Развитие речи "Чтение сказки Царевна-лягушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Михеева Марина Евгеньевна

- Закреплять умение отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества и художественных произведений.

- Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»

Цель занятия: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

Задачи.

Образовательные:

- Закреплять умение отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества и художественных произведений.

- Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.

- Развивать память и мышление.

Воспитательные:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка», интерес к образам этой сказки.

Продолжительность: 25 мин.

Участники: воспитанники старшей группы.

Тип занятия: усвоение нового материала

Форма занятия: игра – путешествие

Оборудование: картинки по содержанию сказки, картинка болота и лягушки, клубок, сундучок, песню «Сказка».

Планируемые результаты: Работа педагога над полными  предложениями при ответах.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему

Методы и приемы работы с детьми: беседа, вопросы, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

План занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.Мотивационно побудительный этап

Актуализация (целевая установка)

4 мин

2. Содержательный этап

 

Мотивирование к деятельности

Открытие детьми нового знания

Физкультминутка «Две лягушки».

Беседа после чтения

19 мин

3. Рефлексивный этап

Рефлексия

2 мин

 

Ход занятия

Этапы деятельности

Действия педагога

Действия детей

  1. Мотивационно – побудительный этап (4 мин)

 

Актуализация (целевая установка)

 

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте всем пожелаем доброго утра!

Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!

Становитесь дружно в круг!

Я — твой друг, и ты — мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

- Дети, любите ли вы сказки? В этом сундучке у меня для вас новая книга, (открываю, выясняется, что книги нет).

-Ребята, как вы думаете, куда исчезла книга? Смотрите, вместо книги — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу? Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

- Что нам теперь делать, как мы узнаем, что за книга была в сундучке?

-А где находится эта Страна Сказок? А как туда попасть? Кто нам укажет путь?

- Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (если дети затрудняются показать клубок)

У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. – А кто помнит, как им пользуются в сказке.

- Тогда все хором говорим «-Помоги клубочек отыскать нам путь» становитесь за мной друг за другом и идем за клубком.

Дети здороваются

Выполняют движения вместе с воспитателем

 

(Ответы детей).

 

Дети рассуждают, высказывают свои предположения).

Предполагают то, кого письмо

 

Дети предлагают разные варианты ответов.

Это – волшебный клубок

 

Спрашивают дорогу, бросают и идут за ним

Дети под песню «Сказка» выполняют движение совместно с воспитателем

2. Содержательный этап (19 мин)

Мотивирование к деятельности

Открытие детьми нового знания

 

Физкультминутка

«Две лягушки».

 

Беседа после чтения

 

-Вот мы и попали в Страну сказок.

- Посмотрите куда нас привел волщебный клубок. А вы знаете кто сдесь живет?

На доску воспитатель помешает картинку Царевны -Лягушку

-Эта лягушка сбежала из книги которую украла Баба Яга, она вас просить вспомнить все Русско народные сказки которые вы помните. И тогда книга появится.

- А почему эти сказки называют русско народные?

Воспитатель снова открывает сундучок и все обнаруживают книгу

-Вы знаете что эта за сказка? Вы хотите послушать?

Воспитатель выразительно читает (рассказывает) сказку. К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация.

- Давайте вместе с Царевной – Лягушкой отдохнём.

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкульт привет!

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

-Назовите главных героев. Кто из них вам понравился больше всего? Почему?

-Какой Иван-царевич в сказке? А Василиса Премудрая?

-Почему Василису называют Премудрой?

-Какие волшебства вы заметили в сказке?

-Для чего нужны чудеса в сказках?

-Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

- Чему нас учит эта сказка? 

- Что в итоге получил Иван царевич за добро, какое вознаграждение

- Ну а теперь нам пора возвращаться в группу. Берем волшебный клубочек, произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, назад в группу приведи!»

На болото.

Лягушка

Волк и лиса, Теремок, Колобок, Репка и т.д.

Их придумал народ.

 

Ответы детей.

 

Дети принимают позу слушатеся и слушаю сказку.

Повороты в стороны.

Полуприседания вправо-влево

Переступание с носка на пятку

Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Ходьба на месте.

Добру, что добрые поступки будут вознаграждены

Ответы детей.

Царевна – Лягушка, Иван-царевич и т.д.

Добру, что добрые поступки будут вознаграждены

Василису Прекрасную

3. Рефлексивный этап (2 мин)

 

- Где вы сегодня побывали?

- С какой сказкой вы сегодня познакомились?

- Какая это сказка? Чему она учит?

- Что вам понравилось больше всего сегодня?

Дети делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи. «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по развитию речи.«Знакомство с русской народной сказкой«Царевна-лягушка»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Рисование героев сказки "Царевна-лягушка"

Программное содержание. Развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. Формировать эстетическое отношение к окружающему, любовь к...

Конспект НОД по развитию речи. «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по развитию речи.«Знакомство с русской народной  сказкой«Царевна-лягушка»Задачи: Познакомить детей с русско-народной сказкой.Продолжить развивать у детей желан...

Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...