стихотворению С.Я.Маршака «Где обедал воробей?»

Конспект интегрированного  НОД Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» и образовательной области «Художественное творчество»( лепка из пластилина  с исполь...

Электронно-методическое игровое пособие "Где обедал воробей?"

Методическое игровое пособие по произведению С.Маршака «Где обедал, воробей?»рекомендуется педагогам и родителям для ведения образовательной деятельности по речевому развитию (развитие лексико-граммат...

Дидактическая развивающая книжка - игра «Где обедал воробей?»

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач каждого педагога. То есть необходимо, как можно раньше, окружить ребенка такой средой, которая будет стимулировать его игровую, к...

Дидактическое пособие «Лэпбук «Воробей»

Формирование представлений и первоначальных знаний о воробье у младших дошкольников....