Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.
В статье даны рекомендации по работе с детьми по развитию речи детей с использованием приёмов мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 160.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоусова Екатерина Анатольевна
Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники
Прекрасна речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: «О, как же ты красива!»
На сегодняшний день высокий уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Исследования в этой области, выявили проблемные зоны в развитии речи у детей:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- бедность речи;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- плохая дикция.
В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы, учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе.
Сюда относится образовательная область «коммуникация» - развитие общения, в том числе и речевого.
Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются:
- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;
- развитие словаря детей;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование её грамматического строя;
- развитие связной речи.
Эти задачи способствуют главной цели - развитию навыков общения.
Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растёт, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой. В связи с этим возникает острая необходимость в развитии речи дошкольников для того, чтобы они могли связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Процесс обучения должен быть интересным, занимательным и развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решают следующие задачи:
- Развивать связную и диалогическую речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
- Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) .
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Используем их для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей среднего дошкольного возраста можно использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой - изображать персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы можно выполнять в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Очень важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу на занятиях по мнемотаблицам необходимо проводить в три этапа.
- 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью педагога, в старших – дети могут уже самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. На её основе создают разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста.
Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.
Интегрировать могут различные образовательные области, остановлюсь на некоторых из них.
Система занятий по развитию речи, как и система художественно - эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же время началом и продолжением другого. Важная задача— соединить в сознании, в чувствах детей - живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.
Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс и другие интегрированные занятия.
Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию детей, которые оказывают эффективное воздействие на детей. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребенку чувствовать себя свободно. На интегрированных музыкальных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме.
Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников.
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи детей нашего сада также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение разработать проект по организации сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах развития речи детей. Поставила задачу родителям, что развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Поэтому считаю, что актуальность данного проекта заключается в том, что в развивающую работу по развитию речи детей были вовлечены родители воспитанников. Их осознанное включение в совместный с педагогами детского сада образовательный проект позволил значительно повысить уровень речевого развития детей.
Цель: повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с родителями.
Задачи:
- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
- Познакомить родителей с приёмами и методами развития речи детей;
- Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.
Содержание проекта включает в себя работу воспитателей, а также работу учителя-логопеда. В период реализации проекта уделяли особенное внимание вопросам развития речи детей. Составленное планирование позволяет охватить самые важные направления развития речи дошкольников. Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т. д. - это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Родителей приглашаем в детский сад для проведения мероприятий, а также предоставляем информацию (стенды, брошюры, методические рекомендации) для дальнейшего использования в домашних условиях.
Предоставляю родителям теоретический и практический материал по развитию речи, стараюсь заинтересовать их и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даёт свои положительные результаты:
- Связная речь улучшилась.
- Увеличился круг знаний об окружающем мире.
- Появилось желание составлять предложения. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложений.
- Научились составлять рассказы из пяти и более предложений. С удовольствием составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки.
- Появился интерес к заучиванию стихов и потешек.
- Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
- Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
- Ребята активнее стали работать на занятиях. Улучшилась концентрация внимания, наблюдательность, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
- Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
- Дети стали чувствовать себя более уверенно, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.
Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие связной речи детей через использование приёма наглядного моделирования"
Уважаемые коллеги, предлагаю вам презентацию по развитию речи с использованием мнемотехники. Актуальность презентации: наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, так к...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
О плюсах использования мнемотехники при развитии речи у детей...
Педагогический проект "Развитие речевой активности с использованием приёмов мнемотехники"
Данная Программа представляет собой систему работы по речевому развитию детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами образовательных дошкольных учреждений на протяжении все...
Буклет "Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники"
Буклеты для родителей по развитию речи...
Консультация Развитие связной речи детей через использование приёма моделирования.
Развитие связной речи детейчерез использование приёма моделирования. «Учите ребенка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам —он будет долго напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".
Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...
Статья: "Развитие речи детей посредством использования элементов мнемотехники"
В сообщении говорится о том, что такое мнемотехника, что является целью и как можно использовать приемы мнемотехники в работе по развитию речи детей. В сообщении раскрыто какой наглядно-демонстративны...