Проект по развитию речи в подготовительной группе с использованием приемов мнемотехники
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 103»
Проект
по развитию речи в подготовительной группе с использованием
элементов мнемотехники
Автор проекта: Доронькина С .Д.
Саранск 2022 г.
Оглавление
- Актуальность проекта
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Мнемотехника как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
- Педагогические технологии применяемые в ходе реализации проекта
- Ожидаемый результат
- Срок реализации проекта
- Этапы проекта
- Тематический план реализации проекта
- Список используемой литературы
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина
- Актуальность проекта
Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Современный ребенок к 4,5,-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить правильно, без труда пересказывать рассказы и сказки, легко строить развернутые сложные предложения. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- Недостаточно развитый словарный запас речи;
- Употребление нелитературных слов и выражений;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения лучших результатов в развитии речи старших дошкольников был разработан проект с использованием эффективных методов и приёмов мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием связной речи.
Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним), визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников)
- Цель проекта
Формирование правильной устной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.
- Задачи проекта
- Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
- Развитие процессов восприятия, внимания, памяти, воображения;
- Развитие инициативы, самостоятельности.
- Мнемотехника как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
«Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи».
Я.А.Каменский.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
- Развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической, обработка различных приемов запоминания;
- Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать);
- Развитие образного мышления (кодирование любой информации);
- Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией;
- Развитие смекалки, тренировка внимания;
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Методика мнемотехники включает:
- Освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим миром - природа, времена года, растительный и животный мир и др.;
- Упражнения на развитие различных параметров внимания;
- Развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые высказывания.
Для этого используют предметные картинки, опорные схемы, пиктограммы. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Для детей дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняют или заменяют другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и способствуют:
- Обогащению словарного запаса;
- Обучению составления рассказов;
- Обучению пересказа художественной литературы;
- Отгадыванию и загадыванию загадок;
- Заучиванию стихов.
Этапы использования мнемотаблиц:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).
- Графическая зарисовка мнемотаблицы.
- Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Мнемотехника, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста, используется мной в дополнительной образовательной деятельности по пластилинографии.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети не только получают знания, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, окружающему миру.
В процессе занятий пластилинографией воспитывается культура общения детей, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.
- Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации проекта:
Наглядное моделирование (мнемотехника)
Мнемотехника задействует природные механизмы памяти и позволяет контролировать эффективность запоминания, хранения и воспроизведения необходимой информации. Наглядное моделирование (мнемотехника) дает возможность детям расширить объем словарного запаса; сформировать умения составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст; облегчить процесс заучивания стихов.
Игровые технологии
Игра, ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. Через игровую деятельность осуществляется развитие ребенка. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология «ТРИЗ»
Технология «ТРИЗ» ставит ребенка в позицию думающего человека. Использование данной технологии дает развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитию речи и творческого воображения. Технология ТРИЗ прививает ребенку радость творческих открытий.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, закаливание, релаксация). Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
- Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста:
- Расширяется круг знаний об окружающем мире;
- Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
- Словарный запас выходит на более высокий уровень;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
- Срок реализации проекта: один год
- Этапы проекта
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Этапы проекта | Содержание проекта | Срок реализации |
Подготовительный |
| Август |
Основной | Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Предметно – развивающая среда
| Сентябрь - май |
Заключительный |
| Май |
- Тематический план реализации проекта
Тема «Осень» Сентябрь Октябрь Ноябрь Тема «Зима» Декабрь Январь Февраль Тема «Весна» Март Апрель Тема «Лето» Май | Дидактические игры: «Когда это бывает?» «Мяч бросай четко фрукты… называй» «Подбери антонимы к словам» «Правильно — неправильно» (понимание причинно-следственных связей) Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов об осени Пальчиковые игры: «Осень» «Осенний букет» «Пять грибов» Подвижные игры: «У медведя во бору» «Огород» «Медведь и пчелы» «Курочка - хохлатка» Театрализованные игры: Осенний фольклорный праздник Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у бабушки» «Кафе» Составление предложений по мнедорожкам об осени Составление описательного рассказа об осени по мнемотаблицам «Как вы относитесь к осени?» Составление загадок об овощах Дополнительная образовательная деятельность Просмотр мультфильмов об осени «Очумелые ручки»: коллективная работа «Астры в корзинке» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Осенний букет» Работа с родителями Выставка поделок «Осенние фантазии» Дидактические игры: «Я знаю два названия ягод, грибов» «Подбери действия к предметам» «Какие бывают соки?» «Почему это произошло?» Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов об осени Пальчиковые игры: «Овощи» «Ягодки» «Ветер, ветер, ветерок» Подвижные игры «Капуста» «Совушка» «Огуречик, огуречик» «Коза рогатая» Театрализованные игры: «Репка» «Колобок» Сюжетно-ролевые игры: «Строители» «В супермаркете» Составление предложений по мнедорожкам об осени Составление описательного рассказа об осени по мнемотаблице «Дары осени» Составление загадок о фруктах Дополнительная образовательная деятельность Просмотр мультфильмов об осени «Очумелые ручки»: коллективная работа «В осенним лесу» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Осенний лес» Работа с родителями Фотовыставка «Осенние краски» Дидактические игры: «Третий лишний» «Что бывает круглым…?» «Придумай сам» «Закончи предложение» Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов об осени Пальчиковые игры: «Капли» «Компот» «Тучка» Подвижные игры: «Садовник» «Пустое место» «Гуси – лебеди» «Лиса в курятнике» Театрализованная игра: «Рукавичка» Сюжетно-ролевые игры: «Почта» «Таксопарк» Составление предложений по мнедорожкам об осени Составление описательного рассказа об осени по мнемотаблице «Животные осенью» Составление загадок о грибах Дополнительная образовательная деятельность Презентация «Осень» «Очумелые ручки»: коллективная работа «Чудо плоды» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Урожай фруктов» Дидактические игры: «Какое время года?» «Умею – не умею» «Кто больше?» «Подбери словечко» Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов о зиме Пальчиковые игры: «Зима» «Перед нами ёлочка» «На ёлке» Подвижные игры: «Два мороза» «Лохматый пес» «Кот на крыше» «Попади в цель» Театрализованная игра: «Новогодний сюрприз» Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Поликлиника» Составление предложений по мнедорожкам о зиме Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице «Морозные деньки» «Зимние забавы» Составление загадок о зиме и зимних явлениях Дополнительная образовательная деятельность Просмотр мультфильмов о зиме «Очумелые ручки»: коллективная работа «Новогодняя сказка» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Новогодняя ёлка» Работа с родителями Выставка поделок «Новогоднее чудо» Дидактические игры: «Угадай предмет» «Дай действия словам» «Что из чего сделано?» «Кто подберет больше слов?» Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов о зиме Пальчиковые игры: «Снеговик» «Снежок» Подвижные игры: «Снежная баба» «Зеркало» «Мы веселые ребята» «Перебрось за линию» Театрализованная игра: «Волк и лиса» Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты» «В библиотеке» Составление предложений по мнедорожкам о зиме Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице «Птицы зимой» Составление загадок о животных Севера Дополнительная образовательная деятельность Просмотр мультфильмов «Очумелые ручки»: работа «Пингвин на льдине» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Снеговик» Работа с родителями Фотовыставка «Зимние мгновения» Дидактические игры: «Доскажи словечко» «Четыре слова» «Кто где живет?» «Причина и следствие» Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов о зиме Пальчиковые игры: «Маланья» «Кошка» Подвижные игры: «Охотники и зайцы» «Перехватчики» «Стайка» «Снайперы» Театрализованная игра: «Заяц хвастун» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки» «Автобус» Составление предложений по мнедорожкам о зиме Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице «Животные зимой» Дополнительная образовательная деятельность Просмотр мультфильмов о зиме «Очумелые ручки»: работа «Совушка – сова» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Красногрудый снегирь» Дидактические игры: «Какая? какой? Какое?» «Кому что нужно?» «Где что можно делать?» «Как сказать по-другому?» Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов о весне Пальчиковые игры: «Весна» «Лодочка» «Цветы» Подвижные игры: «Стадо» «Мотылек» «Повар» «Мышеловка» Театрализованная игра: «Лиса, заяц и петух» Сюжетно-ролевые игры: «Ателье» «В школе» Составление предложений по мнедорожкам о весне Составление описательного рассказа о весне по мнемотаблице «Пробуждение весны» Составление загадок о весне и весенних явлениях Дополнительная образовательная деятельность Просмотр мультфильмов по теме весна «Очумелые ручки»: коллективная работа «Душистый снег» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Подснежники» Дидактические игры: «Подбери действия к предметам» «Третий лишний» «Составь слово» «Волшебные предметы» Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов о весне Пальчиковые игры: «Рыбка» «Уточки» «У нашего котища…» Подвижные игры: «Дети и волк» «Бездомный заяц» «Лягушки и цапля» «Кто быстрее» Театрализованная игра: «Красная шапочка» Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек» «Шоферы» Составление предложений по мнедорожкам о весне Составление описательного рассказа о птицах и животных весной по мнемотаблице «Весенние чудеса» Составление загадок о цветах Дополнительная образовательная деятельность Просмотр мультфильмов «Очумелые ручки»: работа «Подснежники» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Ласточка» Дидактические игры: «Кто знает, пусть продолжает» «Что зачем?» «Слова антонимы» «Где мы были, что мы видели?» Проговаривание скороговорок Чтение стихов, рассказов о лете Пальчиковые игры: «Ежик» «Паучок» «Пчела» «Радуга» Подвижные игры: «Маргаритки» «Волк и ягнята «Рыбалка» «Пчелки и ласточка» Театрализованные игры: «Кот, петух и лиса» Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные» «Пекарня» Составление предложений по мнедорожкам о лете Составление описательных рассказов о лете по мнемотаблице «Жаркое лето» Составление загадок о насекомых Дополнительная образовательная деятельность Просмотр мультфильмов по теме «Очумелые ручки»: работа «Божья коровка на ромашке» «Чудеса из бумаги»: коллективная работа «Бабочка» Мониторинг Оформление альбомов «Времена года» |
- Список использованной литературы и источников
- Алябьева Е.А. Игры для детей 5 – 8 лет: Развитие логического мышления и речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112с.
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Т.В. Большова.- СПб.: Из-во-«Детство- Пресс»,2005.-143с.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста/ Т. Б. Полянская.-Спб., 2009.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 272с. – (Развиваем речь).
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 288с. – (Развиваем речь).
- Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 208с. – (Развиваем речь).
Инновационный
проект
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Автор:
Сиднева Наталья
Александровна,
воспитатель МДОАУ «Детский сад № 21»
Новотроицк, 2015
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникатив-
ную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.
Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д
- недостаточный словарный запас;
- плохая дикция.
При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Потребности ДОУ в разработке данного проекта:
1. Обеспечение условий для развития связной речи у дошкольников;
2. Укрепление партнёрских отношений со школой № 37, с библиотекой.
Цель проекта:
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи проекта:
- Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
- Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)
- Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
- Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:
- Для обогащения словарного запаса детей
- При обучении составления рассказов
- При пересказах художественной литературы
- При отгадывании и загадывании загадок
- При заучивании стихов
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.
Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т.А.Ткаченко (предметно-схематические модели), Т.В.Воробьёвой (сенсорно-графические схемы), Т.В.Большевой (коллаж), В.П.Глухова (блоки-квадраты), Л.Н.Ефименковой (схемы составления рассказа)
На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми:
- Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
- Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
- Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.
- Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
- Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
- Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;
- Активизация речевой деятельности детей;
- Обогащение словарного запаса
Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
Таким образом, данный проект:
- выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники;
- обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 103» в полном объёме;
- способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте;
- формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных организациях.
База реализации проекта: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №103, группа №3.
Технология реализации проекта
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Нормативно-правовой ресурс:
- Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
- СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Министерством образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»;
Научно-методический ресурс:
- Большова Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники.- СПб.: : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. « Логопед» 2008.
- Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.-%10
- Ефименкова Л.Н. « Формирование речи у дошкольников». М. Дрофа 1985.
- Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004.
- Акимова Г.Память-на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.
- В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
- . Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Т.Ю Бардышев, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет
Материально-технический ресурс:
Проведенный мониторинг условий для реализации проекта показал, что в нашей возрастной группе есть все необходимое:
- Хорошо оснащенные и соответствующие гигиеническим требованиям Центр книги и развития речи, Центр театра и ряжения;
- Наличие наглядно-дидактического материала для проведения занятий по речевому развитию (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы, иллюстрации и т.д.);
- Настольно-печатные и дидактические игры для развития связной речи в самостоятельной деятельности дошкольников;
Технологический ресурс:
Описание технологий, методов, приемов.
Модель реализации проекта:
Традиционные фронтальные занятия, как форма организации образовательной деятельности, являющей приоритетной в более ранний периоды дошкольного воспитания, в настоящее время не является подходящей для развития речи воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования.
На современном этапе деятельность педагога в образовательной деятельности должна измениться коренным образом: воспитатель учит детей не бояться проблемных ситуаций, открывать новые знания, находить верное решение самостоятельно, творчески. Он не преподносит детям знания в готовом виде «на блюдечке». При таком сотрудничестве педагога с ребёнком деятельность дошкольника приобретает познавательно-исследовательский, поисковый характер.
Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной для этого возраста модели. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путем, поэтому каждый дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо научить не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей, явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания.
Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.
- После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы и образы, т.е. происходит обработка метода запоминания.
- Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Для детей сначала использовались цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ягодка - красная, солнышко - жёлтое. Затем схемы создавались в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком.
Этапы работы над стихотворением (приложение № 4) :
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.
- Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память ,мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Это ребёнку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предметов и вносить их в мнемотаблицу.
Творческий рассказ. Чтобы рассказы детей были не однообразны, логично построены, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;
- Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);
- Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек);
- Выступления на педагогическом совете ДОУ, на педагогическом часе об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников;
- Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников (по методике Ю. А. Афонькиной);
- Анкетирование родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях?».
2 этап – практический.
- Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»);
- Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники;
- Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;
- Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;
- Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.
Работа с воспитанниками:
Использовать в работе мнемотаблицы Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (См. Приложение № 3)
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде (смотри приложение № 3 ). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;
- Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;
- Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;
- Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам;
3 этап – заключительный:
- Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;
- Обобщение и распространение полученных результатов;
- Выступление на педагогическом часе по данному вопросу.
Результативность опыта:
Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей возрастной группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали:
- Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры: при проведении изучения индивидуального развития воспитанников в начале реализации проекта уровень владения речью как средством общения и культуры лишь у 10% детей был высокий, у 20% - детей средний, а у 70% - детей низкий В ходе реализации проекта результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 9% больше, со средним уровнем - на 10% больше, а с низким - на 19 % меньше.
- Обогатился и стал активнее словарный запас детей: изучение в начале показало, что уровень обогащения активного словаря у 5% детей высокий, у 15% - средний, а у 80% - низкий. В ходе реализации проекта уже в результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 15% больше, со средним - на 5% меньше и с низким уровнем - на 5% меньше.
- Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей: при проведении педагогической диагностики в начале учебного года выяснилось, что развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у 5% детей высокий, у 18% - средний, а у 77% - низкий. Реализовывая проект весь учебный год проведенная в мае педагогическая диагностика показала, детей с высоким уровнем стало на 40% больше, со средним - на 29% меньше и на12% низкий уровень стал меньше.
- Повысился уровень развития речевого творчества детей: если в начале учебного года развитие речевого творчества показало следующие результаты: у 8% детей уровень развития высокий, у 40% - средний, а у 52% детей – низкий, В ходе реализации проекта в течение учебного года, выяснилось, что детей с высоким уровнем стало на 40% больше, на 31% стал меньше средний уровень и на 9% стал меньше низкий уровень.
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.
В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы решались так:
1) изучала методическую литературу по речевому развитию детей с использованием современных образовательных технологий;
2) изготовила самостоятельно необходимые наглядные пособия;
3) продумала более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.
Для практической реализации данного проекта среди педагогов были разработаны:
- Открыта личная страничка педагога в Интернете
- Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».
- Перспективное планирование по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц
- Алгоритмы одевания и умывания;
- Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений;
- Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.
В перспективе планируется:
- Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.
- Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».
- Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.
Приложения
к проекту
Приложение 1.
Результаты изучения речевого развития детей дошкольного возраста
(по методике Ю. А. Афонькиной)
Средняя группа (2013-2014 уч.год), старшая группа (2014-2015 уч.год).
1. Владение речью как средством общения и культуры.
Критерии:
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Использует развернутую речь для выражения намерения, просьбы, своей потребности, желания. Выражает в речи свои желания, просьбы в обращении к ровеснику и взрослому, общается вежливо, используя соответствующие слова в отношении как знакомых, так и новых людей.
Принимает участие в групповой беседе: внимательно слушает, отвечает на вопросы и задаёт их по ходу разговора, высказывается по предложению взрослого, откликается на высказывания партнёров по общению, соблюдает очерёдность в разговоре, выслушивает собеседника не перебивая, поддерживает общую тему разговора, говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; в игре разворачивает ролевой диалог; вступает в продуктивное диалогическое общение со сверстниками.
Пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации, отвечает на вопросы и активно задаёт их, рассказывает из своего опыта, поддерживает беседу, регламентирует действия других людей с помощью речи, выражает в речи свои желания, цели в игре и повседневных ситуациях; использует речь как ведущее средство общения; речь, мимика и пантомимика, предметные средства общения выразительны.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Использует вежливые слова, но нуждается в напоминании взрослого, в его примере; затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, в обращении ко взрослому, как правило, использует речевые формы коммуникации.
Принимает участие в групповой беседе: непродолжительно слушает, но отвлекается; отвечает на вопросы и задаёт их по ходу разговора, высказывается по предложению взрослого, откликается на высказывания партнёров по общению, но недостаточно внимателен к высказыванию других, нередко не соблюдает очерёдности в разговоре, не выслушивает собеседника, перебивает, не поддерживает общего разговора; говорит не всегда спокойно и доброжелательно, нередко разговаривает слишком громко; в игре использует ролевой диалог, но неразвёрнутый; вступает в диалогическое общение со сверстниками, но не соблюдает правил диалогического общения.
Речь является ведущим средством общения, дополняется мимикой и пантомимикой, предметными средствами общения; средства общения недостаточно выразительны.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб, намерений в обращении к ровеснику и взрослому. Использует некоторые вежливые слова по напоминанию взрослого, делает это часто неохотно.
Не стремится принимать участие в групповой беседе, обычно отмалчивается или кратко односложно отвечает на отдельные вопросы; не инициативен в диалогическом общении, редко задаёт вопросы взрослому или не задаёт совсем, в диалогическое общение со сверстниками вступает редко, в игре не использует элементы ролевого диалога.
Преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, с помощью речи обычно выражает ситуативные потребности, намерения или желания, речь не развёрнута; средства общения не выразительны.
2. Обогащение активного словаря
Критерии:
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. В речи использует все части речи. Называет предметы, их свойства, качества, детали, части. Активно использует обобщающие слова, обозначая родовые категории. Называет признаки объектов, в том числе визуально невоспринимаемые, например, тяжесть, а также пространственно-временные категории, разнообразные действия. Обозначает качества характера, эмоциональные состояния, свои особенности. Все словарные формы использует точно.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. В речи использует все части речи, наиболее активны существительные и глаголы. Называет предметы, их свойства, а также отдельные качества, детали, части. Использует обобщающие слова, обозначая родовые категории. Называет признаки объектов, преимущественно визуально воспринимаемые. В обозначении пространственно-временных категорий допускает ошибки. Называет наиболее распространённые действия. Обозначает отдельные качества характера, эмоциональные состояния свои особенности. Не все словарные формы использует точно.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. В речи использует существительные и глаголы, остальные части речи немногочисленны. Называет предметы, их свойства. Использует обобщающие слова, обозначая родовые категории. Называет признаки объектов, преимущественно визуально воспринимаемые. В обозначении пространственно-временных категорий допускает ошибки. Многие называемые действия или признаки не дифференцированы в отношении объектов( например, лягушка бегает, заяц бегает) . не обозначает отдельные качества характера, эмоциональные состояния, называет некоторые свои особенности с помощью взрослого. Многие словарные формы использует точно.
3. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Критерии:
Высокий уровень педагогических воздействий. Различает и употребляет предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, перед, за, около. Использует развёрнутые высказывания, правильно употребляет все виды предложений, согласовывает слова в предложении. Грамматически правильно строит повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Правильно употребляет форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных, глаголы повелительного наклонения; согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания, соотносит названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе. Составляет рассказ по картинке или об игрушке при помощи взрослого. Самостоятельно кратко описывает предмет, изображённый на картинке, высказывает своё суждение. Рассказы последовательны, имеют определённую структуру: начало, середина, концовка.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Использует развёрнутые высказывания, употребляет все виды предложений, использует повествовательные, вопросительные, восклицательные, но допускает отдельные ошибки, так же, как и предложно-падежных конструкциях. Большинство названий детёнышей животных в единственном и множественном числе образует правильно. В отдельных случаях ошибки проявляются в согласовании слов в предложении, в употреблении отдельных предлогов. Употребляет форму родительного падежа множественного числа существительных, глаголы повелительного наклонения, согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания, соотносит названия животных и их детёнышей, образовывает названия детёнышей в единственном и множественном числе, но допускает отдельные ошибки. Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым. С помощью взрослого кратко описывает предмет, изображённый на картинке, но затрудняется высказать своё суждение. Рассказы в целом последовательны, но может нарушать их структуру.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Преимущественно использует неразвёрнутые высказывания; не употребляет или употребляет редко сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; при грамматическом построении повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений допускает многочисленные ошибки. Испытывает трудности в понимании и использовании многих предлогов. Допускает ошибки в употреблении грамматических форм. Затрудняется в образовании большинства названий детёнышей животных в единственном и множественном числе. Составляет краткие, малоинформативные рассказы при значительной помощи взрослого по его вопросам, в рассказе нарушает последовательность.
4. Развитие речевого творчества
Критерии:
Высокий уровень педагогических воздействий. В речи использует много неологизмов. Постоянно проявляет словотворчество. Составляет небольшие описательные рассказы, короткие сказки, рассказы из личного и коллективного опыта как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Интересуется рифмовками, пробует создавать рифмы.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. В речи использует немногочисленные неологизмы. Иногда проявляет словотворчество. Составляет небольшие описательные рассказы, короткие сказки, рассказы из личного и коллективного опыта, преимущественно с помощью взрослого. Замечает рифмовки.
Низкий уровень педагогических воздействий. В речи отсутствуют неологизмы. Словотворчество не проявляет. Затрудняется в составлении небольших описательных рассказов, коротких сказок, рассказов из личного и коллективного опыта, выполняет задачу только в совместной со взрослым деятельности при ведущей роли взрослого. Не замечает рифмовки.
Приложение 2
Алгоритм одевания.
Алгоритм умывания.
Приложение 3
Мнемотаблицы для составления рассказов по теме «Времена года».
Зима.
Наступила зима.
Небо закрыто серыми тёмными тучами.
Часто идёт холодный снег.
Девочки и мальчики идут гулять на улицу.
Они лепят из снега снежки и снежную бабу.
Зимой ребята катаются на санках и коньках.
Лето.
Наступило лето.
Солнце светит ярко и греет.
Мальчики и девочки купаются в речке.
Играют в мяч и бадминтон.
Из песка строят башни и замки.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Осень.
Наступила осень.
Солнце светит мало и не греет.
Оно скрыто за серыми тучами.
Часто идет дождь.
Мы идем в детский сад под зонтом.
Дует сильный ветер.
И с деревьев слетает листва.
Листья покрывают всё вокруг красивым, красочным ковром.
Весна
Наступила весна.
Солнце греет сильнее и становится тепло.
На улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки и мальчики пускают кораблики по воде.
На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы.
Приложение 4.
Мнемотаблицы для разучивания стихотворений
«Насекомые»
«Весна»
Приложение 5
Перспективное планирование по развитию связной речи
с использованием мнемотаблиц
.
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе по теме «Весна».
Цель: Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности, путём перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия. Составление рассказа по схемам.
Задачи
- продолжать учить составлять рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями.
- развивать умение соотносить знаковые символы с образами.
- упражнять в подборе существительных к прилагательным.
-отрабатывать интонационную выразительность речи.
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Материалы: мнемотаблица, силуэт Белого Медведя.
Интеграция О.О.: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа: беседа рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, чтение художественных произведений.
Ход НОД:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом! (дети с воспитателем встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).
Все мы дружные ребята
Мы ребята- дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо.
Будет радостно светло!
- Давайте передадим друг другу тёплое, весёлое настроение.
Воспитатель: Сколько времён года вы знаете? ( четыре)
Воспитатель: Верно. Назовите их.(Зима, весна ,лето осень).
Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажут загадки:
Снег и лёд на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла …(весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна-
В гости к нам идет… ( весна)
Воспитатель: Правильно, это весна. В народе её часто называют ласково весна-красна. Я назову вам слово, а вы назовите его ласково.
Солнце - …, ручей - …, корабль - …, сапоги - …, ветер - …, облако - …, трава - …, проталина - …, лист - …, цветы - … .
Какая весна? ( солнечная, тёплая, яркая, цветущая…).
Воспитатель: кто же у нас главный весенний герой? ( игрушка – солнце)
А вот и наше солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце жёлтое как ( одуванчик, лимон…)
- Солнце круглое как ( мяч, шарик…)
- Солнце ласковое как ( мама, бабушка…)
- Солнце тёплое как ( печка, рукавичка…)
- Солнце яркое как ( фонарик, лампочка…)
- Солнце жаркое как ( костёр, огонь…)
Физкультминутка.
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
Воспитатель выставляет Белого Медведя.
- Кажется у нас гость. Вы его узнали?
Дети: Да, это Белый Медведь!
Белый Медведь: - Здравствуйте, ребята! Я живу в холодной далёкой Антарктике. Я слышал как вы говорили о весне, мне понравилось, но я её никогда не видел. Какая она?
Воспитатель: Ребята, мы сможем рассказать Мишке про нашу весну? Давайте мы разделимся на команды. ( дети берут из мешочка по одному жетону и делятся на команды- два цвета- две команды)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить рассказы о весне, чтобы Белый Медведь запомнил их и рассказал своим друзьям. В этом нам помогут наши помошники- таблицы ( дети с каждой команды подходят к столу и выбирают любую таблицу)
Воспитатель: вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.
Составление рассказа по мнемотаблицам.( см. таблицы)
Белый Медведь: Как здорово придумано! Как интересно рассказали о весне.
Воспитатель: Чтобы ты ничего не забыл, мы с ребятами подарим тебе таблицы- подсказки.
Воспитатель: Сколько интересного узнал сегодня Мишка. О каких приметах, мы ему сегодня рассказывали? ( мы рассказывили Мишке о приметах весны).
Теперь он знает, что происходит весной.
А чем мы ещё занимались? (называли ласковые слова, составляли предложения по картинке и т. д.)
Что понравилось вам на занятии?
Чей рассказ понравился больше?
Почему?
Кто был у нас в гостях и где он живёт? Как мы ему помогли?
Белый Медведь: Спасибо! Я столько всего узнал, благодаря вашим подаркам я смогу рассказать своим друзьям о весне! Мне пора! До свидания!
Таблица 1.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май.
Весной ярко светит солнце и сильно пригревает.
Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь.
На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки.
Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники –
первые вестники весны. Просыпаются насекомые.
Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Таблица 2
Пришла весна. Солнце стало пригревать. Снег начал таять.
Побежали, зажурчали ручейки.
На деревьях набухают почки и распускаются листочки.
Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Приложение 7.
Мнемотаблицы для составления рассказов
Проект
«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
По доминирующей деятельности: речевой
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный(04.04.2016-20.04.2016)
Заявитель: дети старшей группы
Автор проекта: воспитатель Шейкина Елена Сергеевна
Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»
(Аристотель).
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.
Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.
Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.
Объект проектной деятельности: процесс развития речи детей старшей группы
Предмет проектной деятельности: мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
Задачи проекта:
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольниковбудет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Ресурсы проекта:
Программное обеспечение: используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)
Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада, игровая комната, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудио проигрыватель.
дидактические игры,
сюжетно-ролевые игры,
подбор наглядного материала (иллюстрации, зарисовки,
Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель, инструктор физ. воспитания.
Этапы проекта:
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями
Организационный Оценка уровеня словесно-логического мышления;Постановка проблемы и цели. Проводение методику «трёх вопросов».Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.
Участие в анкетировании;
Основной В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.
Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Заключительный Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала. Оформление наглядной информации в родительском уголке.
План образовательной деятельности
Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Речевое развитие Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года», Перелетные птицы», «Космос».
Составь «Пословицы и поговорки»(работа с мнемоквадратами)
Пересказ сказки «Гуси- лебеди» по мнемотаблице Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок.
Составление предложений о весне, птицах, планетах по мнемодорожкам. Мнемотаблицы, мнемокавдраты для составления рассказов.
Дидактические игры «Звуковые кармашки», Рассели по домикам».
Заучивание стихов на тему «Весна», с привлечением родителей (мнемотехника)
Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки
Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.
Социально-коммуникативное развитие «Найди по описанию»;
«Узнай и назови»;
«Загадки о животных;
«Цветы»;
«Звуковая ромашка», «Кто в домике живёт». «Угадай кто?» Размещение игр в центры активности «Собери поговорку»
«Расскажи сказку».
Познавательное развитие Беседы «Перелётные птицы».
Наблюдения за объектами и явлениями природы.
Н\п игры на тему «Перелётные птицы», «Космос». Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Консультация для родителей «Мнемотехника».
Проведение индивидуальных бесед с родителями;
Художественно-эстетическое развитие «Рисуем слова».
Графическая зарисовка мнемотаблиц. Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями. Атрибуты для театрализованной деятельности. Пластилин, карандаши, мелки, краски,
раскраски, трафареты.
Физическое развитие П/и «Охотники и утки», «Кошка и скворцы». Спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кольцебросс.
Ожидаемый результат: Улучшение показателей связности речи;
У детей сформированы умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Критерии оценки результатов по диагностике:
Низкий: Ребёнок не проявляет интереса к теме проекта, не проявляет интереса к пересказу сказок, разучивает стихи загадки только по предложению воспитателя. Не всегда включается в коллективную деятельность по изготовлению мнемоквадратов, мнемодорожек. Не может раскодировать значение образов в таблицах.
Средний: Ребёнок проявляет интерес к теме только после предложения воспитателя, с помощью взрослого преобразовывает образы в слова, перессказывает рассказы и заучивает стихи по мнемотаблицам. Включается в коллективную познавательную деятельность группы, но только по предложению воспитателя. Проявляет интерес активность творческой деятельности.
Высокий: Ребёнок проявляет интерес к теме проекта, инициативу в речевой деятельности по составлению, перессказу, сочинению по мнемотаблицам. Самостоятельно придумывает образы заменяемые слова, сочиняет загадки, составляет поговорки по мнемотехнике. Проявляет инициативу в творческой и познавательной деятельности.
Продукт проекта:
Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.
Мнемоквадраты
Мнемопоговорки,мнемозагадки.
Дидактические игры по мнемотехнике
Презентация проекта: «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности»
Рефлексия: В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи детей.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогают нам в развитии речи наших детей.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:
Негативные последствия Способы коррекции
Низкая мотивация детей Подобрать как можно больше интересного материала по мнемотехнике.
Отказ родителей от сотрудничества Предоставить доступную информацию по данной теме, о её эффективности в процессе развития речи.
Высокая заболеваемость в группе Провести беседы и с родителями и сдетьми о мерах профилактики простудных заболеваний.
Список использованной литературы:
Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
Бондаренко Т. М «Практический материал по освоению образовательных областей»;
Волочкова В. Н и Степанова Н. В «Конспекты занятий в старшей группе» ИЗО;
Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
Голицына Н. С «Конспекты комплексно-тематических занятий»;
Интернет ресурсы
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
Периодические издания
Проект
Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Актуальность проекта:
. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Значение метода мнемотехники.
Возможность использования в нескольких областях – интеграция
Использование имеющихся методических и дидактических средств, не требующих финансовых затрат;
Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;
.
Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников, зрительной и слуховой памяти, внимания.
Задачи проекта:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники
3. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;
4. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
Предполагаемый результат: Расширение и обогащение словаря, развитиеграмматического строя, связной речи воспитанников младшей группы.
Ресурсное обеспечение:
научно-правовое: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Ст. 48, 64)
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
научно-методическое: .Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001
Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
кадровое: воспитатель младшей группы Сафонова Наталья Игорьевна
Этапы реализации проекта :
• I Подготовительный (октябрь -ноябрь)
• II Внедренческий (декабрь-апрель)
• III Результативный (май)
Подготовительный (октябрь-ноябрь)
• Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
• Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в МБДОУ.
• Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек)
• Диагностика начальная
Внедренческий (декабрь-апрель)
• Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»;)
План
Образовательно-воспитательных мероприятий
с обучающимися II младшей группы «Теремок»
на 2014-2015 уч. год
№ п/п
ТЕМА
Дата Вид образовательно-воспитательного мероприятия Использование мнемотехники
1 Тема «Знакомство с символами мнемотехники» (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). октябрь ННОД
работа с микрогруппами
2 Тема «Составление рассказа о времени года «Осень наступила, высохли цветы.» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами мнемоквадраты, мнемотаблицы
3 Тема «Заучивание стихотворения «Рябинка» ноябрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица
4 Тема «Пересказ сказки «Курочка Ряба» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами мнемоквадраты
5 Тема «Заучивание стихотворения «Шапка» декабрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица
6 Тема «Составление рассказа о времени года «Ах, ты зимушка-зима!» декабрь ННОД, работа с микрогруппами, индивидуально. мнемотаблица
мнемодорожка
7 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка» январь ННОД, работа с микрогруппами мнемотаблица
8 Тема «Составление рассказа о птицах» февраль ННОД, индивидуально мнемодорожка
9 Изготовление и использование тактильных дорожек ноябрь-апрель Индивидуально.
10 Тема «Составление рассказа о времени года весна» март ННОД мнемодорожки
11 Составление рассказа о животных (домашних, диких) апрель ННОД, индивидуально мнемодорожки
12 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка», «Маша и лиса», апрель ННОД, работа с микрогруппами мнемодорожка
• Разработка конспектов ННОД по развитию речи с использованием мнемотехники
• Использование в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, составлении описательных рассказов,
• Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников
С воспитанниками
Использование для обучения детей связной речи такие виды мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, мнемоквадраты.
Работа с родителями
• Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
• Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»
• Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
• Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов
Заключительный (Май)
• Проведение итоговой диагностики
• Обобщение и распространение полученных результатов
В результате
• Создана материальная база для использования мнемотехники
• Разработаны конспекты непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники
• Повысился уровень педагогического мастерства
• Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, работать по образцу, по правилам, по инструкции
• У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира
• Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
• Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей
Вывод
Использование приёмов мнемотехники в младшем дошкольном возрасте способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников.
Список использованной литературы:
1. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001
3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.
4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 www.detstvo-press.ru
6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
«Логопед» № 4 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием приема комментированного рисования.
Развитие коммуникативных навыков в процессе изобразительной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием приемов мнемотехники " Золотая Осень"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники « Золотая осень»Цели:1. Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ сказки «Цветик-семицветик (В.Катаева)».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25044965","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект образовательной деятельности по формированию навыков связной речи детей подготовительной группы с использованием приема "Синквейн"
Цель: Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей по прослушанному рассказу. Задачи:Обучающие: 1.Познакомить с м...

Конспект занятия по речевому развитию (развитию речи) в средней группе с использованием технологии мнемотехника. Тема: Заучивание стихотворения Т.Белозерова «День Победы»
Заучивание стихотворения Т. Белозерова "День Победы"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа «Четыре желания»
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
- Мне нравится (1)