Конспект занятия по развитию речи «Весна-красна» с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Веселова Светлана Анатольевна

Цель:

  • Продолжать развивать связную монологическую речь через составление описательных рассказов о весне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 14 «Солнышко»

Конспект занятия по развитию речи «Весна-красна» с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Составила: Веселова С.А.

(высшая кв.категория)

Ковдор, 2023

Цель:

  • Продолжать развивать связную монологическую речь через составление описательных рассказов о весне.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать учить детей составлять описательный рассказ о весне по схеме (опора на мнемотаблицу);
  • расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Весна».
  • формировать умение обобщать, расширять словарный запас;
  • совершенствовать навыки словообразования и словотворчества;
  • продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать силу голоса;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;
  • упражнять в координации речи с движениями;
  • развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Техническое обеспечение занятия:

  • мультимедиа-проектор;
  • ноутбук, звуковые колонки;

Материалы и оборудование:

  • мнемотаблица по теме «Весна»;
  • мнемотаблицы с пословицами;
  • буквы;
  • магнитики желтого, синего цвета,;
  • мяч;
  • презентация  с картинами весенней природы.

Предварительная работа:

  • рассматривание энциклопедий, иллюстраций о природе и её изменениях в разное время года;
  • составление рассказов по образцу и с опорой на мнемотаблицы;
  • работа с мнемотаблицами по теме «Весна»;
  • работа с мнемодорожками по теме «Весна»;
  • Беседы с воспитанниками  о природе, весенних  приметах.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент:

Дети заходят в группу и встают в круг, взявшись за руки.

Рефлексия:

Игра «Верни улыбку»

Педагог звенит колокольчиком и говорит: «У меня сейчас хорошее настроение, я хочу с вами им поделиться. Пусть колокольчик с улыбкой «обойдет» всех детей и вернется ко мне».

Педагог произносит: «Мы посмотрим друг на друга - подари улыбку другу» и передает колокольчик с улыбкой по кругу, дети передают его друг другу улыбаясь. Колокольчик с улыбкой возвращается к педагогу.

Педагог:

-Ребята, я надеюсь, что у вас у всех будет хорошее настроение в течении дня. А сейчас я предлагаю поиграть с мячом, и кто правильно ответит на вопрос, сядет на свое место.

- Какое сейчас время года? (весна)

- Какое время года будет после весны? (лето)

- А какое было перед весной? (зима)

- Как называется первый весенний месяц? (март)

- Как называется второй весенний месяц? (апрель)

- А последний весенний месяц? (май)

- Назови праздник, который бывает весной. (8 марта/ День Победы)

Педагог:

-Молодцы ребята, справились с первым заданием.

2. Основная часть

Педагог:

- Сегодня утром на мою электронную почту пришло необычное письмо. Которое было адресовано «Детям подготовительной группы 8 «Непоседы» - это значит, что письмо пришло вам.

Интересно, от кого оно пришло? Хотите узнать, что там написано? Давайте прочитаем. (на экране появляется текст письма):

«Доброе утро, ребята! Со мной произошла неприятная история.  Меня похитил злой ветер и заколдовал меня.  Он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Я обращаюсь к вам за помощью, чтобы ветер меня отпустил надо выполнить его задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву-подсказку и если вы все сделаете верно, вы меня расколдуете и узнаете кто я».

Педагог:

- Ребята, ну что, поможем нашему гостю? Освободим ее от злого ветра и узнаем кто же это.

Дети:

-Да.

Педагог:

- Тогда мы с вами отправимся в лес. (Встаем и идем по кругу). Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Раз, два, три, в сказочный лес скорей попади.

(На экране изображение весны)

1. Рассмотрение картины. Беседа.

Педагог:

- А вот и наше первое задание.

- Ребята, перед вами картина.  Какое время года на нем изображено?

Дети:

- На картине изображена весна.

Педагог:

- Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. Но здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

- Что происходит весной?

Дети:

- Весной солнце стало пригревать сильнее, стало тепло, распускаются первые весенние цветы.

Педагог:

- Произошли ли какие-то изменения со снегом?

Дети:

 - Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали.

Педагог:

- Изменились ли деревья?

Дети:

- На ветках можно заметить набухшие почки.

Педагог:

- Молодцы! А вот и первая буква-подсказка. Это буква - «С». (прикрепить на мольберт)

2. Пальчиковая гимнастика.

Педагог:

- А теперь я предлагаю немножко поиграть и сделать пальчиковую гимнастику.

Шаловливые сосульки 

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки 

Посмотрели вниз.

Посмотрели, чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Положить руки на колени.

Покрутить кистями рук

Опустить голову вниз.

Пожать плечами

Руками соответствующие движения.

В такт наклонять голову вправо – влево.

Педагог:

- Молодцы! Получайте вторую букву-подсказку. Это буква - «О». (прикрепить на мольберт)

3.Игра «Весенние падежи»

Педагог:

- Ребята, а вы знаете, сколько месяцев длится весна? Давайте поиграем, слушайте внимательно и доскажите последнее слово, а отгадать вам помогут мнемодорожки (дорожки со схемами).

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону

И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной

Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи

И повторишь ты падежи.

(Н. Ключкина )

Педагог:

- Молодцы! Получайте третью букву-подсказку. Это буква …-  «Л» (прикрепить на мольберт)

4. Игра «Назови родственное слово»

Педагог:

- Ребята, а  вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег»- это снежок, снежинка, снежная, подснежник. А сейчас подберем слова-родственники к слову «весна».

Дети:

- Весенний, весеннее, весенняя, веснянка, веснушки, вёсны, по-весеннему, по весне, весной, веснушчатый, весноватый, весною, весноватый, веснушечка, веснушка, вёсенка, веснушчатая, веснянки, весноватая.

Педагог:

- О чём может сказать слово  «Весенний»?

Дети:  

- Весенний ручей, весенний дождь,  весенний день, весенний сад.

Педагог:

- О чем может сказать слово «Весенняя»?

Дети:

-  Весенняя погода, весенняя лужа, весенняя капель, весенняя проталинка, весенняя река, весенняя погода.

Педагог:

- О чем может сказать слово «Весеннее»?

Дети:

- Весеннее облако, весеннее настроение, весеннее солнце, весеннее небо, весеннее утро.

Педагог:

- Молодцы ребята. А теперь попробуйте придумать определения к слову «Весна». Весна какая?

Дети:

- Весна тёплая, весна долгожданная, весна красивая, весна добрая, весна ранняя, весна поздняя.

Педагог:

- А как можно ласково назвать солнце?

Дети:

- Солнышко.

Педагог:

- А какое солнышко весной?

Дети:

- Солнышко теплое, яркое, весеннее.

Педагог:

- Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! Вы заслужили четвертую букву-подсказку. Буква … «Н»(прикрепить на мольберт)

5. Игра  «Узнай букву и выложи».

Педагог:

- Молодцы! А теперь предлагаю поиграть в игру «Узнай букву и выложи». (Каждый ребёнок получает карточки с буквами, называет буквы, изображенные на карточке, потом выкладывает эти буквы)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/3/69554_b5c0d1d20dd367f053fcf866ca104425.jpg.jpg

Педагог:

- Молодцы! Все выложили буквы. Теперь Вы получаете следующую букву…-«Ц».( Прикрепить на мольберт).

Педагог:

-Воспитатель: для того, чтобы отдохнуть, выполним физминутку «Весна пришла»

Улыбаются все люди –

Весна, весна, весна

Она везде, она повсюду –

Красна, красна, красна

По лугу, лесу и полянке –

Идёт, идёт, идёт

На солнышке скорей погреться –

Зовёт, зовёт, зовёт

И в ручейке лесном задорно –

Звенит, звенит, звенит

По камушкам в реке широкой –

Журчит, журчит, журчит

Разносит запахи повсюду –

Цветов, цветов, цветов

И всё живое сразу слышит

Весенний этот зов!

руки над головой, хлопки

ритмичные повороты туловища

ритмично «шагают» на месте

«Солнышко» из пальцев рук

«волны» руками

хлопки в ладоши

«Бутон» из пальцев

ритмично сжимают – разжимают пальцы

Педагог:

-Молодцы! Прекрасно рассказали про весну и показали, как ее ждут все вокруг. Получаете последнюю букву..- «Ц» (прикрепить на мольберт).

Педагог:

-Ребята, давайте вместе прочитаем какое слово у нас получилось…..

Дети:

- Солнце!

6. Составление рассказа о весне

 с использованием Мнемотаблицы.

Педагог:

-Ребята, давайте поиграем в игру «Мне нравится Весна, потому что…»

Дети рассказывают, почему им нравится Весна (ярко светит солнце, на улице становится тепло, прилетают перелётные птицы, они чирикают, распускаются первые цветы, природа пробуждается от зимнего сна, появляются первые проталины и тд.)

Педагог:

-- Мне кажется, что  ветер, который удерживал Солнце, начал утихать. Но чтобы весна полностью освободилась, нам надо составить небольшой рассказ о весне по мнемотаблице.

 (У каждого ребенка есть разрезанная на части мнемотаблица, они выбирают те картинки, которые хотят и составляют короткие рассказы о Весне. Один ребенок по мнемотаблице полностью рассказывает о Весне).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/3/69554_cefdd979c0c43be2e30447d17f3bfb0b.jpg.jpg

Вариант 1. Рассказ ребёнка:

Наступила долгожданная Весна. Ярко светит солнце, появились первые ручейки. Дети пускают кораблики. На проталине появились подснежники. Травка зеленее.  Деревья проснулись от зимнего сна. На них появляются почки и потом вырастают листочки.  Перелётные птицы возвращаются из теплых стран. Весной много праздников, один из них Масленица.  Я люблю весну, потому что на улице тепло, поют птички, а после весны наступит долгожданное лето.

Вариант 2. Рассказ ребёнка:

https://i.pinimg.com/originals/56/61/13/56611352f3fd7bb05f848ebf035dc9b5.jpg

Наступила весна. После дождя растет зеленая трава. Появляются первые цветы-подснежники. Птицы наконец-то возвращаются из теплых краев. На деревья х после зимы появляются почки и первые листочки. Люди много гуляют и радуются теплому весеннему солнышку.

Педагог:

- Молодцы ребята! Рассказы получились очень интересными и красивыми. Мы освободили Солнце, и когда мы с вами сегодня выйдем на прогулку мы почувствуем тепло весеннего солнца.

А сейчас нам необходимо возвращаться в детский сад.  (Встаем и идем по кругу). Не за грибами, не за цветами, а с новыми знаниями! Раз, два, три, в группу детского сада скорей попади. (на экране группа детского сада).

3. Рефлексия. Итог занятия.

Педагог:

- Ребята, у вас на столах находятся магнитики – желтые, синие.

Возьмите желтый магнитик тот, кому сегодня было очень интересно на занятии.

Синий магнитик возьмет тот, кому сегодня на занятии было не очень интересно.

Давайте теперь ваши магнитики прикрепим на доску и посмотрим, какое красивое солнце у нас получилось. Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия № 1 по развитию речи "Мы читаем С. Я. Маршак" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель: Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения выра...

Конспект занятия № 2 по развитию речи "Мы читаем С. Я. Маршак" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель: Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения созд...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как Максим букву потерял»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как...

Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Осенняя пора»

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия по развитию связной речи , основанный на использовании мнемотехники. В частности, в занятии используются мнемодорожки. Так же занятие постр...

Конспект занятия "Буратино" по мотивам сказки А.Н.Толстого «Буратино» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Конспект занятия с использованием игровой технологии биоэнергопластики и ИТ технологией " Игры для Тигры"...

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»

Цель: Развивать творческий потенциал детей через включение в различные виды  музыкальной деятельности....